Государственный заказ как метод государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследовать государственный заказ и его воздействие на экономику. Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач отражающих логическую структуру моей курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и размещение государственного заказа для государственных нужд;
- исследовать современное состояние рынка государственных закупок, выделить тенденции и ключевые проблемы его развития, определить необходимые условия для обеспечения конкурентной среды рынка, выявить особенности влияния государственного заказа на стимулирование экономического роста и рассмотреть возможности эффективной системы проведения государственных закупок как инструмента антикризисного управления;
- изучить процесс размещения заказа;
- исследовать воздействие госзаказа на экономику;
- оценить состояние рынка государственных закупок в Костромской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 6
1. Государственный заказ как способ удовлетворения государственных нужд: понятие, признаки, функции 6
2. Рынок государственных заказов, его особенности 10
3. Принципы формирования и формы размещения государственного заказа. Правовое регулирование сферы государственных закупок 13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 23
2.1 Влияние государственного заказа на стимулирование
экономического роста 23
2.1.1 Государственный заказ в механизме эффективного
использования бюджетных средств 23
2.1.2 Государственный заказ как инструмент антикризисного управления 23
2.2 Государственный заказ как форма поддержки
предпринимательства 31
2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и
управлением системой государственного заказа 38
3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСЗАКУПОК
В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Государственный заказ как метод государственного управления Корнев 08-гу-7.docx

— 94.81 Кб (Скачать документ)

     В целом, при анализе действующего законодательства и тенденций его  изменения, становится очевидным, что, с одной стороны, эволюция существующей нормативной базы по вопросам регулирования  размещения госзаказа в значительной мере продолжает тяготеть к зависимости  от человеческого фактора - субъективного  решения чиновника. С другой стороны, широкое привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в размещении государственного и муниципального заказа требует систематического сбора, учета и анализа большого количества постоянно меняющихся данных о составе субъектов малого предпринимательства, о направлении их деятельности, о показателях их производственных возможностей и т.п.

     В настоящее время рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части уточнения размера заказа, размещаемого у субъектов малого предпринимательства). Законопроектом предлагается отменить 20% верхний предел общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг путем проведения торгов или запроса котировок, размещаемого среди субъектов малого предпринимательства, установив при этом обязанность государственных и муниципальных заказчиков осуществлять размещение таких заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг [29]. 

     2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и управлением системой государственного заказа 

     В России проблема формирования эффективной  системы организации и управления государственными заказами имеет особое значение в связи с тем высоким  удельным весом, который государственные  заказы традиционно занимают в структуре  расходов федерального бюджета.

     В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где  рынок государственных  заказов является результатом длительного  эволюционного развития, перед Россией  стоит задача по сути одновременного формирования  институциональной системы  как общенационального, так и важнейшей его части -  рынка государственных заказов. Развитие институтов  рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд  предполагает, в первую очередь, реформирование сложившейся в переходный период  институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и  механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур  контроля [23].

     Государственный заказ является одной из областей деятельности государственных органов  власти которая во всех странах связана  с высоким уровнем коррупции. Уровень коррупции в госзаказе сегодня остается критически высоким: процедура отбора победителя сложна, непрозрачна, подразумевает несколько закрытых заседаний конкурсной комиссии. Коррупция в системе госзакупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, причем не только финансовым. Ущерб государства и общества от коррупционных действий в процессе размещения государственного или муниципального заказа условно можно разделить на четыре вида:

     1. Финансовые потери – заключение  сделок на невыгодных для государства  и общества финансовых условиях. В первую очередь это завышение  цен закупаемой продукции по  сравнению с текущим рыночным  уровнем, включение в условия  государственных контрактов предоплаты  вместо отсрочки платежа и  т.п. 

     2. Количественные потери – завышение  или занижение объема поставляемых  материалов или оказанных услуг  по сравнению с необходимым  количеством; приобретение товаров  и услуг в личных целях ответственных  чиновников, а не для удовлетворения  государственных нужд и т.п. 

     3. Качественные потери – заключение  сделок с нарушением требуемых  технических условий, таких как  поставка товаров, выполнение  работ или оказание услуг ненадлежащего  качества; худшие условия гарантийного  и послегарантийного обслуживания; недостаточные требования по контролю качества выполнения работ и услуг и т.п.

     4. Политические потери – ухудшение  инвестиционного климата в стране, потеря доверия со стороны  граждан к государственным структурам  и государству в целом, расшатывание  экономической и финансовой системы  страны, нарушение принципов свободной  конкуренции и т.п. 

     На  сегодняшний день участились случаи сговора между участниками аукционов. Сговор мешает экономии бюджетных средств, препятствует развитию конкуренции, и, в конечном итоге, причиняет ущерб государству. Поэтому правительством РФ при участии антимонопольной службы был внесен в Государственную Думу законопроект о введении уголовной ответственности за сговор наряду с административной. Теперь за сговор на торгах будет предусмотрена мера уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.

     Полностью устранить коррупцию в государственных  закупках пока не удалось ни в одной  стране мира, но это совсем не означает безнадежность и неэффективность  мер по снижению ее уровня. Борьба с  коррупцией в системе закупок, как  в государственном, так и в  коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы [22, c.48]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСЗАКУПОК В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

     Костромское управление федеральной антимонопольной  службы (КУФАС) - это тот орган, на который с 1 января 2006 года возложена  функция по контролю процедуры размещения государственных и муниципальных заказов по Костромской области [34].

     В 2008 году было размещено госзаказов на сумму в 7 миллиардов 400 миллионов рублей. Определены приоритеты, главный из них - конечный материальный результат при чрезвычайно экономном отношении к расходам. Реализуя функции уполномоченного органа по размещению государственного областного заказа способами открытого конкурса и аукциона, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области провел 301 конкурс и аукцион по 971 лоту на общую сумму 6 млрд 382млн 173 тыс. рублей. В результате экономия бюджетных средств составила 188,6 миллиона рублей [31].

     Проблемы 2008 года можно разделить на внешние и внутренние. Внешние обусловлены спецификой законодательства, рассчитанного на идеальный рынок и добросовестных действующих лиц. При этом главным является ценовой фактор, а квалификационные критерии  учитываются слабо.   Внутренний фактор - медленная адаптация к требованиям законодательства. Заказчик сам готовит контракты, но часто не в силах выполнить все требования к документации. Слабо изучаются возможности рынка для повышения конкурентности торгов, есть проблемы с формированием экономически оправданной начальной цены контракта, с формированием реестра добросовестных и недобросовестных поставщиков, со сроками исполнения контрактов. При проверках в 170 случаях были обнаружены нарушения.

        По мнению губернатора И.Н.  Слюняева, действительно наблюдается  неэффективная работа закупочного механизма. Однако многое зависит от порядочности и компетентности представителей исполнительной власти. 

       Сегодня в области образовалось  множество «черных дыр», куда тратятся деньги из бюджета. Например, областные целевые программы.  Они не структурированы, здесь довольно трудно проконтролировать расходование средств.   Также существует отсутствие интереса органов государственной власти к формированию технических заданий, требуются более расширенные сведения о потенциальных подрядчиках (налоги, доходы, деловая репутация, зарплата, наличие оборотных средств).

        Стала проблемой закупка горюче-смазочных  материалов для области, наблюдается  нежелание автотранспортных предприятий  участвовать в оказании услуг  населению в противоположность частным предпринимателям.

     Список  госзакупок на  первые два месяца 2009 года выявил нецелесообразность в расходовании бюджета области. Из январско-февральского перечня было исключено множество пунктов, что составило сотни миллионов рублей, а контроль за торгами возложен на департамент экономики. Таким образом, экономия по госзакупкам в январе 2009 года превысила 180 млн. рублей, в феврале – 400 млн. рублей, что позволило не снижать уровень социальной поддержки населения в Костромской области даже в условиях общей экономической нестабильности [31].

     Основными задачами департамента в сфере организации  государственных закупок на 2009 год  стали внедрение автоматизировано-информационной системы «Государственные закупки  Костромской области» и освоение аукционов в электронной форме, позволяющих повысить эффективность госзакупок и существенно снизить коррупционные риски.

     Развитие  малого и среднего предпринимательства  является одним из важнейших факторов, определяющим доходный потенциал субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. По данным статистики в области в сфере малого предпринимательства осуществляют свою деятельность 4,5 тыс. предприятий, более 500 крестьянских (фермерских) хозяйств, 17 тыс. индивидуальных предпринимателей. Численность людей, занятых в сфере малого бизнеса - 31% в общей численности граждан, занятых в экономике области. Этому в значительной степени должна способствовать система, создающая благоприятные условия, способствующие росту и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с размещением государственного заказа. Следовательно, система государственных закупок является экономическим методом планирования социально-экономического развития региона [41].

     В практике реализации на территории Костромской  области Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных  нужд» накопилось немало проблем и противоречий. Настоящий Федеральный закон является законом прямого действия, однако он не может в силу сложности и разнообразия явлений регулировать все сферы. Он базируется на положениях бюджетного процесса, гражданского законодательства и на других федеральных законах. Следовательно, специалист, который занимается размещением заказов, должен обладать знаниями в области юриспруденции, экономики, бюджетного права, понимать и знать, что такое бюджетный процесс. Только тогда можно ожидать, что размещение заказов будет происходить в соответствии с правом. Другой вопрос в том, что люди, занимающиеся размещением заказов, часто не обладают нужной подготовкой в данной сфере, поэтому велика вероятность ошибок.

          Решением проблемы может стать концентрация специалистов в каком-то одном органе. По пути создания единого органа исполнительной власти, занимающегося закупками, уже пошли некоторые субъекты Российской федерации, например Ярославль, Иваново и Тамбов. Именно эти органы (департаменты, комитеты) проводят экспертизу всей конкурсной документации, которую предоставляет им заказчик на предмет соответствия требованиям законодательства. Только после согласования с ними заказ выносится на сайт, и, более того, именно этот орган, как последнее звено, проводит самые сложные процедуры: конкурсы и аукционы. Там работают профессионалы, и в силу этого, вероятность допущения ошибок мала, а качество документации и требований, которые предъявляет заказчик поставщику, достаточно высокие. По этому направлению еще 2-3 года назад пошла Москва. Там создан специальный орган исполнительной власти, который и взял на себя большую часть работы, и опыт его работы был одобрен [35].

          Выход Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имел две основные направленности: антикоррупционность и эффективное использование бюджетных средств. Но для того, чтобы решить эти задачи, нужно понять место и роль размещения заказов во всей областной экономике. Нужно строить систему размещения заказов. Она состоит, во-первых, из предварительного планирования объемов госзакупок. Вторая задача – каким образом осуществить закупки. И вот эта задача процессуально должна решаться с соблюдением процедур, изложенных в 94-м законе. Третьей задачей является добросовестное исполнение заключенных контрактов, в соответствии с теми условиями, которые в них прописаны. Это может являться революционной системой рационального управления расходной частью бюджета: федерального, областного или муниципального. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Обобщая представленные ранее данные и сделанные  ранее выводы, можно сказать что:

     - объем государственного заказа растет с каждым годом, делая этот рынок все более привлекательным для предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности;

     - малое предпринимательство участвует в процедурах размещения государственного заказа, причем активность его возрастает;

          - основные возможности для участия малого предпринимательства в государственном (муниципальном) заказе прежде всего на уровне местного самоуправления, далее - на уровне субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Государственный заказ как метод государственного управления