Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:10, доклад

Описание

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

Работа состоит из  1 файл

Зачем.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

Для древнейшей Ассирии характерна самоуправляющаяся  сельская и городская община (алу), имевшая в собственности периодически переделяемый земельный фонд, которым непосредственно владели домашние общины (биту). Знать, входившая в торговые компании, наживалась на караванной торговле. С начала 2-го тыс. до н. э. началась интенсификация и специализация сельского хозяйства и в связи с этим стал развиваться ростовщический кредит. Это привело к созданию крупных частных земельных владений торгово-ростовщической знати и к закабалению и разорению значительной части рядовых общинников. Потребности крупных имений в рабочей силе недостаточно удовлетворялись за счёт долговой кабалы; с 13 в. до н.э. в результате военных походов усилился приток рабов-военнопленных.

Как Вавилония уходила корнями в Шумер, так и Ассирия в части естественно-научных знаний придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилонско-ассирийской культуре и врачевании как о едином целом.

Между 16 и 13 вв. был составлен дошедший до нас  сборник ассирийских законов. Ассирийское  право характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины.

После временного ослабления (12 в. до н.э.) начался новый подъём могущества Ассирии при Тиглатпаласаре I [конец 12 - начало 11 вв.]. Он вёл войны в Вавилонии, Северной Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Во 2-й половине правления Тиглатпаласара I началось движение арамейских племён из сирийской степи в Северную Сирию и Северную Месопотамию. Ассирийская держава оказалась ослабленной и расчленённой. В результате борьбы внутри господствующего класса резиденция царей Ассирии из г. Ашшура была перенесена в другие города - сначала в Кальху (современное городище Нимруд), а в 8 -7 вв. - в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) и Ниневию (современный Куюнджик).

Новый подъём завоевательной политики Ассирии был вызван стремлением  ассирийского господствующего класса захватить богатые сырьём районы, которые с 10 в. до н.э., в результате развития своего собственного ремесла, перестали нуждаться в широком международном обмене.

В конце 10-9 вв. ассирийским  царям удалось восстановить свою власть в Северной Месопотамии и в горах к Вавилонии от Ассирии. С конца 9 в. в Ассирии начался кризис, связанный с опустошением сельско-хозяйственных районов во время войн, а также гражданскими войнами между партией жречества и привилегированной торговой и служилой знати и военной партией. В результате 3-й гражданской войны царём стал Тиглатпаласар III [745-727]. В период его правления политика истребления покорённых народов была заменена политикой массового переселения их из одних районов в другие; наместничества разукрупнены, и права наместников ограничены; создана постоянная армия, которая содержалась за счёт государства; Ассирия вновь перешла к завоевательной политике. В течение 100 лет были завоёваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей) и Египет. Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V [727-722], а позже Синахериб [705-680] были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой Ассириии, так и в Вавилонии (Синахериб даже полностью разрушил Вавилон). Напротив, Саргон II [722-705] и особенно Асархаддон [680-669] блокировались с жреческой партией и вавилонскими привилегированными городами.

Хищнические войны  разоряли население покорённых стран  и истощали Ассирию. Моральное состояние  армии ухудшалось. Военно-технические  достижения Ассирии перестали быть её монополией. В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила Ассирию, разрушила её основные города и уничтожила (626-605 г.г.) ассирийское государство. Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии.

Сведения  о развитии медицины и лекарствоведения в Древнем междуречье находят  отражение только в 3 тысячелетии  до н.э., когда началось возвышение Вавилонского государства.

В Месопотамии было широко распространено представление, что от явлений на небе зависят все процессы в здоровом организме и все изменения  в больном. Ими определялся ход  эпидемических заболеваний. При  всех лечебных мероприятиях приходилось, таким образом, принимать во внимание движение небесных светил. Для объяснения процессов в человеческом организме  охотно прибегали также к сравнениям с событиями в природе: пропитывание тела кровью сравнивали с оплодотворением земли реками, значение присущей организму теплоты сравнивали с влиянием солнца на произрастание хлебов, функция дыхания приравнивалась к ветру, и т.д. Исходя из того, что некоторые черви, живущие в организме в качестве паразитов и происходящие, по мнению вавилонских врачей, из гниющих веществ, могут вызывать болезни, они пытались по аналогии объяснить возникновение других болезней. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови. Таким образом, у древних вавилонян мы находим смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демонической, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Такие представления о болезни обуславливали и лечебные мероприятия. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов.

При лечении применялись символические  приемы: ощипывание луковиц, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен, и  сметание их снова в кучу.

Большую роль играло гадание на внутренностях  животных, например осмотр печени жертвенных животных. До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные на части. На каждую часть наносился текст, по которому предсказывалось состояние данной доли печени. На таких моделях обучали будущих врачей-жрецов в государственных медицинских школах. Таким образом, на первый взгляд, терапия у древних вавилонян представляла собой хаос, состоящий из самых различных, друг с другом несовместимых приемов и процедур. Однако, присматриваясь ближе, можно отметить, что врач отнюдь не предоставлял все дело лечения больного божеству или действующей вслепую природе. Врач был свободен от суеверий, он энергично вмешивался в течение болезни при помощи своих приемов, облекая их, впрочем, в мистическое одеяние.

Лекарственный арсенал вавилонян и ассирийцев представлял собой довольно богатое  собрание средств из всех трех царств природы: растительного, животного и минерального. Наиболее распространенными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев и отваров из растений для применения их внутрь. Готовили мази и пасты для наружного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ванны. Рекомендовали массаж и обливания, ставили кровососные банки и производили кровопускание. Различался прием лекарств натощак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась специальная посуда. Описан поильник с решетчатой перегородкой для задержания твердых частиц. В случае возможного неблагоприятного исхода врачу рекомендовалось уклониться от лечения: «Врач не должен касаться такого больного, такому человеку суждено умереть и выздороветь он не может».

При изготовлении лекарственных форм использовались процессы кипячения, растворения, смешивания, фильтрации, измельчения и др. Для  изгнания демонов в ассирийской  медицине часто применялись вещества, вызывающие отвращения (кал людей  и животных, неприятные по вкусу  лекарства и другие вещества). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в теле больного «злому духу». При раскопках в городах Месопотамии обнаружены следы благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Существовали санитарные законы об изоляции и удалении из городов больных заразными болезнями (оспа, экзема, сифилис).

Как и в других странах Древнего Востока, лечение больных в Вавилоне было доступно наиболее состоятельным людям. Греческий историк Геродот, живший в 5 веке до н.э., описал своеобразный древневавилонский обычай лечения бедных людей – их выводили на людные места и проходящие мимо давали им советы, основываясь на личном опыте.

К середине 2-го тысячелетия до н.э. сформировались два основных направления врачевания: асуту – искусство врачевания и ашипуту – искусство заклинания. Такое разделение произошло благодаря трем различным взглядам на причины возникновения болезней.

По  одной точке зрения, болезни были связаны с явлением природы и  образом жизни людей, т.е. употреблением  нездоровой пищи, купанием в грязной  реке, гигиенической нечистоплотностью. Другая точка зрения все относила к причинам религиозным: болезнь – это происки демонов или, напротив, «рука бога». Третья версия гласила, что причина болезни в нарушении обрядовых, правовых и моральных законов общины.

Если  врачеватель асу полагал, что  человека можно вылечить, он старался это сделать без оглядки на происки демонов. Методы лечения асу основывались на облегчении симптомов болезни. Врач пытался остановить лихорадку, уменьшить отеки, «успокоить выступающие сосуды рук и ног».

Изучая  все местные лекарственные растения и травы, асу активно применял их в своей практике. Он использовал овощи (лук, чеснок, горох, огурцы), листья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, сера, соли) и нефть. В ход шли и продукты животного происхождения: мед, топленное масло, кровь мангусты, рыбий жир, кожа козла и ягненка, экскременты птиц. Врачеватели асу готовили эти средства на пиве, уксусе, меде, воде и жире. Одна готовая микстура имела зачастую более 20 составляющих. Использовались лекарства при полосканиях и обмываниях, вводились с помощью клизмы. Изготавливались мази, порошки, свечи, тампоны и пилюли. Перевязку больного проводили с помощью полосок из кожи.

В противовес действиям врачевателя  асу, врачеватель ашипу обращал особое внимание на совершение обрядовых действий и чтение заклинаний. Впрочем, лекарственные средства тоже не оставались без внимания ашипу, хотя их ассортимент был куда более скудным, чем у асу. Причем каждый прием лекарства сопровождался у ашипу опять же заклинанием. Ашипу вычерчивал вокруг больного магические круги и вычислял магические числа, например, три раза, семь капель и пр.

Заклинатель умел определять критические дни  выздоровления или, наоборот, обострения болезни. Впрочем, еще до начала лечения ашипу делал своеобразный прогноз течения болезни. Заранее предполагалось, что больной скорее умрет, чем выживет. Ашипу предостерегал других людей от общения с больным.

Как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, нежели магические чары ашипу. В текстах есть упоминание об успешном излечении травм, кожных заболеваний, лихорадки, воспалении дыхательных путей. Чаще всего больные находились под присмотром врачевателей в течение всей болезни. При храмах даже создавались специальные помещения для больных – своеобразные прародители современной больницы. Помощь оказывалась не только знатным особам, но и их рабам.

Ни  в одном медицинском тексте древней  Месопотамии нет упоминания об оперативном  лечении: об удалении зубов, об операции кесарева сечения у живых женщин или трепанации черепа. Разрешалось проводить операцию кесарева сечения у умершей роженицы, чтобы спасти живого младенца. Есть сведения о применении обезболивающих паст при заболеваниях зубов, а также лечебных мастик с растительными компонентами, которые заполняли дупло зуба.

Развитие  медицины в древней Месопотамии  находилось на таком уровне, что  неудачный исход врачевания был  вполне естественным делом. Врачеватель  ашипу объяснял это вмешательством сверхъестественных сил или тем, что больной неправильно принимал снадобья. Таким образом, ашипу в любом случае сохранял свой престиж и репутацию. Неудачи естественно-научного асу нельзя было списать на неблагосклонность богов, поэтому со временем врачеватель асу стал утрачивать свои медицинские позиции.

Исходя  из вышеописанного, можно предположить, что источниками сведений о развитии медицины Древнего Востока являются:

  • Произведения письменности (надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов, клинописные записи на каменных монолитах и обожженных глиняных плитках в Месопотамии);
  • предметы материальной культуры (санитарно-гигиенические сооружения, предметы медицинского назначения);
  • законодательные акты (свод законов Хаммурапи в Вавилоне);
  • религиозные книги Древнего Ирана «Авесты»;
  • предметы изобразительного искусства (сцены ухода за телом, производство операций) и др.

Из  этих источников мы узнаем, что ко времени  перехода к рабовладельческому строю  уже имелся значительный опыт распознавания  лечения и предупреждения болезней, сохранения здоровья. По мере укрепления рабовладельческих государств и  возвышения религии, мистика предшествующей эпохи сменяется развитыми воззрениями, медицина развивается при храмах,  появляется сословие жрецов, т.е. возникает  храмовая медицина, как одно из проявлений классового рабовладельческого общества.

Но  народная медицина продолжает оставаться основной формой медицины того времени, вместе с тем  в ней вырисовываются некоторые новые и весьма существенные черты. В этот период отмечается несколько особенностей развития в медицине.

Занятие медициной выделяется из числа остальных  профессий. Народная медицина перерастает  в профессиональную, выделяются врачи-профессионалы  – первая особенность того периода, об этом свидетельствуют официальные документы как законы (свод законов Хаммурапи). Законы Древнего Ирана в 13 веке до н.э. также констатировали появление врача-профессионала. Эти законы говорят о том, что наряду с народной медициной, тарифицировали труд врача-профессионала в расчете не на серебро, а на домашний скот.

Тариф был  такой: за излечение сатрапа провинции - две пары волов; за излечение начальника уезда - коня; за излечение старшины общины - быка; за излечение домохозяина - осла.

Информация о работе Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока