Особенности оформления трудовых отношений с иностранными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:45, лекция

Описание

Массовый приток в Россию нелегальных иммигрантов стал одним из важнейших факторов, активно воздействующих на формирование открытого рынка труда. Особенностью незаконной миграции является то, что она носит преимущественно трудовой характер и активно расширяет границы закрытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами нового зарубежья, отсутствии четкой и эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения.

Содержание

1. Понятие иностранного элемента в трудовых правоотношениях. Распространение трудового законодательства Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Особенности трудо-правового статуса иностранных граждан в РФ
3. Особенности трудовой правосубъектности граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан
4. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц (патент)
5. Особенности трудоустройства иностранного гражданина — высококвалифицированного специалиста
6. Административная ответственность в части трудоустройства иностранных граждан

Работа состоит из  1 файл

trudovye_otnoshenia_s_inostr.docx

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Иностранный гражданин  имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии  разрешения на работу.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

- постоянно проживающих в Российской Федерации;

- граждан Республики Беларусь  и Республики Казахстан;

- являющихся участниками Государственной  программы по оказанию содействия  добровольному переселению в  РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

-  являющихся сотрудниками дипломатических  представительств, работниками консульских  учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

- являющихся работниками иностранных  юридических лиц (производителей  или поставщиков), выполняющих монтажные  (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

-  являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

- обучающихся в Российской Федерации  в образовательных учреждениях  профессионального образования  и выполняющих работы (оказывающих  услуги) в течение каникул; 

- обучающихся в Российской Федерации  в образовательных учреждениях  профессионального образования  и работающих в свободное от  учебы время в качестве учебно-вспомогательного  персонала в тех образовательных  учреждениях, в которых они  обучаются; 

- приглашенных в Российскую  Федерацию в качестве преподавателей  для проведения занятий в образовательных  учреждениях, за исключением лиц,  въезжающих в Российскую Федерацию  для занятия преподавательской  деятельностью в учреждениях  профессионального религиозного  образования (духовных образовательных  учреждениях).

Временно пребывающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Вместе с тем, с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган  исполнительной власти может устанавливать  случаи осуществления трудовой деятельности:

иностранным гражданином, временно пребывающим  в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу;

иностранным гражданином, временно проживающим  в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное  проживание.

Основным принципом в  области регулирования трудовой деятельности иностранцев в России является принцип национального  режима. Этот принцип закреплен в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Смысл этого принципа состоит  в том, что иностранные граждане (а также лица без гражданства) имеют на территории России такие  же права в сфере трудовых отношений, что и граждане Российской Федерации. Содержанием этих прав является возможность  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать профессию, требовать  обеспечения безопасных условий  труда, предоставления права на отдых  при осуществлении трудовых обязанностей, вознаграждения за труд (причем не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации).

 

Иностранцы могут реализовывать  свое право на труд различными способами: путем осуществления трудовой деятельности в качестве работников коммерческих и некоммерческих организаций, а  так же у индивидуальных предпринимателей; осуществлять предпринимательскую  деятельность; работать в дипломатических  и консульских учреждениях своего государства; в филиалах и представительствах иностранных юридических лиц, создаваемых  на территории Российской Федерации.

Работодатели могут приглашать иностранцев в качестве домашних работников, воспитателей детей и  учителей. При этом ответственность  за соблюдение российского законодательства в части регистрации, обеспечения  работой, медицинской помощью и  жильем, а также за своевременный  выезд из России будут нести работодатели.

 

Распространяя национальный режим на иностранцев при осуществлении  ими трудовых отношений, российский законодатель предусмотрел ряд изъятий  из этого принципа.

Согласно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» иностранец  НЕ МОЖЕТ:

• находиться на государственной  или муниципальной службе;

• замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе  экипажа судна, плавающего под государственным  флагом России (данное ограничение  установлено ст. 56 КТМ РФ на которую  в Законе дается ссылка);

• быть командиром воздушного судна  гражданской авиации Российской Федерации;

• быть членом экипажа военного корабля  России или другого эксплуатируемого вне коммерческих целей судна, а  также летательного аппарата государственной  или экспериментальной авиации;

• быть принятым на работу на объекты  и в организации, деятельность которых  связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (их перечень утверждается Правительством РФ).

Перечень изъятий, установленных  Законом, остается открытым, поскольку  сопровождается обобщающим предложением о том, что иностранцам запрещается  заниматься иной деятельностью, замещать иные должности, допуск к которым  ограничен федеральным законом. В качестве примера к данному положению можно назвать Закон 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации.

В ряде нормативных актов  установлены специальные нормы, позволяющие иностранным гражданам  осуществлять определенные виды деятельности при соблюдении некоторых оговорок. Так, иностранные граждане, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку не в России, могут быть допущены к медицинской деятельности только после сдачи соответствующего экзамена.

Порядок получения разрешений на работу для иностранных граждан из стран  с визовым режимом въезда. 

Компания - работодатель имеет право привлекать иностранных  сотрудников к работе только после  получения разрешения на привлечение  иностранной рабочей силы.

Разрешение на привлечение  иностранной рабочей силы (ИРС) выдается компании – работодателю на срок не более 1 года.

В разрешении на привлечение  иностранной рабочей силы указывается: 
- количество иностранных сотрудников, которых компания может нанимать на работу в течение года

- должности сотрудников

-гражданство сотрудников.

Компания не вправе нанимать на работу иностранных граждан, гражданство и должности которых не указаны в разрешении. 

Для того чтобы  легально осуществлять трудовую деятельность на территории России, каждый иностранный  гражданин обязан получить разрешение на работу.

Разрешение на работу –  документ (пластиковая карточка), подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности. Выдается на срок до 1 года.

Основанием получения этой карточки является разрешение на привлечение ИРС, полученное компанией-работодателем.

 
Порядок получения разрешений на работу для иностранных граждан  из стран с безвизовым режимом  въезда

 
С 15 января 2007 года введен новый порядок  оформления разрешений на работу иностранным  гражданам из стран с безвизовым режимом въезда. Страны безвизового въезда: страны Содружества независимых государств – СНГ (кроме Грузии и Туркменистана).

Иностранный гражданин, прибывший  из страны с безвизовым режимом въезда, должен подать заявление в Управление ФМС в регионе  пребывания о выдаче ему разрешения на работу лично либо через доверенное лицо. При этом иностранец представляет паспорт, миграционную карту и квитанцию об оплате государственной пошлины за выдачу разрешения. Отказ в приеме заявлений не допускается. Заявление рассматривается в установленный законом срок – не более 10 рабочих дней.

 
Работодатель может использовать труд иностранного гражданина, прибывшего из «безвизовых» стран без оформления разрешения на привлечение и использование  иностранной рабочей силы, но с  обязательным уведомлением в письменной форме органов ФМС и занятости  населения.

Если разрешение на работу выдается на срок свыше 90 дней, заявитель  в течение 30 дней со дня получения  такого разрешения должен представить  в орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него ВИЧ – инфекции и иных, опасных для окружающих заболеваний в соответствии с  российским законодательством.


4. Особенности трудовой  правосубъектности    граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан

 

С 01.01.2012 года вступило в  силу «Соглашения о правовом статусе  трудящихся-мигрантов и членов их семей», заключенное в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010  между  Россией, Беларусью и Казахстаном.

Цель этого  документа  — предоставление преференции для  трудящихся-мигрантов и членов их семей  из  названных государств   на взаимных территориях.

Следует отменить, что правовое регулирование в сфере трудовой миграции между Россией и Белоруссией осуществляется, помимо названного соглашения:

- Договором о равных  правах граждан от 25.12.1998 года (далее  — Договор о правах);

- Решением Высшего Совета  Сообщества Беларуси и России  от 22.06.1996 N 4 (далее — Решение №  4);

- Соглашением между  Республикой Беларусь и Российской  Федерацией об обеспечении равных  прав граждан Республики Беларусь  и Российской Федерации на  свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства на  территориях государств – участников  Союзного государства, ратифицированного  Федеральным законом от 27.10.2008 №  186-ФЗ (далее – Соглашение о  свободе передвижения) и другими правовыми документами принятыми в союзном государстве России и Беларуси.

 

Характер преференций, предоставляемых  гражданам Республики Беларусь и  Республики Казахстан), состоит в  следующем:

· деятельность, связанная  с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями Российской Федерации без учета ограничений  по защите национального рынка труда;

· трудящимся-мигрантам  не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

· трудящийся-мигрант и  члены его семьи освобождаются  от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах Российской Федерации в  течение 30 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации;

· срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его  семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем;

· в случае досрочного расторжения  трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

 

Рассмотрим все  изменения по порядку.

 

Свободный въезд для  трудящихся-мигрантов.

 

Работодатель имеет право  заключать трудовые договоры с трудящимися-мигрантами без учета ограничений по защите национального рынка труда.

В России речь идет о нормах статьи 18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Новшество актуально для работодателей, нанимающих граждан республики Казахстан.

Для Беларуси все ограничения давно отменены. Для граждан Беларуси  не применяется национальный порядок регулирования трудовой миграции.  Они имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Однако  имеется одно «но», а именно статья 6 Соглашения. Она оставляет за странами-участницами право вводить ограничения, если это необходимо для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также для социальной защиты от безработицы.

Поэтому, зная российских законодателей, в будущем сюрпризы для трудящихся из Беларуси и Казахстана не исключены.

 

Отмена разрешения на работу

По общему правилу иностранный  гражданин может трудиться в  РФ только при наличии разрешения на работу. После ратификации Соглашения разрешение трудящимся-мигрантам не требуется.

Правда, белорусы освобождены от этой обязанности еще в 1999 году на основании статьи 7 Договора о равных  правах.

Въехав в Россию, иностранный  гражданин обязан встать на учет в  миграционной службе по месту пребывания. Срок постановки на учет по месту пребывания  в органах ФМС установлен  30 суток вместо 7 дней

Постановка на учет — это информирование территориального подразделения ФМС о прибытии иностранца. Уведомление оформляет и направляет принимающая сторона или, при определенных обстоятельствах, сам иностранный гражданин (и ранее этот срок составлял 7 суток, а в некоторых случаях и 1 сутки).

Приведенный порядок не распространялся только на граждан Беларуси. Соглашением о свободе передвижения им было предоставлено право на регистрацию в течение 30 дней.

 

Граждане Беларуси и Казахстана в отличие от прочих иностранцев свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой деятельности.

Работодатель не обязан уведомлять государственные органы о заключении (расторжении) трудовых договоров с ними. 

С вступлением в силу Соглашения 30-дневный срок устанавливается не только для белорусов, но и для граждан Казахстана. И, самое главное, для членов семей, приехавших вместе с ними в Россию.

Информация о работе Особенности оформления трудовых отношений с иностранными гражданами