Сбалансированность бюджета

Дата добавления: 16 Февраля 2015 в 15:12
Автор работы: a**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (325.05 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Содержание 1.docx

  —  366.54 Кб

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава I. Теоретические основы бюджетной системы

1.1 Понятие и роль государственного  бюджета…………………………………...3

1.2 Бюджетная система: состав и принципы построения………………………...7

1.3 Сущность и особенности государственного бюджета………………………...9

1.4 Доходы и расходы бюджета………………………………………………........16

ГЛАВА II. Проблемы госбюджета Кыргызской Республики

2.1 Дефицит бюджета КР. ………………………………………………………….19

2.2 Государственный долг КР. …………………………………………………….24

Глава III. Сбалансированность бюджета.

3.1 Пути сокращения бюджетного  дефицита и сбалансирования бюджета……29

3.2 Перспективы  госбюджета КР. ………………………………………………..33

 

Заключение…………………………………………………………………….......37

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Моя курсовая работа состоит из 3-х глав:

Глава 1. Бюджетная система КР. Здесь я рассматриваю бюджетную систему КР, его состав, принципы построения, сущность и особенности госбюджета КР.

Глава 2. Классификация доходов и расходов бюджета КР. Здесь я рассматриваю источники доходов госбюджета и статьи его расходов.

Глава 3. Проблемы сбалансированности и несбалансированности госбюджета. В этой главе рассматриваются причины возникновения несбалансированности бюджета, пути их решения, дефицит бюджета и государственный долг.

 

1.1 Понятие и роль государственного бюджета

 

       Бюджет (англ. budget – “денежная сумка”) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое “денежной сумки”, наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опустошения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

      Государственный  бюджет - это централизованный фонд  денежных ресурсов, находящийся  в распоряжении правительства  и используемый для осуществления  социально-экономических функций, содержания  государственного аппарата.

      Бюджеты  и бюджетное регулирование существуют  в любой социально-экономической  системе, присущи экономике как  рыночного, так и нерыночного  типа. Однако характер бюджетного  устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов  в них обладают принципиальными  различиями. В особенности это  касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения.

      В период господства в социалистической системы хозяйствования истинное состояние государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно отбивала у людей интерес к тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался для его работников за семью печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны граждан к анализу государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно объяснить нежеланием “считать деньги в чужом кармане”. Ведь подавляющее число граждан полагает “чужими” любые деньги, не попавшие в собственный или семейный карман или изъятые из этих карманов посредством налогов и платежей. В действительности это тоже кровные, “свои” деньги граждан, но направляемые по государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным каналам использования.

      В странах  с рыночной экономикой ситуация  несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных  годовых бюджетов уделяется огромное  внимание. Сами бюджеты на государственном  уровне и уровне территориальных  единиц служат ведущей, определяющей  формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает  представление о том, что в  условиях рыночной экономики  нет места централизованному  государственному планированию. Реальная  ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.

      В принципе, бюджеты стали и у нас предметом  рассмотрения и утверждения. Но, утвердив бюджет, часто с запозданием, о нем обычно забывают и  принимают затем решения, его  разрушающие.

      Огромное  значение для поддержания стабильности  хозяйства, предотвращения кризисных  ситуаций, обеспечения пропорциональности  и сбалансированности, функционирования  и развития разных секторов  и сфер экономики имеет контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.

      Важно, что  на бюджетном регулировании, осуществляемом  посредством формирования доходных  и расходных статей государственного  и регионального бюджетов, сказывается  степень демократизации финансового  управления. Одно дело, когда финансами  через бюджет распоряжаются органы  народовластия, и совсем другое, когда содержимое “денежной сумки”  распределяют руководители государственного  аппарата, чиновники из министерств  и ведомств, руководствующиеся узковедомственными, преходящими, личными интересами. В  целом в условиях рыночной  экономики степень государственного  вмешательства в образование, движение, распределение финансовых ресурсов  предприятий и граждан гораздо  меньше, чем в экономике нерыночного  типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.

      С помощью  бюджетов, так же как и посредством  связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

      Сущностные  особенности бюджетных отношений:

      • бюджетные  отношения опосредуют безвозмездное  движение стоимости в виде  взимаемых налогов, сборов, неналоговых  доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;

      • объектом  бюджетного перераспределения может  выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого  продукта;

      • сфера  действия бюджетных отношений  ограничивается рамками бюджетного  процесса, так как отношения возникают  лишь при формировании, распределении  и использовании бюджетных средств;

      • участниками  бюджетных отношений выступают: государство (в лице органов власти  различных уровней) и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства - при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;

      • бюджетные  отношения формируют центральное  звено финансовой системы благодаря  широкому спектру действия: государство  стремится учитывать потребности  расширенного воспроизводства и  через бюджетные расходы формирует  пропорции перераспределения финансовых  ресурсов между подразделениями  общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;

      • бюджетные  отношения строго регламентируются  бюджетным и налоговым законодательством.

 

1.2 Бюджетная система: состав и принципы построения

 

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части.

Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством страны. В унитарных государствах бюджетная система включает 2 звена: центральный бюджет и местные бюджеты, а в федеративных государствах – 3 звена: центральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

В соответствии с законодательством, Кыргызстан является суверенным, унитарным, демократическим государством, построенным на началах правового светского государства, и имеет двухуровневую структуру бюджетной системы.

К принципам построения бюджетной системы относится принципы единства, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, системы самостоятельности бюджетов и гласности.

Основополагающие принципы бюджетного устройства закрепляются Конституцией Кыргызской Республики и специальным законодательством.

Принцип единства бюджетной системы Кыргызстана обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, формами бюджетной документации, едиными бюджетными классификациями, а также согласованными принципами бюджетного процесса.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня и правом определять направление и их использование, и расходование в соответствии с законодательством КР.

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов итогов их исполнения.

Бюджетная система КР состоит из 2-х звеньев: самостоятельных республиканского и местных бюджетов, включаемых в государственный бюджет республики.

Государственный бюджет КР представляет собой совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, и используются для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты. Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти.

Республиканский бюджет – составная и важнейшая часть государственного бюджета, где отражены доходы и расходы, которые осуществляет Правительство КР. Он служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем и имеющим статус республиканского Закона.

Страницы:12345следующая →
Описание
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и роль государственного бюджета…………………………………...3
1.2 Бюджетная система: состав и принципы построения………………………...7
1.3 Сущность и особенности государственного бюджета………………………...9
1.4 Доходы и расходы бюджета………………………………………………........16
ГЛАВА II. Проблемы госбюджета Кыргызской Республики
2.1 Дефицит бюджета КР. ………………………………………………………….19
2.2 Государственный долг КР. …………………………………………………….24
Глава III. Сбалансированность бюджета.
3.1 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета……29
3.2 Перспективы госбюджета КР. ………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованной литературы