ГК-форма государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

ГР - формы государственного кредита (2009)_1.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

      Согласно  статьи 1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь,  внешний государственный  долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени

      Кодексом  также определено, что внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.

      Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики.

      Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

      Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой процентов. Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока — возврат суммы долга.

      В нашей стране с 1994 г. осуществляется выпуск государственных краткосрочных  облигаций (ГКО). ГКО в Беларуси —  это ценные бумаги, выпускаемые в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом. Это означает, что продажа ГКО производится по ценам ниже номинальной цены (нарицательной стоимости). Доход покупателей зависит от разницы между ценой, уплаченной за облигации, и их стоимостью на момент погашения. ГКО выпускаются с различным сроком обращения, их первичное размещение осуществляется путем продажи на закрытых аукционах. Круг первичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и финансовые компании. Инвесторы имеют право продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через фондовые биржи, которые обяваны вести учет инвесторов.

      ГКО выпускаются от имени Совета Министров  Республики Беларусь — генерального поверенного правительства и являются именными ценными бумагами. Они размещаются на добровольной основе среди юридических лиц. Население к покупке облигаций в 1994—1996 гг. не привлекалось.

      Несмотря  на динамичное развитие рынка ГКО, они  занимают незначительное место в  покрытии дефицита бюджета. Основными источниками остаются кредиты Национального банка и внешние займы.

      Государственные внутренние займы классифицируются по различным признакам. По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые республиканским правительством и местными органами власти. В отличие от России в Беларуси местные (муниципальные) займы пока не получили развития.

      Наиболее  распространенным видом государственного кредита являются государственные займы. Как правило, они имеют одну цель — покрытие дефицита бюджета, который может быть временным или постоянным. Временным дефицит может быть при несовпадении по времени поступления доходов в бюджет и осуществления бюджетных расходов. Постоянным дефицит является тогда, когда в данном бюджетном году расходы превышают доходы, предусмотренные в финансовом плане страны.

      Государственные займы классифицируются по ряду признаков[12, c.34].

      Во-первых, займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами государственного управления.

      Во-вторых, займы могут быть внутренними и внешними.

      В-третьих, по срокам займы делятся на бессрочные (рентные), долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и текущие.

      При бессрочных (рентных) займах держатели  ценных бумаг (облигаций) имеют право  требовать проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. В бессрочных займах ежегодный процент (рента) обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке, что обеспечивает стабильный размер ежегодных выплат.

      Срочные займы (в зависимости от страны) заключаются  на разные термины. В Республике Беларусь долгосрочными займами считаются, полученные более чем на 5 лет, среднесрочными — до 5 лет, краткосрочными — до 1 года.

      В-четвертых, по форме обращения займы делятся на рыночные, нерыночные и специальные выпуски.

      Рыночные  займы выпускаются в виде ценных бумаг — облигаций, векселей, сертификатов и т.п. Они свободно обращаются на рынке, но не могут быть предъявлены к погашению до истечения их срока.

      Нерыночные  займы существенно отличаются от рыночных. В частности, держатели  нерыночных ценных бумаг могут досрочно предъявить их к оплате (как правило, через год). Кроме того, нерыночные ценные бумаги могут быть использованы для погашения налоговых платежей.

      Специальные займы размещаются среди финансовых институтов. Эти займы оформляются именными ценными бумагами, которые не обращаются на денежном рынке. В то же время они могут быть предъявлены к оплате или зачету до истечения срока их действия.

      В-пятых, в зависимости от обеспеченности долговых обязательств займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются органами государственной власти чем-то конкретным (например, имуществом, определенным доходом).

      В-шестых, по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные и с нулевым купоном.

      Выигрышные  займы строятся на принципах лотереи. В связи с этим инвестор полагается на волю случая.

      Главным видом облигаций являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один или несколько раз в год на основании купонов.

      Краткосрочные займы государства оформляются  заемными документами без купонов. Облигации таких займов продаются  со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

      Кроме краткосрочных, могут быть и долгосрочные займы, облигации которых называются облигациями с нулевым купоном.

      В-седьмых, по методам размещения займы делятся  на добровольные и принудительные. Принудительные возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельств. В бывшем СССР такие займы осуществлялись методом подписки на заем и методом замораживания вкладов в сберегательных кассах.

      В-восьмых, займы могут быть в национальной валюте и в валюте других стран.

      В-девятых, по признаку держателей ценных бумаг  займы подразделяются на реализуемые среди населения, юридических лиц и универсальные.

      В-десятых, государственные займы могут  быть облигационными и безоблигационными. Облигационные представляют собой эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений, как правило, на международном уровне.

      В современных условиях в Республике Беларусь облигационные займы представлены в основном государственными крат-

      Досрочными  облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО).

      Выпуск  ГКО осуществляется с целью привлечения  временно свободных средств юридических  и физических лиц (в том числе  иностранных) для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации  выпускаются по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов и являются государственными ценными бумагами. Они размещаются среди инвесторов на добровольной основе, а эмиссия облигаций. Осуществляется в виде записей по счетам со сроком обращения от 1 до 12 месяцев.

      Первичное размещение ГКО производится путем  их прода-йси на аукционе инвесторам, т.е. его участникам. При первичном размещении указанных облигаций они продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже установленных Министерством финансов в день проведения аукциона. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать указанные облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи.

      Национальный банк является центральным депозитарием ГКО и может по согласованию с Министерством финансов продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, нереализованные на первичном рынке, а в течение срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство республики обязуется погасить облигации по истечении срока обращения.

      Выпуск  долгосрочных государственных облигаций  в Республике Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения год и более. Министерство финансов определяет объем и дату выпуска облигаций, номинальную их стоимость, срок обращения и погашения, процентную ставку, а также первичных держателей ценных бумаг. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичными держателями облигаций выступают юридические лица Республики Беларусь, определяемые Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами и другими центральными органами управления. Первичное размещение производится Главным государственным казначейством путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии Национального банка. Выпуск ГДО осуществляется в виде записи на счетах без использования бланков. Это удешевляет процесс обращения данных ценных бумаг, упраздняет проблему подделки.

      Погашение облигаций производится Национальным банком по номинальной их стоимости, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске данных ценных бумаг. Для этой цели Министерство финансов выделяет Национальному банку необходимые средства.

      Долгосрочные  государственные облигации Республики Беларусь представляют собой источник неинфляционного финансирования дефицита республиканского бюджета. С их помощью можно отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

      Особой  формой государственного кредита в  Республике Беларусь является выдача Национальным банком кредитов правительству Республики Беларусь и местным органам власти. Источниками централизованных кредитных ресурсов для данной операции являются средства населения и предпринимателей, хранящиеся во вкладах в Сберегательном банке республики. Национальный банк по установленному парламентом нормативу привлекает эти ресурсы в свое распоряжение на платной основе. Такая форма государственного кредита мало, чем отличается от прямого принудительного заимствования средств общегосударственного ссудного фонда для покрытия дефицита бюджета, что наблюдалось в практике бывшего СССР. Подобный способ финансирования государственных затрат не ликвидирует инфляционных процессов и даже может их усилить. Поэтому правительству страны необходимо избегать прямого заимствования средств общегосударственного ссудного фонда, а если такое происходит, то — быть твердым гарантом реального возвращения изъятых у населения средств, хранящихся в сберегательном банке[13, c.145].

      Кроме названных признаков классификации  займов, могут быть такие, как долговые обязательства с твердым и  плавающим доходом; с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения; натуральные и денежные. Натуральные займы появляются в периоды экономической разрухи и сопутствующей ей инфляции. На облигации такого займа указывается номинальная величина натуральной единицы, но она продается и покупается за деньги в соответствии с ценой указанного количества товара на момент купли-продажи. Этим самым предотвращается обесценение займа.

      Второй  формой государственного кредита является выдача Национальным банком кредитов правительству Республики Беларусь и местным органам власти. Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.

      Государственные ценные бумаги являются важным и эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Их выпуск - наиболее приемлемый вариант финансирования дефицита республиканского бюджета.

Информация о работе ГК-форма государственного кредита