Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 10:32, дипломная работа

Описание

Современное российское законодательство рассматривает множество важнейших аспектов трудовой деятельности, касающихся прав и обязанностей работников, работодателей и органов государственной власти.
Большое внимание уделяется именно той части, которая предоставляет работникам льготы и гарантии, социальное обеспечение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3- 5
ГЛАВА I. Общие принципы правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
1.1. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными
обязанностями как гарантия их равноправия.
1.2. Правовое регулирование труда женщин в международно-правовых актах о труде.
ГЛАВА II. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями по действующему законодательству РФ 6
2.1.Особенности приема на работу, переводов на другую работу и других аспектов трудовой деятельности женщин и лиц с семейными обязанностями
2.1.1. Прием на работу
2.1.2. Рабочее время и время отдыха. Перерывы.
2.1.3. Перевод на другую работу
2.1.4 Иные льготы 8
2.2.Особенности прекращения трудового договора женщин и работников с семейными обязанностями. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 78

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 77.11 Кб (Скачать документ)

трудовым  правам посвящены две статьи: запрещающая  принудительный или обязательный труд (ст. 4) и закрепляющая свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ст. 11).

       Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее время в международных актах набор основных социальных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обязательства государств по их осуществлению.

       С целью поощрения равенства возможностей и обращения в области труда  и занятости МОТ был принят ряд ключевых конвенций: Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (1951 г), Рекомендация №90 «О равном вознаграждении», Рекомендация № 162 «О пожилых трудящихся» и др. Все эти конвенции отражают постоянную озабоченность МОТ проблемой равенства как основополагающего условия человеческого достоинства и социальной справедливости.

       Конвенция № 111 остается главным актом, которым МОТ хотела заложить основу для действий на уровне государств-членов, направленных на обеспечение равенства в социальной области.

       Конвенция № 168 «Содействие занятости и защита от безработицы» (1988 г.) дополнительно запретила осуществлять дискриминацию по возрасту и в связи с утратой трудоспособности.

       Рекомендация  № 162 «Пожилые трудящиеся» (1980 г.) призывает государства принять меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся.

       С точки зрения МОТ (Конвенция № 117 «Основные цели и нормы социальной политики» 1962 г.) целью социальной политики является ликвидация дискриминации работников применительно ко всем аспектам труда и трудовых отношений.

       Конвенция № 100 обязывает государства использовать национальные методы установления ставок вознаграждения с целью обеспечивать применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

       Рекомендация  №90 содержит дополнительные предложения  относительно применения принципа равенства вознаграждения. В частности, детализируются меры, которые должны быть приняты правительством в тех областях, где оно осуществляет прямой или косвенный контроль (трудоустройство, профессиональная ориентация, социальные услуги, научные исследования и т. д.).

       Содействуя  равенству и осуществляя деятельность по ликвидации

конкретных  форм дискриминации и неравных возможностей, МОТ с первых же дней своего основания (1919 г.) уделяла особое внимание трудящимся, осуществляющим помимо профессиональной деятельности свои семейные обязанности, понимая, однако, под ними исключительно женщин. В этом же году МОТ приняла Конвенцию № 3 «Об охране материнства» и Конвенцию № 4 «О труде женщин в ночное время», в дальнейшем пересмотренные соответственно в 1952 и 1948 гг.

       Конвенция № 103, заменившая Конвенцию № 3, закрепила  широкий спектр мер по охране материнства.

       Рекомендация  №95 «Об охране материнства», дополняющая  одноименную* Конвенцию, призывает государства устанавливать более высокий уровень правовых гарантий, чем это предусмотрено в Конвенции № 103. В частности, когда это необходимо для здоровья женщины, отпуск по беременности и родам предполагается продлить до 14 недель; размер пособия по беременности и родам по возможности повысить до 100% предыдущего заработка. Перерывы в работе для кормления грудных детей рекомендуется устанавливать продолжительностью в общей сложности не менее полутора часов, причем при представлении врачебного свидетельства частота и продолжительность перерывов для кормления грудных детей должны увеличиваться.

       Во  время беременности и по крайней мере в течение 3 месяцев после родов (а в случае кормления грудью и в течение более продолжительного периода) женщина не должна привлекаться к тяжелым и вредным работам, в том числе связанным с поднятием, переноской, передвижением тяжестей, с излишним или непрерывным физическим напряжением, включая длительное стояние на ногах.

       Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компетентными государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на другую работу без уменьшения заработной платы. В отдельных случаях это право должно предоставляться каждой беременной женщине по предъявлении медицинской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.

       Конвенция №171 «Ночной труд» (1990 г.) запрещает  ночной труд беременных женщин и женщин-матерей в течение периода продолжительностью по крайней мере 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка. В ряде случаев этот период может увеличиваться, например в связи с плохим состоянием здоровья женщины или ее ребенка.

       В 1965 г. МОТ, принимая во внимание проблемы, с которыми сталкиваются женщины, в связи с необходимостью совмещения их двойных обязанностей в семье и на работе приняла Рекомендацию № 123 «О труде женщин с семейными обязанностями*.

       Данная  Рекомендация  призывает  компетентные  органы  власти проводить соответствующую политику с целью дать возможность  женщинам с семейными обязанностями, которые работают вне  своего дома, пользоваться своим правом делать это без того, что бы подвергаться какой-либо дискриминации, и в соответствии с принципами, установленными Конвенцией № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», а также другими нормами отношении женщин, принятыми Международной конференции труда, поощрять, способствовать развитию обслуживания, направленного на предоставление женщинам возможности гармонично выполнять свои различные обязанности дома и на работе. В рекомендации намечены основные направления деятельности, призванной облегчить положение женщин с семейными обязанностями.

       Однако, сделав немалое для решения проблем, с которыми сталкиваются женщины, МОТ на 69-й сессии Международной конференции труда о  социальных аспектах труда признала, что за годы экономического роста разрыв между экономическими возможностями мужчин и женщин надлежащим образом сокращен не был. Особенно важно, что в условиях любого

экономического  кризиса женщин вытесняют с рынка  труда в первую очередь. С другой стороны, их домашние и семейные обязанности, которые даже в тех случаях, когда женщины работают полный рабочий день, продолжают лежать на их плечах, как указывалось в докладе МОТ к 65-й (1979 г.) сессии Международной конференции труда о занятости женщин с семейными обязанностями. В принятой в 1975 г. Декларации о равенстве возможностей и обращения для трудящихся женщин заявлено, что «положение женщин не может быть изменено без изменения роли мужчин в обществе и в семье».

       23 июня 1981 г. была принята Конвенция .№ 156 «О лицах с семейными обязанностями» и одноименная Рекомендация № 165. До этого момента семейные обязанности рассматривались МОТ лишь в отношении женщин, а принятые акты были направлены только на то, чтобы облегчить им доступ к деятельности, приносящей доход.

       Данные  Конвенция и Рекомендация распространяются на:

       — трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда эти обязанности ограничивают их возможность подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности;

       — трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении других ближайших родственников— членов их семей, которые нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.

       Конвенция о лицах с семейными обязанностями  имеет целью позволить лицам, имеющим такие обязанности и работающими или желающим работать с целью получения дохода, делать это. не становясь при этом объектом дискриминации, и выполнял свои семейные и профессиональные обязанности с наименее возможным риском для здоровья и благополучия как их самих, тaк и их семей.

       Рекомендация  № 165 призывает не допускать прямой или косвенной дискриминации, основанной на признаках семейного положения. В указанной Рекомендации предусмотрен комплекс мер, своего рода государственная программа оказания помощи трудящимся с семейными обязанностями в области профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения и обслуживания; предусмотрена организация соответствующих государственных и общественных учреждений и служб.

       Европейская социальная хартия также обращается к проблемам лиц с семейными  обязанностями. Статья 27 хартии обязывает  страны — члены Совета Европы для обеспечения реализации права на равенство и на равное обращение работников—мужчин и женщин с семейными обязанностями и всех остальных работников принять соответствующие меры, с тем чтобы:

       а) предоставить работникам с семейными обязанностями возможность поступить на работу и оставаться занятыми, а также возобновить работу после перерыва, вызванного семейными обязанностями, включая организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения таких работников;

       б) учитывать их нужды при определении условий труда и в области социального обеспечения;

       в) развивать государственные и частные социальные службы,поощрять их деятельность, в частности детские сады и другие подобные учреждения, берущие на себя заботу о детях.

       Конвенция № 156 дала начало в международном и национальном законодательстве позитивной тенденции распространения прав и гарантий, ранее предоставляемых только женщине, на других членов семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА II.  Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями по действующему законодательству РФ

       Законодательство  Российской Федерации подробнейшим образом рассматривает вопросы  регулирования труда женщин и  лиц с семейными обязанностями. Так, в Трудовом Кодексе РФ для  решения подобных вопросов предусмотрена 41 глава, включающая основные положения о приеме, переводе, увольнении и других льготах и гарантиях, предоставляемых данной категории граждан.

     Существует  множество Постановлений Правительства, так или иначе затрагивающих  данный вопрос. Кодекс законов о  Труде рассматривает проблемы трудовой деятельности женщин и лиц с семейными обязанностями.

     2.1.Особенности  приема на работу  и переводов на  другую работу  женщин и лиц  с семейными обязанностями.

     Особая  охрана труда женщин начинается уже  с момента приема их на работу, поскольку  статья 253 ТК РФ ограничивает возможность  применения труда женщин на тяжелых  работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Согласно специальному перечню, который утверждается в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, установлены производства, работы, профессии, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для них. В названном перечне такие работы определены по отраслям хозяйства, производствам и видам работ (например, "Пищевая промышленность", "Сельское хозяйство", "Полиграфическое производство", "Горные работы"), однако по количеству запрещенных для женщин работ новый перечень несколько отличается от прежнего списка.

       Исключение  составляют работы, выполняемые женщинами, занимающими руководящие посты и не выполняющими физической работы; женщинами, занятыми санитарным и бытовым обслуживанием; женщинами, проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения работ нефизического характера (например, врачами, средним и младшим медицинским персоналом, буфетчицами и др.). Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается в виде исключения применение женского труда, приведен в п. 2 примечаний к Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ № 162.

Информация о работе Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями