Сбалансированность бюджета

Дата добавления: 16 Февраля 2015 в 15:12
Автор работы: a**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (325.05 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Содержание 1.docx

  —  366.54 Кб

Через республиканский бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые перераспределяются с целью государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории КР.

Местный бюджет является частью бюджетной системы КР. Он является финансовой основой деятельности местных органов управления. В условиях рыночной экономики местные бюджеты так же, как и республиканский бюджет, занимают важное место в экономическом и социальном развитии регионов.

Местное управление в КР представлено местными администрациями на областных и районных уровнях и органами местного самоуправления. Местная государственная администрация обеспечивает в областях и районах согласованную деятельность, имея для этого местный бюджет. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами, т.е. население, и также располагает местными бюджетами.

 

1.3 Сущность и  особенности государственного бюджета

 

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса КР. «Бюджет, – сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Однако в Бюджетном кодексе КР бюджету дано слишком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону – как «Форму образования и расходования денежных средств…».

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны – основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование государственного бюджета в КР имеет ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал инициативой местных органов  власти. Развитие местного самоуправления  – экономическая основа реализации  принципа развития демократического  общества.

3. С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, субъектами  КР и иными сферами.

4. Отличительной чертой  государственного бюджета является  его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

Понятие бюджета в современной его трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением – с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.

Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (пере распределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.)

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов КР. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

построение принцип функция механизм бюджет

 

 

 

 

1.4 Доходы государственного  бюджета

 

Доходы государственного бюджета состоят из следующих основных источников:

1) налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми структурами, которые составляют 85% всего дохода госбюджета;

2) государственных займов, доходов от госсобственности, госпредприятий, торговли и прочих, которые составляют 7% дохода госбюджета

3) поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов, значимость которых в современных условиях чрезвычайно высока, поскольку они имеют социально – экономическую направленность – социальное страхование, подготовку и переподготовку рабочей силы, строительство дорог, охрану окружающей природной среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база. Это составляет 7% всего дохода госбюджета;

4) прочих доходов, которые составляют 1% всего дохода госбюджета;

Подавляющая часть доходов бюджета в западных странах формируется за счет налогов, составляющих около 90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне.

В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами налогообложения выступают личные доходы граждан, независимо от источников получения – заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д. В различных странах существуют различные методики их изъятия. Как правило, используются прогрессивные системы налогообложения доходов.

Важную часть бюджетных доходов - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Вместе с тем в большинстве западных стран проявляется тенденция к их уменьшению. Максимальная ставка налогов на прибыль, как правило, колеблется в размере от 30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки налогообложения для мелкого бизнеса с целью стимулирования его деятельности.

Существенная роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком оплачиваемым покупателями.

К косвенным налогам относятся: акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления – акцизная марка), таможенные пошлины, фискальный монопольный налог (лат. fiscus – государственная казна) и т.д.

Описание
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и роль государственного бюджета…………………………………...3
1.2 Бюджетная система: состав и принципы построения………………………...7
1.3 Сущность и особенности государственного бюджета………………………...9
1.4 Доходы и расходы бюджета………………………………………………........16
ГЛАВА II. Проблемы госбюджета Кыргызской Республики
2.1 Дефицит бюджета КР. ………………………………………………………….19
2.2 Государственный долг КР. …………………………………………………….24
Глава III. Сбалансированность бюджета.
3.1 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета……29
3.2 Перспективы госбюджета КР. ………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованной литературы