ГК-форма государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

ГР - формы государственного кредита (2009)_1.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

      Эмиссионным называется курс займа в момент его  выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат по первичному размещению займа и привлечением кредиторов.

      Сделки  купли-продажи государственных облигаций  на вторичном рынке осуществляются по реальному (биржевому) курсу, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним производятся за счет расходной части бюджета.

      Формой  внутреннего государственного кредита  является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, использует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбербанк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями государства на вклады граждан.

      При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заимствования средств государством векселями правительства, заключением договоров с кредиторами.

      Таким образом,  внутренний государственный  кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами Республики Беларусь с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

      Динамика  формирования внутреннего государственного долга по источникам возникновения  в 2004–2008 годах  приведена в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 - Динамика формирования внутреннего  государственного долга по источникам возникновения в 2004–2008 годах  приведена в таблице 2.1. 

(млрд. рублей)

      Примечание - Источник: [17] 

      В 2008 году на первичном рынке размещено  государственных краткосрочных облигаций (далее – ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее – ГДО) в национальной валюте фактически на 3,19 трлн. рублей, что на 49,8 процента больше, чем в 2007 году. Произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,45 трлн. рублей. В результате на 1 января 2009 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2008 года увеличился на 1,75 трлн. рублей (на 45,7 процента) и достиг 5,58 трлн. рублей по номиналу, в том числе ГКО – на 0,19 трлн. рублей, ГДО – на 5,39 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, не размещались.

      За 2008 год разница между суммой фактического привлечения и суммой фактического погашения государственных ценных бумаг составила 1,74 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, возросли на 1,84 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 73,3 процента) и на 1 января 2009 г. составили 4,36 трлн. рублей.

      Средняя доходность первичного рынка государственных  облигаций (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) в белорусских рублях сложилась на уровне 10,3 процента годовых и по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,5 процентного пункта.

      Следует отметить, что вследствие преобладания удельного веса ГДО над ГКО  увеличился средний срок обращения бумаг, размещаемых на первичном рынке государственных облигаций, номинированных в белорусских рублях, что является положительным сигналом для инвесторов. В 2008 году он составил 454 дня (в 2007 году – 414 дней).

      На  вторичном рынке суммарный объем  торгов государственными ценными бумагами на ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) достиг 17,02 трлн. рублей. Более чем двукратное превышение уровня 2007 года обусловлено прежде всего более высокой деловой активностью в отчетном периоде.

      В биржевой системе заключено около 10,3 тыс. сделок (в 2007 году – 7,67 тыс. сделок).

      Средневзвешенная  доходность по сделкам ”до погашения“ сложилась на уровне 10,3 процента годовых (за 2007 год – 10,6 процента годовых), в том числе с ГКО – 10,4 процента годовых, с процентными ГДО – 10,3 процента годовых, с дисконтными ГДО – 10,1 процента годовых.

      Средневзвешенная  ставка РЕПО с ГКО составила 11 процентов  годовых, с процентными ГДО – 12,5 процента годовых, с дисконтными ГДО – 12,3 процента годовых.

      На 1 января 2009 г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 12 небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. К обращению на ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ допущено 5 выпусков ГКО с дисконтным доходом, 74 выпуска ГДО с процентным доходом, 20 выпусков ГДО с дисконтным доходом.

      На  основании рассмотренных данных, можно сделать заключение о том, что уровень внутренних государственных  заимствований является некритичным  по отношению в ВВП (1, 9 % к ВВП  в 2008 году)

      Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.

      Получателями  внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России — федеральное правительство, правительства субъектов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

      Иностранные заимствования позволяют странам  превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

      Наиболее  значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные  кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.

      Государственный кредит формирует государственный долг. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

      В соответствии с законодательством  Республики Беларусь, внешние государственные  займы могут привлекаться в виде:

  1. иностранных кредитов, предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или ее резидентам под гарантии Правительства;
  2. займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

      Основной  целью государственных внешних  займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

      Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме, выпускаются  в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

      Современное состояние внешней государственной  задолженности Республики Беларусь характеризуется рядом показателей, основным из которых является структура внешнего государственного долга.

      Внешний государственный долг Беларуси начал формироваться с 1992 г. и к концу 1995 г. достиг 1,5 млрд. долл. США, ежегодно увеличиваясь примерно на 350 млн. долл., или на 15-20 %.

      Сведения  о размере внешнего государственного долга приведены в таблице 2.2.

      Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым  МБРР), свидетельствуют о том, что  Республика Беларусь относится к  группе стран с низким уровнем  задолженности (таблица 2.3).  

Таблица 2.2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) 

    01.01.2007г. 01.01.2009 г. 01.07.2009 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 574,5 3 588,8 5 293,0
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 263,4 130,1 115,9
Всего 837,9 3 718,9 5 408,9

      Примечание - Источник: [16]

Таблица 2.3 - Показатели кредитоспособности  по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели  кредитоспособности 01.01.2006г. 01.01.2007г. 01.01.2008 г 01.01.2009 г.
- отношение  внешнего гос. долга к экспорту  товаров и услуг, % 4,3 4,1 8,4 10,0
- отношение  внешнего гос. долга к валовому  внутреннему продукту, % 2,6 2,3 5,2 6,4
- отношение  платежей по внешнему гос. долгу  к экспорту товаров и услуг, % 1,2 1,1 1,1 1,0

      Примечание - Источник: [16] 

      Проведем  анализ цифровых данных, приведенных  в таблицах 2.1 и 2.2.

      Так, данные приведенные в таблице 1 свидетельствую о постоянном роста внешней государственной задолженности, при этом следует отметить, что размер средств, привлекаемых под гарантии правительства имеет тенденцию к уменьшению, в кредиты привлекаемые правительством наоборот имеет тенденцию к росту. Важно отметить, что за незначительный период времени размер привлеченных источников внешнего финансирования увечился более чем в 9 раз, что свидетельствует о наличии существенных проблем с источниками средств.

      При этом, сравнение данных таблицы 2.2 с  данными пороговыми данными экономической безопасности государства по внешнему долгу, указанными в таблице 2,3 дает основания сделать вывод о том, что размер внешний государственных заимствований практически по всем индикаторам не является критическим.

      Сведения о валовом внешнем долге Республики Беларусь на 1 апреля 2009 г. в разрезе секторов экономики приведены в приложении А.

      Помимо  выше указанных источников внешнего финансирования Беларусь также имеет возможность реализовывать свои долговые бумаги среди нерезидентов на внутреннем рынке. Что касается размещения государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств на внешних финансовых рынках, то данный способ привлечения финансовых ресурсов до сих пор не применялся Существенным препятствием для появления данных ценных бумаг и их полноценного обращения является отсутствие суверенного кредитного рейтинга страны, необходимость наличия которого прямо оговорена в белорусском законодательстве и является обязательным, исходя из международной практики. Для сравнения: в структуре внешнего государственного долга Латвии 30 % общей суммы заимствований приходится на еврооблигации и 60 % - на кредиты.

Информация о работе ГК-форма государственного кредита