Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:10, доклад

Описание

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

Работа состоит из  1 файл

Зачем.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

Зачем, казалось бы, изучать историю медицины и фармации? Ну, хорошо, кому – то очень хочется, а кто – то даже за это платит, так пускай себе. Но чем может быть привлекательна эта далекая от насущных проблем тема для нас в такое трудное время?

Фармация пришла к своему современному состоянию в результате длительного и сложного пути развития. На протяжении многих тысячелетий человек накапливал опыт применения продуктов растительного, животного и минерального происхождений для лечения различных заболеваний. По мере развития медицины, химии, технологий менялись характер лекарственных средств и способы их производства (от простого измельчения и изготовления настоев до сложного синтеза и генной инженерии).

Изучение истории медицины и фармации представляет собой увлекательное  путешествие по уникальным материаламФранцузской школы Дальнего Востока, Салернской школы медицины и т.д.

          Слово фармация происходит от египетского слова «фармаки», что означает «дарующий исцеление или безопасность». Отсюда происходит греческое «фармакон» – лекарство, перешедшее затем во все другие языки. Все занятия, связанные с изготовление или продажей лекарств называют различными словами, имеющими корень «фарма» или «фармако».

Современное определение: фармация – это комплекс наук и практических знаний, включающий вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных и профилактических средств и изделий медицинского назначения.

 

Тема 2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНЫ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ  ОБЩЕСТВЕ. ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ШУМЕР, ВАВИЛОНИЯ, АССИРИЯ)

 

В предыдущей теме мы произвели обзор  истории врачевания в первобытной  общине. Следующий этап развития медицины связан с переходом человечества от пастушеского хозяйства к земледелию и от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.

Первые  крупные центры земледелия и первые рабовладельческие государства  возникли в жарких странах в долинах больших рек. Таким образом, переход от первобытнообщинного к рабовладельческому строю, впервые в истории человечества, произошел в странах Древнего Востока. Древний Восток – понятие условное, которое сохранилось с тех времен, когда страны, обозначаемые этим термином, либо составляли восточные области Римской империи (Египет, Сирия и др.), либо лежали к востоку от ее границ (Иран, Индия, Китай).

В смысле развития производственных сил  общества рабовладельческий строй  был шагом вперед по сравнению с первобытнообщинным строем. Рабский труд сделал возможным более широкое разделение труда. Возникли различные ремесла. Ремесло отделилось от земледелия, появились ремесленники – профессионалы, а также врачи профессионалы. Разделение труда повышало его производительность, что создавало дальнейшие условия возникновения для развития науки и культуры. Одним из выдающихся достижений культуры того времени было изобретение письма. Сначала рисуночного (пиктография), затем более сложного - иероглифы и клинопись.

Благодаря этому народы Древнего Востока оставили значительное количество литературных памятников, которые вместе с богатыми археологическими материалами составляют основу наших знаний о материальной и духовной жизни народов этой отдельной эпохи. Изучая памятники  медицинской литературы того времени, нужно всегда иметь в виду одну их своеобразную особенность. Эта особенность состоит в том, что за редкими исключениями все они либо написаны жрецами, либо обрабатывались ими. Истинное лицо медицины Месопотамии (Вавилония, Ассирия) представляется перед нами, чаще всего в мистической оболочке.

Чтобы правильно использовать эти документы, нужно уметь отделять содержащиеся там объективные факты от элементов мистики.

Месопотамия (греч. Mesopotamia, от mésos — средний, находящийся между, в середине и potamos — река), Междуречье, Двуречье, природная область в Западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат. Месопотамия - один из крупнейших культурных очагов Древнего Востока. На территории Месопотамии в 4-3-м тысячелетии до н.э. формировались раннеклассовые государства. В конце 3-го тысячелетия до н.э. здесь существовали древние государства Аккад, Ур и др.; в начале 2-го тыс. до н.э. в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония. В дальнейшем Месопотамии входила в состав Ассирии (9-7 вв. до н.э.). После 1-й мировой войны 1914-18 г.г. большая часть Месопотамии входит в государство Ирак, остальные части - в состав Сирии и Турции.

Шумер – историческая область в Южном Двуречье (между реками Тигр и Евфрат, на территории южной части современного Ирака). До конца 3-го тысячелетия до н.э. была населена преимущественно шумерами и в меньшей мере восточными семитами-аккадцами, основавшими около 2400 г. до н. э. город Аккаде, по названию которого северные области Шумера (но не севернее широты современного Багдада) с тех пор именовались Аккадом. Время заселения Южного Двуречья шумерами остаётся неясным; в период археологической культуры Джемдет-Наср, а вероятно и более ранних - Урука и Эль-обейдской культуры (5-4-е тысячелетие до н.э.), население было шумерским. Около 3000 г. до н.э. (протописьменный период) на территории Шумера начали складываться классовое общество и государство. Время 2700-2300 г.г., когда уже возникла подлинная письменность - клинопись, исследователи относят к раннединастическому периоду. Для него характерно наличие множества городов-государств, центрами которых были обширные храмовые хозяйства (вне них существовали хозяйства большесемей-


 

 

 

что порождало  непрерывные войны за головные каналы и орошенные поля. Военные вожди  отдельных городов-государств (наиболее ранние из известных - правители I династии Киша, I династии Урука, 28-27 вв. до н. э., затем Ура, Лагаша и др.) поочерёдно добивались временной гегемонии над соседними городами. Внутри городов шла борьба за власть над храмовым хозяйством между жреческо-родовой и светской служилой знатью, поддерживавшей притязания правителя. Наиболее известным проявлением этой борьбы были реформы Урукагины (Уруинимгины) в Лагаше (24 в. до н. э.). Последним правителем раннединастического типа был Лугальзаггиси (Лугальзагеси), правитель соседней с Лагашем Уммы, а позже и Урука. Царю г. Аккада Саргону Древнему удалось подчинить как государства Умму, Урук и Лагаш, так и другие независимые государства Ш. и создать в Двуречье державу «Царство 4 стран света» (династия Аккада, 24—22 вв. до н. э.). государство Аккада погибло под натиском горских племён кутиев (гутеев). В конце 22 в. до н. э. кутии были изгнаны царём Урука Утухенгалем, после смерти которого власть перешла к Ур-Намму, основателю III династии Ура и «Царства Шумера и Аккада». Хозяйство этого государства было основано на гигантских царских имениях, управлявшихся огромным аппаратом чиновников и надзирателей; работники же были фактически низведены до рабского положения; хозяйственная, политическая и культурная жизнь общин замерла. При III династии Ура был унифицирован пантеон богов; цари обожествлялись при жизни. Насаждалась идея рабской зависимости человека от богов. Около 2000 до н. э. IIIумерская династия Ура рухнула под натиском западно-семитских скотоводов — аморитов и горцев-эламитов.

Расцвет шумерской культуры приходится на вторую половину 3 тысячелетия до н.э. Об истории врачевания и лекарствоведения в древней Месопотамии свидетельствуют «труды», выполненные клинописью на глиняных табличках (около 1000), найденные в числе других табличек в развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанапала. В 647 году до н.э. он взял Вавилон и всю библиотеку вавилонских царей перевез в свою столицу – Ниневию. Эти литературные сокровища и были найдены в 19 веке в холмах близ Моссула, под которыми покоились развалины Ниневии.

При проведении раскопок древнего шумерского города Ниппура в 1889 году был найден самый древний из обнаруженных медицинский текстов, начертанный на глиняной табличке на шумерском языке. По мнению ученых, его составление относится к 3 тысячелетию до н.э. Текст состоял из 15 прописей лекарственных средств, расшифровка которых показала, что древние врачеватели использовали средства, в основном, растительного происхождения (горчица, пихта, сосна, груши, фиги и т.д.). К сожалению, глиняная табличка не раскрывает секрета, при каких заболеваниях эти растения необходимо применять.

Шумеры  заложили основы арифметики, геометрии  и астрономии, послужившие толчком  для дальнейшего развития научной  мысли у народов Вавилонии и Ассирии. Изобретения Вавилонян прекрасно известны потомкам: солнечные часы, деления суток на 12 частей, определение продолжительности лунного месяца и солнечного года, времени весеннего и осеннего равноденствия.

Постепенно  в древней Месопотамии стали  появляться сборники табличек со всевозможными  медицинскими знаниями: признаками болезней или названиями пораженных частей тела.

Дальнейшая  история Шумера отражена в истории Вавилонии.

Вавилония, древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н.э. и окончательно утратившее независимость в 539 г. до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория Вавилона носила наименование «Шумер и Аккад». До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24—22 вв.), позднее — царям IIIумера династии Ура (конец 22—21 вв.).

Вавилон (шумерское Кадингирра, аккадское Бабилу, буквально - врата бога), в древности город в северной части Двуречья на берегу Евфрата; развалины Вавилона - близ современного г. Хилла (Ирак). Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тыс. до н.э.). Значение Вавилона возросло во времена I Вавилонской династии (1894—1595); при Хаммурапи он превратился в крупнейший политический, культурный и хозяйственный центр не только Вавилонии, но и всей Передней Азии. Около 1595 г. до н. э. Вавилон был захвачен хеттами, около 1518 г. попал под власть касситов. В начале 1-го тысячелетия борьба за Вавилон шла между Ассирией и арамейскими племенами халдеев. С 732 г. Вавилон входил в состав Ассирийской державы. В 689 г. в наказание за мятеж он был полностью разрушен ассирийским царём Синахерибом. Заново отстроен около 680 г. преемником Синахериба Асархаддоном. В 626 г. власть в Вавилоне захватил халдей Набопаласар (правил в 626—604 г.г.). При Навуходоносоре II (правил в 604—562 г.г.) город достиг наивысшего расцвета, был создан новый архитектурный ансамбль Вавилона с грандиозными дворцами и мощными оборонительными укреплениями. В 539 г. город захватили персидские войска Кира II. В 331 г. Вавилоном овладел Александр Македонский. В 312 г. Вавилон перешёл к одному из полководцев Александра Македонского Селевку, который переселил большую часть жителей Вавилона в свою столицу Селевкию, построенную близ Вавилона.

С этого времени Вавилон потерял  первенствующее значение и ко 2 в. н.э. окончательно сошёл с исторической арены.

Раскопки 1899—1917 г.г., свидетельства древнегреческих  авторов и другие источники выявили облик древнего Вавилона (в 6 в. до н.э.). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км2), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела  к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки (так называемой  Вавилонской башней),  ярусы которого были окрашены в разные цвета. На севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра 4 в. до н.э.

В 1894 г. до н. э. в Вавилонии утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию. Экономическое развитие Вавилонии достигло значительного уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас государственными и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торговые агенты, занимавшиеся торговлей и ростовщическими операциями). Сельская община находилась в процессе разложения.

Со 2-й половины 18 века до н. э. начались вторжения в  Вавилонию внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518—1204 г.г.) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в Вавилонию новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов). В 7 в. до н.э. (689 и 648 г.г.) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 1901 году французская  археологическая экспедиция, раскапывая город Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила бальзатовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Это уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до нашей эры. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона – Мардук. В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы, исходящими от бога, было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу.

Свод законов  состоял из 282 статей. Из них полностью  сохранилось 247. Остальные оказались  стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить оп документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала.

Выставленная  на городской площади стела со сводом законов должна была служить  правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. Статьи свода законов Хаммурапи составлены иначе, чем современные Кодексы и законы. Некоторые статьи свода законов восходят к более древним – шумерским законам и законам царя Билаламы из г. Эшнуны, который составлен на два века раньше. Можно предположить, что объединив в одно государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство.

Свод законов  Хаммурапи не является всеохватывающим. В нем не упоминается многие религиозные и государственные  преступления, основные – основные виды убийства в стране и др. Главными источниками законов были судебные решения самого Хаммурапи и высших  судов вообще.

Некоторые статьи свода законов  Хаммурапи касались оплаты труда  и ответственности врачевателей:

Ст. 215. Если врачеватель сделал человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

Ст. 216. Если больной – кто-либо из мушкенумов, то он должен получить 5 сиклей серебра.

Ст. 217. Если больной – раб человека, то господин раба должен отдать врачевателю 2 сикля серебра.

Ст. 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должны отрезать пальцы.

Ст. 219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба.

Ст. 220. Если он снимет рабу бронзовым ножом его бельмо и повредит его глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.

Ст. 221. Если один ударит другого в драке и причинит ему повреждение, то должен и поклясться: «Я ударил его без намерений и уплатить врачу».

 

Ассирия, древнее государство на территории современного Ирака. Ядром Ассирии явился Ашшур. Этнический состав его первичного населения неизвестен, к 2000 г. до н.э. основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. В начале 18 в. до н. э. Ашшур стал центром крупной державы аморея Шамшиадада I. В 18 в. Ашшур и смежные города подчинялись вавилонскому царю Хаммурапи, а в 16-15 вв. - царям Митанни. Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I [конец 15 - начало 14 вв.] удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию. Его потомки приняли титул "царей Ассирии". В 14-13 вв. им удалось покорить Северную Месопотамию и захватить пути подвоза в Вавилонию.

Информация о работе Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока