ГК-форма государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

ГР - формы государственного кредита (2009)_1.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

      Основными видами государственных ценных бумаг  Республики Беларусь являются:

  1. государственные краткосрочные облигации;
  2. государственные долгосрочные облигации с купонным доходом;
  3. векселя Правительства Республики Беларусь;
  4. облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
  5. облигации государственного выигрышного валютного займа.

      Цель  выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ) заключается, во-первых, в создании устойчивой системы государственного заимствования, во-вторых, в финансировании дефицита республиканского бюджета, в-третьих, в развитии и расширении рынка ценных бумаг.

      Государственные краткосрочные облигации (ГКО) Республики Беларусь и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО с КД) выпускаются в бездокументарной форме. Первичное размещение их осуществляется:

  • путем продажи на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком, где принимают участие первичные инвесторы, список которых утверждается Национальным банком по согласованию с Министерством финансов;
  • путем покупки Национальным банком выпуска ГКО и ГДО с купонным доходом для их последующей продажи на вторичном рынке ценных бумаг;
  • путем их продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, определяемых этим министерством.
  • Сделки купли-продажи данных ценных бумаг на вторичном рынке осуществляются только на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". ГКО И ГДО с КД погашаются за счет доходов бюджета, процентные платежи осуществляются за счет расходной части бюджета.

      В целях восполнения отставания по привлечению средств от реализации государственных краткосрочных  облигаций коммерческим банкам Министерство финансов в прошедшем году размещало государственные ценные бумаги среди инвесторов на договорных условиях. Эта продажа осуществлялась, главным образом, с целью исполнения гарантий Правительства по кредитам, выданным предприятиям агропромышленного комплекса банками республики на закупку зерна, белкового сырья, кормовых добавок, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники в соответствии с принятыми в 1999-2000 г.г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

      В настоящее время Министерство финансов осуществляет дальнейшую работу по совершенствованию рынка ценных бумаг путем диверсификации видов государственных ценных бумаг. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2001 г. № 1053 "О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь" разрабатывается нормативная база, регулирующая выпуск, обращение и погашение облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь для населения. Это позволит привлечь свободные денежные средства физических лиц на финансирование дефицита бюджета, что будет способствовать связыванию "горячей" денежной массы и в перспективе приведет к снижению уровня инфляции.

      Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

  • покрытия дефицита республиканского бюджета;
  • пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
  • реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
  • решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
  • поддержки экономических реформ.

      Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь[14, c.234].

      Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и  гражданско-правовых договоров, решений  о предоставлении государственных  гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

      В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних  государственных займов.

      Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга.

      Исполнение  указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета  и иным находящимся в собственности  Республики Беларусь имуществом.

      Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются  в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность  по внешним государственным займам не будет полностью погашена.

      Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными  по отношению к другим расходам при  исполнении республиканского бюджета.

      Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии.

      В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних  государственных займов и учета  внешнего государственного долга.

      Учет  внешнего государственного долга и  регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.

      Следует отметить, что в Республике Беларусь государственный кредит реализуется  посредством рынка государственных  ценных бумаг.

      Рынок государственных ценных бумаг функционирует  в Республике Беларусь с 1994 года, является одним из наиболее развитых и ликвидных сегментов рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка.

      Таким образом, государственный займы  как форму внутреннего государственного кредита имеет целый ряд преимуществ:

      - государство, являясь гарантом  по государственному займу использует  его для привлечения значительных  сумм средств как физических, так и юридических лиц; 

      - государственный внутренний заим  как форма государственного кредита  является средством быстрой мобилизации финансовых ресурсов для финансирования дефицита государственного бюджета.

      Негативная  сторона государственных заимствований  на внутреннем рынке определяется тем, что:

      - государственный внутренний займ  имеет определенные границы: в  случае, если государство таким путем привлекает значительные суммы средств может возникнуть дефолт (пример: Россия в 1998 году)

      - чрезмерное использование внутренних  заимствований на долгосрочной  основе приводи к тому, что  государственный долг перекладывается  с поколения на поколение.

      Функционирование  первичного рынка государственных  ценных бумаг на протяжении ряда лет  характеризуется положительной  динамикой как по объемам размещения, так и по срокам заимствования.

      Вместе  с тем,  на рынке государственных  ценных бумаг существует  ряд проблем, для решения которых требуется тесное взаимодействие заинтересованных  государственных органов и иных организаций, а именно:

      - зависимость от финансового состояния банковской системы, колебания ее ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении государственных ценных бумаг и, соответственно, равномерном привлечении средств для финансирования дефицита бюджета;

      - трудности с удлинением сроков заимствований из-за отсутствия у потенциальных инвесторов долгосрочных свободных ресурсов;

      - усиление конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка;

      - узкий круг участников рынка государственных ценных бумаг (основными инвесторами являются банки (до 80%).

      В целях совершенствования и развития рынка государственных ценных бумаг  необходимо:

      - расширение спектра государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц, а также совершенствование механизмов их применения;

      - осуществление мероприятий по интеграции рынков ценных бумаг стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), обеспечивающих возможности их консолидации и увеличения объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов;

      - расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги;

      - согласованная политика Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь по вопросам выпуска ценных бумаг собственной эмиссии;

      - информационно-технологическая поддержка развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государственных денежных средств на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, где кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице Министерства финансов и местных органов власти.

      Эта форма кредита позволяет заемщику (государству) мобилизовать денежные ресурсы  для покрытия дефицита без бумажно-денежной эмиссии.

      Государственный кредит используется в качестве одной  из мер стабилизации денежных отношений, т.к. в период инфляции по средствам государственных займов у населения уменьшают его платежеспособный спрос, изымая из обращения избыток денежной массы, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее установленный срок.

      С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

      Государственный кредит используется главным образом  для привлечения средств на покрытие расходов бюджета. Заемные средства для удовлетворения такой потребности могут поступать, как правило, в форме выручки от реализации казначейских обязательств или облигаций, в ряде случаев и в форме банковского или международного кредита.

      Благодаря этому становится возможным обеспечить средствами расходы бюджета, в том  числе покрытие бюджетного дефицита. Использование заемных средств для такой цели обычно ограничивается в интересах экономного использования ресурсов, тем более что впоследствии такая задолженность должна быть погашена.

      В соответствии с Бюджетным кодексом внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики.

Информация о работе ГК-форма государственного кредита