Программирование, как средство регулирования экономики Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования программирования экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ программирования, как средство государственного регулирования экономики ………………..….….. 7

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА государственного регулирования Программирования экономики БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………… 14

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Экономики РЕГИОНА …… 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 27

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………… 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

      оценка   социально-экономической  и экологической эффективности целевой  программы.

      Основная  цель программирования экономики вытекает из статьи 7 Конституции, по которой Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.9

      Достижение  этой цели предполагает:

      - выход России на стандарты  благосостояния, соответствующие развитым странам мира;

      - обеспечение научного и технологического  лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные  преимущества и национальную  безопасность;

      - обеспечение специализации России  в мировой экономике на основе  передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10%, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4-6  и более позициям;

      - превращение России в один  из ведущих мировых финансовых  центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;

      - формирование эффективных демократических  институтов, влиятельных и активных  институтов гражданского общества.

      В соответствии с концепцией «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», разработанной  Министерством регионального развития РФ, к основным целям относятся:

      - повышение благосостояния и качества  жизни населения на территории России;

      - обеспечение устойчивых темпов  качественного экономического роста;

      - усиления конкурентных позиций  России и ее регионов в мире.

      Стратегическими целями регионального программирования экономики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:

      - обеспечение глобальной конкурентоспособности  России и ее регионов;

      - стимулирование процесса новой  «регионализации» - консолидация ресурсов  российских регионов для ускоренного  экономического роста и изменения  структуры экономики;

      - развитие человеческого капитала, повышение пространственной и  квалификационной мобильности населения;

      - улучшение экологической ситуации  в регионах Российской Федерации;

      - сбалансированность экономического  развития;

      - повышение качества управления  и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

      Уровень жизни в целом характеризуют: обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

      Задача  программирования экономики состоит в комплексном использовании в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

      Для осуществления регионом регулирующего воздействия на экономику имеются достаточные правовые основы, заложенные в Конституции и федеральных законов:

      - В соответствии со статьей  71 Конституции РФ10;

      - В соответствии со статьей  114 Конституции РФ11;

      - В соответствии с ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».12

      Объектами государственного регулирования программирования экономики являются сферы, отрасли, социально-экономические процессы, т.е. все, на что направлена регулирующая деятельность региона.

      К первоочередным объектам, на которые  направлено воздействие программ,  относятся:

      1) образование и подготовка кадров.

      2) здравоохранение.

      3) формирование рынка доступного  жилья.

      4) агропромышленный комплекс и  рыболовство.

      5) уровень доходов.

      6) рынок труда.

      7) пенсионная система.

      8) налоговая система.

      9) механизм природопользования.

      10) бюджетный сектор.

      11) денежно-кредитная политика.

      12) государственно-частное партнерство.

      13) государственная статистика.

      14) защита прав собственности.

      15) антимонопольная политика.

      16) нерыночный сектор.

      17) наука и инновации.

      18) малое предпринимательство. 

      Приведенный выше перечень объектов государственного регулирования программирования экономики, разумеется, не полон и может быть дополнен еще десятком позиций.

      Вывод. Таким образом, исследовав теоретические основы программирования, как средство государственного регулирования экономики, сделали следующие выводы:

      1. Главное место в системе государственного  регулирования экономики  занимает программирование, основы которой закрепляются в гл.1 ст.7, гл.2 ст.71, гл.6 ст.114  действующей Конституции Российской Федерации.13 В Федеральный Закон 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».14

      2. Задача программирования экономики состоит в комплексном использовании инструментов, влияющих на развитие экономики, нацеленной, в целом,  на обеспечение населению необходимыми материальными благами и услугами, достижения уровня их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

      3. Основные механизмы регулирования  экономики являются программы экономики, объектами которых являются сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. все, на что направлена регулирующая деятельность государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  II.  ПРАКТИКА государственного регулирования программирования экономики Белгородской области 

      Практика  и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства, чем являются программирование экономики.

      В процессе развития государственного регулирования программирования экономики Белгородской области прошло несколько этапов.

      а) Создание общих благоприятных условий  для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства  на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

      б) Несогласованные между собой  акции антикризисной и структурной  направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

      в) Эксперименты с использованием денежно-кредитных  и бюджетных средств регулирования  хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

      г) Переход к отраслевому и региональному  среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования программирования экономики региона путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

      д) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой перспективных долгосрочных ориентиров. И более комплексное использование инструментов регулирования.

      е) Меры по согласованию общегосударственных  среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.15

     На  сегодняшний день разработано и  реализуются программы, стратегии  и концепции Белгородской области: областные документы, определяющие стратегические приоритеты социальной и экономической политики – 1 программа, 1 стратегия и программы (подпрограммы), принятые на областном уровне – 72 программы (9 подпрограмм).

      Субсидии  из федерального бюджета субъектам  Российской Федерации предполагается предоставлять на софинансирование региональных программ по мероприятиям: занятости населения, расширения кредитования предприятий, реструктуризация задолженности реального сектора, поддержка внутреннего спроса, развитие малого и среднего бизнеса, модернизационные меры, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств, стимулирования инновационной активности в экономике, развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики, модернизация финансовой системы, развитие человеческого капитала, государственный сектор и бюджетная сфера.

      Реализация  региональной долгосрочной целевой программы содействия занятости населения Белгородской области на 2011-2013 годы позволяет обеспечить возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения. 16 

      Программа развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы (во исполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы)17 позволила увеличить рост производства мясомолочного животноводства, птицеводства, пчеловодства, растениеводства (выращивания зерновых культур, сахарной свеклы (фабричной), подсолнечника). После долгого периода засухи в третьем квартале 2010 года и пожаров на территории региона проблема сохранения семейных ферм стала остра, но реализация областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья» позволила сократить убывания поголовья скота в Белгородской области.18

      Так всеми товаропроизводителями области (сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства и хозяйства населения) произведено мяса (скота и птицы  на убой в живом весе) 422,8 тыс.тонн, молока – 225,9 тыс.тонн, яиц – 607,7 млн.штук. По производству этих видов продукции на душу населения область является лидером среди регионов ЦЧР. Средний удой молока на одну корову в сельхозорганизациях Белгородской области оставался самым высоким среди областей ЦЧР - 1992 кг (в Воронежской области – 1845 кг, Липецкой – 1812, Тамбовской – 1520, в Курской области – 1470 кг).

      По  данным Белгородстата индекс промышленного  производства в январе-мае 2010 года к  уровню января-мая 2009 года составил 113,4%, для сравнения: в Липецкой области – 118,4%, Курской – 118,3%, Тамбовской - 106,5%, в Воронежской области – 103,3%, см. диаграмму 1. Наибольший рост производства наблюдался в организациях области, занимающихся добычей полезных ископаемых (121,2%), обрабатывающими производствами (109,8%

Диаграмма 1.     Соотношение индекса промышленности производства (в %) январе-мае 2010 года к уровню январе-мае 2009 года. 

      В строительном комплексе области  объем работ и услуг, выполненных  собственными силами организаций по виду деятельности "строительство", в январе-мае 2010 года в расчете на душу населения составил 6,2 тыс.рублей, для сравнения: в Липецкой области – 5,5 тыс.рублей, Курской – 5,2, Тамбовской – 3,6, Воронежской области – 3,0 тыс.рублей, см. диаграмму 2.

Информация о работе Программирование, как средство регулирования экономики Белгородской области