Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:10, доклад

Описание

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

Работа состоит из  1 файл

Зачем.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

Медициной в странах Древнего Востока занимался  врач-профессионал, и эта новая  профессия завоевала столь видное место в обществе, что получила признание со стороны государства.

Однако  для того, чтобы быть врачом-профессионалом и нести ответственность перед  законом  (вплоть до отсечения пальцев  или руки), нужно было иметь солидную специальную подготовку.

Эту подготовку врачи получали в семье. Глава семьи, если он имел солидный врачебный опыт, передавал его  сыновьям и дочерям. Возникали семейные медицинские школы.

Вторая особенность медицины того периода – появление врачебных школ. Они были многочисленны: глава каждой школы, имея свои секретные лекарства и врачебные приемы, передавал их только членам своей семьи.

Так врачебные знания передавались из поколения  в поколение. Материал накапливался, становилось трудно удерживать его в памяти. В связи с этим появляются первые записи, первые «лечебники», первая медицинская литература. Судя по этим лечебникам в медицине древнего рабовладельческого государства по сравнению с медициной первобытной эпохи. Прежде всего – это совершенно новое решение вопроса об этиологии болезней, т.е. причинах и условиях возникновения болезней.

Третья особенность медицины того периода – поиск естественных причин для объяснения болезней.

В результате возникновения новых  условий материальной жизни общества земледелец сталкивался с вопросом, что представляет собой окружающая его природа, внешняя среда, которая являлась источником его благ и бед.

Человек был вынужден давать свою оценку отдельным  элементам природы: почве, климату. Отсюда и объяснение причин болезни  заключаются в неправильном питании, влиянии климата, недостаточной личной гигиене. Так египтяне объясняли болезни состоянием крови и воздуха, индусы создали теорию о трех органических жидкостях, китайцы уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме - взаимоотношению  «первоэлементов» (огонь, земля, вода, дерево, металл).

Четвертая особенность медицины рабовладельческого периода - это ее классовый характер. В своде законов Хаммурапи Вавилон, 18 века до н.э. за успешное лечение рабовладельца врачу полагалось вознаграждение 10 сиклей серебра, а за лечение раба полагалось всего 2 сикля (от его владельца). Неудачное лечение представителя знати наказывалось отсечением пальцев или руки, а при плохом исходе лечения раба врач обязывался возместить убыток другим рабом.

Сильную сторону медицины рабовладельческого государства составляла гигиена (создание древнейших санитарно-технический сооружений, санитарно-гигиенических навыков и традиций). Это пятая особенность медицины того периода. Она формировалась с целью охраны здоровья людей, предупреждения болезней, продления жизни. Осуждалось пресыщение, предписывалось ограничение употребление мяса, рекомендовались свежая растительная пища, молоко, мед, предписывалось содержание посуды в чистоте. Имелись тщательно разработанные правила ухода за телом, давались указания о чистоте жилища, умеренности в питании, режиме дня, ежедневной гимнастике. Предупреждение болезней в Древнем Китае было возведено в ранг официальной доктрины. «Мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека мучает жажда или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?»

Глубокий  след в медицине позднейших времен оставила храмовая медицина стран Дальнего Востока, которая названа одним  из проявлений классового рабовладельческого общества. Наибольшее развитие храмовая медицина получила в Древнем Вавилоне - столице Вавилонского царства в 19 веке до н.э. В Древнем Вавилоне считали:

  • Всеми событиями на Земле управляют звезды, над которыми стоят боги, которые управляют излучением или эманацией звезд. Это центральный пункт храмовой медицины.
  • По воле бога солнца эманация или излучение Солнца проникает в кровь человека, сообщая ему движение и теплоту, т.е. кровь считалась источником всех жизненных свойств организма. Гематическая система взглядов получила название гематизма. Гематическая система вавилонских жрецов приписывала главенствующую роль крови, т.к. по мнению авторов этой системы, кровь является носителем души, якобы дающей нам жизнь. Эта система – одно из ранних проявлений идеализма в медицине.
  • По мнению жрецов, медицинские знания людям дали боги. Из их числа  назовем 2-х египетских богов медицины. Тот - изображался с головой ибиса в знак того, что по преданию, от этой птицы он научился делать клизму и это искусство передал людям. Второй египетских бог медицины - Анубис, изображался с головой пса, и по преданию, научил египтян бальзамировать трупы.
  • Главной причиной  болезни считали гнев богов, а терапия - в просьбах к богам сменить гнев на милость. В храмовой медицине применялись лекарственные средства народной медицины. Однако свои терапевтические мероприятия жрецы облекали  в форму таинственности: нельзя было просто назначить лекарство, его нужно было вывести из «откровения» богов. Откровение же узнавалось гаданием. Наиболее распространены были следующие гадания:
    • по внешнему виду внутренних органов животных;
    • по полету птиц;
    • по очертанию капли масла на поверхности воды;
    • по содержанию сновидений (сновидения вызывались опием и гашишем – эти средства вызывают яркие галлюцинации; толкование сновидений и гаданий являлось основанием для диагностики, терапии и прогноза).

В благодарность за излечение и  выздоровление больные приносили  в храм изображение тех органов, которые у них болели. Изображения делались из дерева, кости, бронзы, золота, серебра. По-гречески, они назывались “анатэмата“.

По  мнению некоторых ученых, анатэмата якобы явилась началом науки о строении человека - анатомии, однако только при очень сильном воображении эти грубые подобия органов можно считать зачатками анатомии человека.

Вторая  заслуга, приписываемая некоторыми ученными храмовой медицине, состоит  в том, что храмовая медицина, якобы  положила начало пользованию целебными  источниками. Это не совсем верно, т.к. целебные свойства источников открывал сам народ и при том задолго до появления храмов и жрецов. Жрецы лишь использовали эти источники, устраивая там храмы и раздувая их славу с тем, чтобы привлекать к себе больных. Таковы главнейшие черты храмовой медицины, возникшей как новое явление в истории медицины, порожденное новым общественно-экономическим строем ¾ рабовладельческим.

 

 

 

 

 

Врачевание в Древней  Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

 

Древний Восток явился колыбелью  всемирной истории человеческих цивилизаций , классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.

 

Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и  Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия до н. э., в Китае — II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии до н. э., в Америке— в I тысячелетии н. э.

 

Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) >ъ странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой -— в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

 

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих  государствах древнего мира основными  являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений  врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ  МЕСОПОТАМИИ

(Шумер, Вавилония, Ассирия)

 

История

 

Плодородная долина нижнего  Евфрата в Передней Азии (так же, как ,и долина р. Нил в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Первые крупные поселки в Передней Азии (Иерихон в Палестине, Чаталхююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т. д.) появились уже в VIII— VI тысячелетиях до н. э. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами.

 

Древнейшие города-государства  шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (рис. 7).

 

С начала II тысячелетия' до н. э., после возвышения г. Вавилон в  Нижней Месопотамии, началась история  Вавилонского, царства, которое с  небольшими перерывами существовало в  течение 15 столетий ..(XX—XVI вв. до н. э. —  старовавилонский период, XVI—XII вв. до н. э. — средневави-лонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н. э.— нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.

 

В верхней Месопотамии  с XV по VII в. до н. э. существовала другая великая держава Месопотамии — Ассирийское царство, уничтоженное в 614—605 гг. до н. э. в результате нашествия мидян.

 

Источники по истории и  врачеванию

 

Об истории и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют  подлинные тексты того времени, выполненные  клинописью на глиняных табличках, предметах  из глины, камне, металле (табл. 5), а также  данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.

 

Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, ок. 484— 425 гг. до н. э.), который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в середине V в. до н. э.

ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРЕ (III тысячелетие до н. э.)

 

История

 

С глубокой древности, земли  Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.

 

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху  расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

 

В период формирования клинописи  население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие месопотамские  тексты (2900—2500 гг. до н. э.) почти без исключения написаны на шумерском языке. К концу III —началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык стал «мертвым» языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I в. н. э.

 

Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они -.назывались «домами табличек» — эдубба (аккад. e-dub-da). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.

 

Развитие медицинских  знаний

 

При археологических раскопках  одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества.

 

Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные  средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

 

Шумерский врачеватель, составивший  табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:

 

Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.

 

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти  лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот  период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем  которых человеческая память уже  не могла удержать.

 

Одна из месопотамских  табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Уругальэдинне, жившего в г. Лагаш в XXIV в. до н. э. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств (рис. 8).

 

 Печать в древнем  Шумере имел каждый свободный  человек. Она представляла собой  маленький резной цилиндрик из  камня с отверстием по продольной  оси, через которое продевался  шнурок. Носилась она на шее  и всегда имелась при себе. При составлении важных документов  печать прокатывалась по влажной  глиняной табличке и выполняла  в древнем Шумере функции появившейся  позднее подписи.

Информация о работе Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока