Предмет и методы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, выявляются закономерности и факты.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Психология пожилого возраста.

Работа состоит из  1 файл

Otvety психология.docx

— 50.46 Кб (Скачать документ)

Строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого. Своеволие или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он хочет сделать все сам.

 

Остальные симптомы встречаются  реже и имеют второстепенное значение:

• Протест-бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующих характер, а конфликты со взрослым становятся постоянными.

• Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация, когда ребенок начинает его ругать, обзывать.

• Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка.

• Ревность по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети, требование постоянного внимания только к себе.

 

13. Дошкольный возраст. Роль игры в психическом развитии ребенка (от 3 до 7 лет).

В современной педагогической теории  игра  рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника . Ведущее положение  игры  определяется не количеством времени, которое ребенок  ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах  игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;  игра  в наибольшей степени способствует психическому   развитию , развитию произвольности.

Одним из важнейших положений отечественной  теории детской  игры  является подход к  игре  как ведущей деятельности.

Работы Л.С. Выготского заложили основу для изучения  игры , как деятельности имеющей определяющее значение  в   психическом   развитии   ребенка . Л.С. Выготский писал об  игре  как об основном условии  развития   ребенка , при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего  развития . Сюжетно-ролевая  игра  в  дошкольном   возрасте , являясь ведущей деятельностью, определяет  развитие  всех существенных сторон личности  ребенка , подготавливая переход его на новую возрастную стадию развития.

 

14. Кризис 7 лет

Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением учебной работы.

Новые поведенческие характеристики:

• ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;

• непослушание;

• капризы;

• ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;

• демонстративная взрослость;

• часто хитрит;

• пристальное внимание к своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»;

• ожидание похвалы;

• упрямство;

• требовательность;

• обостренная реакция на критику.

Самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны  личности ребенка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных  переживаниях. Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит», «я добрый», «я грущу», т.е. у него возникает осмысленная  ориентировка в собственных переживаниях.

 

15. Младший школьный возраст. Особенности социальной ситуации развития. Учебная деятельность как ведущая деятельность.

Период жизни ребенка  от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) современной школе.

Для этого возраста характерно, что  у ребенка в качестве ведущей  деятельности формируется учебная  деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного  в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают  два основных психологических новообразования  этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов  и построение внутреннего плана  действий.

Отличие школьного учения от др. видов учебной деятельности состоит в том, что его главной целью является усвоение научныхзнаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживатьучебные задачи, т. е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственныедействия, посредством которых происходит полноценное усвоение этих образцов (напр., умение группировать материал, составлять схемы его изложения и т. д.). Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.

 

16.  Психологические особенности подростка. Чувство «взрослости» как основное новообразование подросткового возраста.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. 

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания.

17. Психология взрослости.

 Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза. Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— средняя взрослость,

— поздняя взрослость (старение и  старость).

 

Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости  и способность брать ответственность  за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

 

На основе анализа биографий  ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества:

• более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы;

• спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности);

• независимость от культуры и окружения;

• постоянная свежесть оценок;

• социальное чувство;

• глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения;

• демократический характер;

• нравственная убежденность;

• невраждебное чувство юмора;

• креативность.

 

18. Психология старости .

Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет.

Старость – 75 - 90 лет.

Долгожительство – свыше 90 лет.

Происходит угасание функций на молекулярном  уровне, на уровне функциональных систем.

Социальная ситуация: готовность к  выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых  форм занятости.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи.

 

 

 

19.  Социальная психология личности. Социализация и развитие личности.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:  
1) биологическая наследственность; 
2) физическое окружение; 
3) культура; 
4) групповой опыт; 
5) уникальный индивидуальной опыт.

 

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы: 
• Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

• Вторая фаза заключается  в стремлении личности к собственной  персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

• Третья фаза заключается  в интеграции каждого человека в  определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

 

Стадии социализации (Андреенкова  Н.В.): 
1) первичная социализация, или социализация ребенка; 
2) маргинальная социализация - подростка (промежуточная); 
3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23-35 лет.

 

20. Социально-психологические принципы: принцип общения, социальной значимости общественного сознания и др. Феноменология социальной психологии.

 Социально психологические принципы:

Принцип социальной и психологической  комплексности. Заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные проблемы, раскрывая их во всех деталях.

Принцип социально-психологической  причинности. Социально-психологические явления как явления психологической природы, носят отражательный характер, т. е. представляют собой идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под ее влиянием.

Принцип единства социально-психологических  явлений, среды и активности. Заключается в том, что среда, активность, проявляющаяся в общении и совместной деятельности, во взаимодействии оказывают влияние на социально-психологические явления, наблюдающиеся в различных группах. При этом с ростом размера группы роль общения и совместной деятельности уменьшается, а роль среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает.

Принцип социально-психологической  системности. Заключается в том, что социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне и более сложную по причинам ее вызывающим, по своим закономерностям, механизмам, чем индивидуально-психологическая реальность.

 

Феноменологический подход дает больше возможностей, больше гибкости - поведенческий составляет опору и позволяет говорить об ответственности. То, что к тебе пришло как феномен из твоего внутреннего мира (или не пришло) - это вне твоей ответственности. Если же ты что-то сделал - или не сделал, за это отвечаешь ты.

 

21.  «Я-концепция», ее структура и функции. Самоуважение и самооценка. Саморегуляция и самоконтроль .

«Я»-концепция— система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.

Структура:

Когнитивная 

Обычно человек считает, что  обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести  или свести к одному текущему моменту  его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции. Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Наряду с прочим, когнитивная компонента «я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

 

Оценочная 

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает  их, относится к ним. Ему может  нравиться или не нравиться что  он, к примеру, сильный.

Важную роль в формировании этой оценки играют:

• соотнесение представлений о себе с идеальным "я";

• соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

• оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

 

Поведенческая 

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему  на самом деле удаётся. Эта «объективная»  часть и есть поведенческая составляющая «я»-концепции.

 

22.  Основные этапы и механизмы социализации .

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Он считал, что: 
1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения; 
2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности.

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

 

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям: 
1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; 
2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 
3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

 

Информация о работе Предмет и методы возрастной психологии