Предмет и методы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, выявляются закономерности и факты.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Психология пожилого возраста.

Работа состоит из  1 файл

Otvety психология.docx

— 50.46 Кб (Скачать документ)

23. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Социальная психология агрессивности. Теории агрессивности. Психологические механизмы эскалации агрессии.

Существует много трактовок  и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них: 
• Агрессия- эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение.

• Агрессия- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Исходя из того, что агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, можно выделить основные причины агрессии.

Итак, люди используют её, чтобы: 
• Влиять на окружающих и достигать определенные цели  
• Получить азарт новых переживаний, острых ощущений 
• Отстоять и/или поднять свой статус. 
 
В зависимости от формы проявления агрессия бывает: 
• Физическая - использование физической силы против другого лица или объекта;

• Вербальная - выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) или содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань) 
• Прямая - действия, которые непосредственным путем направлены на другое лицо;

• Косвенная - действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью;

• Внешняя - направлена на окружающих;

• Внутренняя – направлена на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства 
• Защитная- агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия;

• Провоцирующая - первое проявление агрессии, "первая атака".

 

25. Ядро личности. Ролевая структура личности.

Ядро личности - то в человеке, что является источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности. То, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств.

У человека может быть не одно ядро. У человека может быть несколько его биологических ядер и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры - культурных ядер.

 

Продукт деятельности ядра личности:

Личные верования (здесь же детские предписания и разрешения) и типовые личностные роли (эго-состояния).

Личные ценности и интересы, личные позиции и взгляды

Личностный проект и личностная специализация.

 

 

 

 

 

 

26.  Генезис самосознания

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

 

Развитие самооценки в онтогенезе осуществляется следующим образом. Сначала происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности, характеризующееся появлением полимотивированности и соподчиненности действий. Развитие самосознания личности начинается с двух лет – в это время ребенок уже выделяет себя как персону и носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я», определенный физический облик). Этот процесс продолжается на протяжении раннего и дошкольного возраста. С эмоционального отношения к людям начинает формироваться психологический «образ Я». Эмоциональная окраска этого образа может быть как положительной, так и отрицательной. «Образ Я» формируется и путем изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Затем начинает проявляться притязание на признание. Оно может иметь как позитивное, так и негативное направление. Потом у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, далее возникает ощущение себя во времени. У него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее. Он по-другому начинает относиться к себе, перед ним открывается перспектива развития самого себя.

 

27. Эмоциональный аспект межличностных отношений. 

Эмоциональный   аспект   межличностных   отношений  состоит из комплекса переживаний, сопровождающих построение контактов.

Конечно, любые межличностные отношения  и любые реализующие их акты общения  имеют тот или иной  эмоциональный  (или оценочный) компонент. То же касается  отношений  между людьми  межличностных  — то одним из критериев для их типологизации может быть как раз степень выраженности эмоционального или оценочного компонента. В некоторых  межличностных  отношениях он представлен сравнительно слабо и не влияет ни объективно, ни субъективно на развитие  отношений . Примером могут служить, в частности, сугубо деловые отношения между малознакомыми людьми — ни частота контактов, ни их содержание, не будут в существенной мере определяться тем, как партнеры относятся друг к другу.

 

28. Понятие группы. Классификация групп.

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

 

Социальные группы классифицируются по различным признакам:

- по признаку принадлежности  к ним индивида;

INгруппы (референтные), т.е.те, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом.

OUTгруппы, те, к которым не принадлежит.

 

- по характеру взаимодействия  между их членами:

1) большие группы;

2) малые группы.

 

29, 30. Основные характеристики, классификация больших социальных групп. Большие и малые социальные группы и их влияние на индивидов.

Малые группы:

К малым группам относятся небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также взаимодействием на личностном уровне. Малой группой являются дружеские компании, небольшие производственные бригады, спортивные команды и т. п.

Социологи выделяют следующие признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы -- от 2 до 20 человек.

2. Стабильность состава, основанная на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;

3. Структура группы -- состоит из системы неформальных ролей, статусов, включает механизм социального контроля;

4. Чем меньше группа, тем интенсивнее взаимодействия, тем более личностный характер оно носит;

5. Число связей между ее членами растет в геометрической прогрессии, если количество членов увеличивается арифметически, в группе из трех человек возможны четыре отношения, в группе из семи человек -- 120

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы.

7. Удовлетворение наибольшего числа жизненно важных потребностей человека;

8. Каждый член группы должен делать максимальный вклад в ее деятельность.

 

Большие же группы совершенно противоположны, в них состоит гораздо больше членов, которые могут быть даже не знакомы между собой.

 

Влияние на человека так же делится  на дне группы, полное и слабое. Полное вляние говорит о том что человек и его индивидуальность почти полностью подавляется, она приобретает общий характер группы в которой он состоит. Слабое, нонкомформисткое,  имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и  доверяет своему мнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет и методы возрастной психологии