Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговой системы РФ, выявление ее недостатков и проблем, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения;
выявить недостатки налоговой системы, создать предложения по её совершенствованию;
изучить налоговые доходы федерального бюджета РФ, проанализировать их структуру и динамику;
Годы царствования императора Александра III ознаменовались следующими указами о сборе налогов:
15 мая 1883 г. выше "Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати… выкупным платежам всех размеров и др."
И наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов:
6
мая 1896 г. - "О преобразовании
Департамента неокладных сборов
(косвенных налогов) в Главное
управление неокладных сборов
и казенной продажи питей (
14 мая 1896 г. - "Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей".
Январь 1917 г. - "Указ о введении в России подоходного налога"
Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период:
I этап (1918-1921 гг.)
I
этап (1918-1921 гг.) - налоговая система
практически ликвидируется.
В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация "буржуазии".
Применялась контрибуция с богатых - высокие "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.
В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.
В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.
Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие:
27
ноября (7 декабря) 1917 г. - "О взимании
прямых налогов, об уплате
30 октября 1918 г. - "О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев".
26 июня 1921 г. - "О введении первого государственного промыслового налога".
II этап (1921-1930 гг.)
II этап (1921-1930 гг.) - период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения.
1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку.
Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.
Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог.
Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет.
В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.
8
декабря 1922 г. вышел "Декрет
Всероссийского Центрального
III этап (1931-1941 гг.)
III этап (1931-1941 гг.) - ликвидация созданной во время нэпа системы.
Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа.
Для
государственных предприятий
Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444).
В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г.
В государственный бюджет поступали также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.
После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.
IV этап (1941-1960 гг.)
IV
этап (1941-1960 гг.) - частичное восстановление
налоговой системы, что было
связано с необходимостью
В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам.
С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г.
В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота.
В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.
V этап (1960-1964 гг.)
V этап (1960-1964 гг.) - частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе.
В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций.
В
1960 г. была предпринята попытка
VI этап (1965-1989 гг.)
VI этап (1965-1989 гг.) - реформирование налоговой системы.
В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название "плата за основные фонды и оборотные средства". Вводится подоходный налог с колхозов.
В 1966 г. - вводятся рентные платежи и затем платы за фонды.
В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц.
В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
VII этап (с 1990 г.)
VII
этап (с 1990 г.) - начало полномасштабного
восстановления налоговой
Апрель 1990 г. - принятие Закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".
Июнь 1990 г. - принят Закон "О налогах с предприятий, объединений и организаций".
Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
21
ноября 1991 г. - Указом Президента
Российской Федерации № 218 образована
самостоятельная
27 декабря 1991 г. - принят Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
31 декабря 1991 г. - утверждено "Положение о налоговой службе Российской Федерации".
Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.
VIII этап (с 1998 г.)
VIII этап (с 1998 г.) - завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации:
Принят Налоговый кодекс Российской Федерации.
Принятие
Налогового кодекса позволяет
23
декабря 1998 г. - Указом Президента
Российской Федерации № 1635 "О
Министерстве Российской
Глава 2. Понятие и анализ налоговых доходов РФ в 2007 – 2009 году.
2.1
Налоговые доходы
федерального бюджета
РФ
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.
В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Очень
важно отметить, что именно за счет
налоговых поступлений
Налоговый
кодекс РФ определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный
Информация о работе Правовая характеристика налоговой системы РФ