Незаконное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание

Незаконное предпринимательство в современных условиях является одним из наиболее опасных социально-правовых явлений, угрожающих экономической безопасности государства.

Содержание

Понятие незаконного предпринимательства по российскому уголовному праву……………………………………………………5
Глава 2. Объективные признаки преступления……………………8
2.1 Объект преступления……………………………………….8
2.2 Объективная сторона……………………………………….8
2.3 Вопрос об определении дохода от незаконной предпринимательской деятельности………………………………...19
2.4 Особенности конструкции состава преступления……….21
Глава 3. Субъективные признаки……………………………………22
3.1Субъект преступления……………………………………...22
3.2 Субъективная сторона преступления……………………..24
Глава 4. Квалифицирующие обстоятельства………………………..27
Глава 5. Вопросы квалификации и отграничения от смежных составов преступлений…

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК УП.docx

— 65.08 Кб (Скачать документ)

     3) в представлении в орган, осуществляющий  государственную регистрацию юридических  лиц или индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо  ложные сведения;

     4) в осуществлении предпринимательской  деятельности без специального  разрешения (лицензии), когда оно  обязательно; 

     5) в осуществлении предпринимательской  деятельности с нарушением лицензионных  требований и условий.

     Отдельные исследователи объединяют перечисленные  формы незаконного предпринимательства  в три-четыре формы преступной деятельности.

     Рассмотрим  каждое из оснований подробнее.

     1) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии с правилами, установленными ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью только с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статьи 50, 51 ГК РФ требуют обязательной регистрации юридических лиц качестве коммерческих организаций. Таким образом, государственная регистрация – это юридическое признание предпринимательства в определенной организационно-правовой форме4.

     Значение  необходимости осуществления государственной  регистрации заключается в том, что она обеспечивает возможность  получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении  хозяйственных операций, что способствует устойчивости экономического оборота  в государстве и создает определенные гарантии по обеспечению прав и законных интересов граждан и общества. Необходимо отметить то, что особенностью государственной регистрации является не учетная функция, а выражение  воли государства по легитимации  субъекта, поэтому именно свидетельство  о государственной регистрации  подтверждает законность деятельности юридического лица или индивидуального  предпринимателя5. Осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии государственной регистрации создает общественную опасность, заключающуюся в том, что данную деятельность осуществляет субъект, который изначально не способен осуществлять ее надлежащим образом и нести ответственность за свою деятельность в полном объеме. При этом в результате осуществления такой деятельности возможны различные последствия.

     Пленум  Верховного Суда РФ разъяснил, что осуществление  предпринимательской деятельности без государственной регистрации  будет иметь место в тех  случаях, когда:

     1) в Едином государственном реестре  для юридических лиц отсутствует  запись о создании такого юридического  лица;

     2) в Едином государственном реестре  для индивидуальных предпринимателей  отсутствует запись о приобретении  физическим лицом статуса индивидуального  предпринимателя;

     3) в Едином государственном реестре  для юридических лиц содержится  запись о ликвидации юридического  лица;

     4) в Едином государственном реестре  для индивидуальных предпринимателей  содержится запись о прекращении  деятельности физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя.

     В любом из перечисленных случаев, как разъяснил Верховный суд  РФ, для наличия этой формы незаконного  предпринимательства необходимо установление факта отсутствия в едином государственном  реестре для юридических лиц  и едином государственном реестре  для индивидуальных предпринимателей записи о создании юридического лица или приобретении физическим лицом  статуса индивидуального предпринимателя  либо, наоборот, присутствия записи о ликвидации юридического лица или  прекращении деятельности физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя (п.3 постановления  Пленума ВС РФ №23).

     Здесь необходимо уточнить, что в Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам  о незаконном предпринимательстве  и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" не учтены случаи, когда государственная  регистрация физического лица будет  утрачивать силу раньше, чем об этом будет сделана запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Так, например, в  случае признания судом индивидуального  предпринимателя несостоятельным (банкротом), а также вступления в силу приговора  суда, которым ему назначено наказание  в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью  на определенный срок, государственная  регистрация такого лица утрачивает силу с момента принятия судом  решения о признании его несостоятельным (банкротом) или вступления в силу приговора суда, предусматривающего такое наказание6. Кроме того, регистрирующий орган самостоятельно вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. Соответственно, после вынесения судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу (п. п. 10, 11 ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"7. Исходя из вышеперечисленных случаев, лицо, государственная регистрация которого утратила силу, при этом осуществляет предпринимательскую деятельность до того, как в государственном реестре будет сделана запись о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и извлечет доход в крупном размере или причинит крупный ущерб, несомненно, данную деятельность можно будет признать как осуществляемую без регистрации.

     2)  Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации. Пленум ВС РФ полагает, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам) (п. 3 постановления Пленума ВС РФ).

     Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации  будет также иметь место, когда  юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляет другую хозяйственную деятельность или в ином месте, или в иной организационно-правовой форме8.

     Исходя  из сказанного, при квалификации данной формы осуществления незаконного  предпринимательства, следует согласиться  с мнением Б.В. Волженкина, что  ответственность за данную форму  общественно опасного деяния установлена  не за нарушение правил регистрации, а за осуществление предпринимательской  деятельности субъектом предпринимательства, знающим, что при государственной  регистрации был нарушен ее порядок, что дает основание для признания  регистрации недействительной, а, соответственно, предпринимательскую деятельность незаконной.

     Если  же должностное лицо регистрирующего  органа допустит государственную регистрацию  с нарушением установленных правил регистрации, то в зависимости от обстоятельств дела оно будет  нести ответственность за служебное  правонарушение или преступление9.

     3) Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

     Согласно  разъяснениям Пленума ВС РФ под представлением в орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление  документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая  повлекла за собой необоснованную регистрацию  субъекта предпринимательской деятельности (п. 3 постановления Пленума ВС РФ N 23).

     Документами, в которые могут быть внесены  заведомо ложные сведения, являются документы  необходимые для прохождения  процедуры государственной регистрации. Перечень основных документов, необходимых  для государственной регистрации, содержится в Федеральном законе "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Это протоколы  о создании юридического лица, учредительные  документы, документ об уплате государственной  пошлины и другие. Следует иметь  в виду, что перечень дополнительных документов, необходимых для государственной  регистрации конкретных видов организаций, определен в более специальных  нормативных актах. Сведения, которые содержатся в этих документах, должны быть ложными, т.е. не соответствовать действительности. Виновное лицо обязательно должно осознавать факт ложности сведений.

     Опасность представления заведомо ложных документов заключается в том, что с помощью  их может возникнуть субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который не имеет права ее осуществлять, что, в свою очередь, может повлечь  за собой причинение вреда охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, общества и государства  в целом.

     При буквальном толковании ст. 171 УК РФ получается, что представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, само по себе уже образует деяние, влекущее уголовную  ответственность. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении разъяснил, что данные документы должны содержать  такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой  необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности10.

  1. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно.

     Лицензия  – это официальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической  деятельности в течение установленного срока при соблюдении условий  осуществления этой деятельности. В соответствии с п. 4 постановления Пленума ВС РФ N 23 при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется ФЗ, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

     Как закреплено в ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов  деятельности»11  (с посл. изм. и доп. от 24 декабря 2006г.) -  под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

     Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда: 1) лицо занимается деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией; 2) деятельность осуществляется после подачи заявления о предоставлении лицензии, но до принятия решения о нем; 3) после получения решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии; 4) после приостановления лицензирующим органом действия лицензии; 5) после аннулирования лицензии лицензирующим органом или решением суда на основании заявления лицензирующего органа; 6) по истечении срока действия лицензии; 7) производится сразу несколько видов деятельности, близких по характеру и содержанию, при том, что лицензия имеется только на один из них; 8) деятельность осуществляется по лицензии, принадлежащей другому лицу или организации.

     В законодательстве остается пробел, связанный  с тем, имеет ли место незаконное предпринимательство, если лицо получило лицензию в одном субъекте РФ, а  деятельность фактически осуществляет на территории другого субъекта. Н.А. Лопашенко отмечает, что осуществление  предпринимательской деятельности без уведомления о получении  лицензии в другом субъекте Федерации  хотя и неправомерно, однако не может  рассматриваться как осуществление  предпринимательской деятельности без лицензии12. В качестве нарушения лицензионных требований и условий такие действия можно рассматривать лишь в случае, если это отнесено к данным требованиям и условиям в утвержденном Правительством РФ положении о лицензировании данного вида деятельности.

     На  практике возникают ситуации, когда  субъект РФ принял нормативный правовой акт по вопросам, вытекающим из отношений, связанных с лицензированием  отдельных видов деятельности, в  нарушение своей компетенции  либо с нарушением или когда такое  правовое регулирование относится  к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 76 Конституции). В этом случае лицо, осуществляющее свою деятельность без лицензии, или получившее лицензию в соответствии с указанным нормативным актом, но допускающее отступления от ее условий и (или) требований, не может быть привлечено к ответственности по ст. 171 УК (п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 23).

Информация о работе Незаконное предпринимательство