Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговой системы РФ, выявление ее недостатков и проблем, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения;
выявить недостатки налоговой системы, создать предложения по её совершенствованию;
изучить налоговые доходы федерального бюджета РФ, проанализировать их структуру и динамику;
Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов
По форме взимания различают налоги:
• прямые;
• косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др.
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:
• налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
• налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
• налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
• налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
• налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, земельный налог и др.);
• налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль организаций;
• налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
По степени обложения выделяют три группы налогов:
• прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относится транспортный налог;
• пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
• регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:
• общие;
• специальные.
Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.
В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации «О Федеральном бюджете».
По времени уплаты налоги бывают:
• текущие;
• единовременные;
• чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги бывают:
По порядку введения налога различают:
По объектам налогообложения:
В настоящее время действует четыре специальных налоговых режима2:
1)Единый сельскохозяйственный налог – для сельскохозяйственный товаропроизводителей3;
2)Упрощенная система налогообложения4;
3)Система
налогообложения в виде
4)Система
налогообложения при
Таким
образом, государство использует для
косвенного воздействия на экономику
и формирования своих доходов
целую совокупность налогов, которая
требует своего упорядочения и классификации
– группировки налогов по их видам.
Основными критериями классификации
могут выступать различные признаки: способ
взимания налогов, субъект - налогоплательщик,
характер применяемых ставок, источник
и объект налогообложения, орган, устанавливающий
налоги, порядок введения налога, уровень
бюджета, в который зачисляется налог,
целевая направленность.
Любое разбиение налогов на
определенные группы может носить только
условный характер, так как все без исключения
налоги в той или иной мере влияют на все
стороны хозяйственной деятельности и
по природе своей всегда оказывают комплексное
воздействие на всю гамму экономических
отношений. Поэтому при отнесении того
или иного налога к конкретной группе
подразумевается его доминирующее влияние
на какую-либо группу экономических показателей.
1.3 История развития Налоговой системы РФ
Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет.
Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1.
18
декабря 1706 г. - "Об учреждении
губерний с предписанием
22
февраля 1711 г. - "Об учреждении
Правительствующего Сената и
по два комиссара из губернии
"для спросу" и денежных сборах
и дела финансового управления"
17
марта 1711 г. - "О поручении
Эти указы стали эффективно работать… Необходимо отметить, что в эпоху Петра 1 налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов:
7
ноября 1775 г. - "Об учреждении губерний
Всероссийской Империи и
24 октября 1780 г. - "Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов".
Отмечается,
что в эпоху императрицы
В
дальнейшем в истории России продолжалось
совершенствование налоговой
В
годы царствования Павла 1 были изданы
следующие указы о сборе
19 ноября 1796 г. - "О восстановлении деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей".
4
декабря 1796 г. - "Об учреждении
должности Государственного
18 декабря 1796 г. - "Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами".
Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений.
За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений.
В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. - табак; 1848 г. - сахар; 1862 г.- соль; 1872 г. - керосин; 1866 г. - дрожжи; осветительные нефтяные масла - 1887 г.; спички - 1888 г.
1883
г. - в городах и поселках вводится
государственный квартирный
В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов.
С
1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась
публикация для всеобщего сведения
государственной росписи
В годы царствования императора Александра 1 было издано также несколько указов.
8
сентября 1802 г. - "Манифест об учреждении
Министерств и создании
1 мая 1805 г. - "Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам".
14
июня 1816 г. - "Об упорядочении земских
повинностей по содержанию
В царствование императора Николая 1 налоговая система несколько претерпела изменения.
Были изданы следующие указы:
22 августа 1826 г. - "В силу Манифеста о короновании Николая 1 прощены недоимки подушной подати за три года".
9 ноября 1839 г. - "О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу".
13
июня 1851 г. - "Об утверждении Устава
и правил о земских
19
февраля 1861 г. - император Александр
II подписал "Манифест об отмене
крепостного права" и "
Информация о работе Правовая характеристика налоговой системы РФ