Вещные права на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие природы вещных прав на землю, а также особенности их правового регулирования.

Указанная цель конкретизируется в ряде задач:

определить и сформулировать общие основания возникновения и прекращения вещных прав на землю;
дать определения основным вещным правам на землю;
проанализировать, сравнить и разграничить такие понятия как государственная и муниципальная, частная и совместная собственность на землю.
определить круг ограниченных вещных прав на землю;
определить правовое положение и способы перехода прав на пожизненное наследуемое владение и постоянного (бессрочного) пользования в собственность или на основаниях договора аренды;
проанализировать, сравнить и разграничить такие понятия как сервитут и аренда земельных участков;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. 5
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ 5
1.1.1 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. 5
1.1.2 ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТАКИХ ПРАВ. 15
1.2 ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ 19
1.2.1 ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. 20
1.2.2 ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОБСТВЕННИКАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. 28
2. ОСНОВНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА 38
2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ 38
2.2 МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ 41
2.3 ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ 42
2.4 ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ 48
3. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА 50
3.1 ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ 50
3.2 ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ 52
3.3 СЕРВИТУТ 54
3.4 АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 56
3.5 БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 65

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 439.00 Кб (Скачать документ)

    В случае, если право безвозмездного срочного пользования возникло на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления, прекращение использования земельного участка на основании этого права наступает по истечении срока, установленного в данном акте.

    Что же касается использования земельного участка на основе права безвозмездного срочного пользования в силу договора между гражданами или юридическими лицами, то по истечении срока, указанного в договоре, по соглашению сторон либо прекращаются отношения по использованию, либо возобновляются на новый срок. При этом, если пользователь по истечении срока использования участка продолжает его использовать, а лицо, предоставившее участок, не потребовало прекращения такого использования, договор продолжает свое действие. В то же время любая из сторон может потребовать прекращения договора.

    Особо оговорено земельным законодательством  то, что работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный  надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

    Определены отдельно основания прекращения права безвозмездного срочного пользования, если на основании этого права предоставлен служебный земельный надел'. Так, право на служебный надел прекращается силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

    Прекращение права на служебный надел оформляется  решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

    В то же время право на служебный  надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при  переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

    Право на служебный надел может быть сохранено не только за работником, но и за членами его семьи в следующих случаях:

    1) если работник призван на действительную  срочную военную службу или  альтернативную службу - на весь  срок прохождения службы;

    2) если работник поступил на  учебу - на весь срок обучения  в образовательном учреждении;

    3) если работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

    Кроме того, право на служебный надел  сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника  пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

    Следует заметить, что служебный земельный надел предоставляется преимущественно для сельскохозяйственных работ, поэтому право пользования служебным наделом может быть прекращено после снятия урожая.

    ПОРЯДОК ОТКАЗА ОТ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. Пользователи (за исключением арендаторов, для которых прекращение права аренды регулируется законом и договором), а также владельцы земельных участков вправе отказаться от предоставленного им права.

    Ранее законодательством были недостаточно урегулированы процедуры отказа от земельного участка, в связи с чем возникали разнообразные коллизии, связанные с выяснением того, что означает, например, длительное неиспользование участка и можно ли его приравнять к отказу от права на него. Не было единообразия и ясности в том, каким образом должен быть оформлен отказ.

    Принятым  Земельным кодексом РФ ряд этих вопросов решен.

    Теперь  установлено, что отказ лица от осуществления  принадлежащего ему права на земельный  участок оформляется подачей  заявления об отказе в органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, либо при прекращении права на земельный надел — работодателю, предоставившему участок.

    Кроме того, ЗК РФ установил, что подача заявления  не влечет за собой прекращение соответствующего права. Право это прекращается с  принятием решения субъектом, предоставившим участок (собственником, лицом, осуществляющим действия от имени собственника), или иным лицом, наделенным полномочиями по прекращению этого права. Так, при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ.

    ПОРЯДОК ПРИНУДИТЕЛЬНОГО  ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ВВИДУ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Как и право собственности, права пользователей и владельцев земельных участков могут быть прекращены в принудительном порядке. При этом устанавливается, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

    Одновременно  с наложением административного  взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ и предоставившего земельный участок.

    Такое предупреждение должно содержать: указание на допущенное земельное правонарушение; срок, в течение которого земельное  правонарушение должно быть устранено; указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения; разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок; иные необходимые условия.

    Форма предупреждения должна быть установлена  Правительством Российской Федерации.

    В случае неустранения указанных в  предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.

    Орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные указанной выше статьей ЗК РФ, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Законодательством подчеркивается, что прекращение  права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении  земельного законодательства, от предусмотренного ст. 76 ЗК РФ возмещения причиненного вреда.

    Решение об изъятии земельного участка ввиду  ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в  судебном порядке.

    Обратим внимание на то, что порядок прекращения  прав на земельные участки при  ненадлежащем их использовании определен  и гражданским законодательством.

    Права пользователей и владельцев земельных  участков могут быть прекращены в  связи с изъятием земельного участка  для государственных и муниципальных  нужд. Изъятие земельных участков у владельцев и пользователей  в данном случав осуществляется по тем же основаниям, что и выкуп земельных участков у собственников, а именно по основаниям, установленным ст. 49 Земельного кодекса РФ. Земельным кодексом установлено, что порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд устанавливаются гражданским законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. ОСНОВНЫЕ ВЕЩНЫЕ  ПРАВА

   2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОБСТВЕННОСТЬ НА  ЗЕМЛЮ

   Достаточно  длительное время земля, недра, воды, леса и иные природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Такое положение определяло и неотчуждаемость природных ресурсов: их безусловное изъятие из гражданского оборота.

   Коренные  преобразования в политической, социальной, экономической сферах трансформировали и правоотношения собственности на землю. С 1990 г. наметился отход законодателя от монополии государства на землю.

   Действующее законодательство устанавливает, что  государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.

   Государственная собственность делится на два  вида: собственность Российской Федерации  в целом (федеральная) и собственность  ее субъектов (региональная). Традиционно  в земельно-правовой литературе обращалось внимание на такую особенность субъекта государственной собственности: Российская Федерация (ее субъекты) является не только субъектом права собственности на землю, но и носителем права территориального верховенства как элемента принадлежащего ей суверенитета. В отличие от права собственности право территориального верховенства как пространственный предел политической власти распространяется на соответствующие территории в границах Российской Федерации (ее субъектов) независимо от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок на этой территории. Например, Российская Федерация реализует право территориального верховенства при установлении основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; ограничений прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; при изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков. Одновременно как собственник федеральных земель Российская Федерация наделена такими же правомочиями, что и другие собственники.

   Управление  и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности  или собственности субъектов  Федерации, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.

   В федеральной собственности и  собственности субъектов Федерации  находятся соответственно земельные  участки:

   • которые признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов Федерации федеральными законами;

   • которые приобретены Российской Федерацией и ее субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

   • право собственности Российской Федерации и ее субъектов на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

   Кроме того, в собственности субъектов  федерации могут находиться не предоставленные  в частную собственность земельные  участки:

   • занятые недвижимым имуществом, находящимся  в их собственности;

   • предоставленные региональным органам  государственной власти, государственным  унитарным предприятиям и учреждениям, созданным органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

   • отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися и собственности этих субъектов, землям фонда перераспределения земель;

   • занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в  собственности субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день действует  ряд федеральных законов, нормы  которых определяют принадлежность земель Российской Федерации и ее субъектам (или устанавливают принципы разграничения государственной собственности). Так,

   Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе  столицы Российской Федерации»28 объектом федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ.

Информация о работе Вещные права на землю