Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:58, реферат

Описание

Роль административного права в борьбе с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права весьма значительна и актуальна в Российской Федерации.

Содержание

Введение

1. Юридическая сущность административной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение трудового законодательства

1.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства

1.2 Характеристика административных правонарушений хозяйствующих субъектов в сфере труда

2. Административно-юрисдикционная деятельность органов осуществляющих государственный надзор и контроль в сфере труда

2.1 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат1.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

Невыплата свыше двух месяцев  заработной платы, пенсий, стипендий, пособий  и иных установленных законом  выплат, совершенная руководителем  организации независимо от формы  собственности из корыстной или  иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных  размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

1.2 Характеристика административных  правонарушений хозяйствующих субъектов  в сфере труда.

Признаки административного  правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют юридический  состав, являющийся единственным основанием административной ответственности  правонарушителя. К объективным  элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и  охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона  административного проступка - внешние  признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат  посягательства, причинную связь  между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения. К субъективным элементам состава  относятся признаки, характеризующие  субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности  административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое  лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного  правонарушения.

Общим объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области  исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Объективная сторона состава  характеризует проступок как  антиобщественный акт внешнего поведения  нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и  наступившем результате.

Содержание объективной  стороны характеризуют такие  квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность  противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

Субъектами административного  правонарушения являются физические и  юридические лица.

Общим субъектом административного  правонарушения признается вменяемые, достигшие шестнадцатилетнего возраста граждане России.

Специальным субъектом административного  проступка выступают должностные  лица, родители несовершеннолетних, находящиеся  на территории нашей страны иностранные  граждане, не пользующиеся дипломатическим  иммунитетом, и лица без гражданства.

Особое внимание хотелось бы обратить на должностных лиц, выступающих  в качестве субъектов административных правонарушений. Они несут административную ответственность не только за собственные  действия (бездействие), связанные с  неисполнением либо ненадлежащим исполнением  ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие  правила.

Понятие должностного лица установлено  в КоАП РФ. Ими считаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции  представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке  распорядительными полномочиями в  отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а равно лица выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления,, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Таким образом, как должностные  лица несут ответственность и  индивидуальные предприниматели, а  также руководители и служащие юридических  лиц (организаций) независимо от формы  собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением  в своих структурах управленческих функций.

Субъективная сторона  административного правонарушения представляет собой вину и может  выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Действуя с умыслом, правонарушитель  сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит  возможность наступления вредных  последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит  и сознательно его допускает  либо относится к нему безразлично - косвенный умысел.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность должностных лиц  за нарушение законодательства о  труде и об охране труда. Данное правонарушение влечет за собой наложение административного  штрафа в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Часть вторая указанной статьи, предусматривает санкцию за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ч.1 и 2 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие в сфере  труда и охраны труда, по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами  законодательства о труде и охране труда. Данные общественные отношения  регулируются различными нормативными правовыми актами.

Конституция РФ устанавливает  гарантии реализации гражданином своих  трудовых прав и права на труд в  условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на отдых (ст.37), а также обеспечивает единый порядок регулирования отношений  между работником и работодателем в организациях всех форм собственности и независимо от ведомственной принадлежности.

Система российского трудового  права наиболее полно отражена в  Трудовом кодексе РФ. Она включает в себя следующие институты:

* трудоустройства (объединяет  нормы, регулирующие отношения связанные с подысканием гражданам подходящей работы);

* трудового договора (объединяет  нормы, регулирующие прием на  работу, переводы и увольнения);

* профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  работников непосредственно на  производстве;

* рабочего времени и  времени отдыха;

* нормирования труда;

* оплаты труда;

* дисциплины труда;

* материальной ответственности;

* охраны труда;

* надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По замыслу законодателя, невыполнение или нарушение любых  норм действующего законодательства о  труде и об охране труда, включенных в систему трудового права, содержат в себе признаки состава административного  правонарушения рассматриваемой статьи (за исключением специализированных статей КоАП РФ, о которых речь пойдет ниже).

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, утративший силу в  связи с принятием КоАП РФ, предусматривал административное наказание в виде штрафа, которому подвергались должностные  лица за "нарушение законодательства о труде, законодательства об охране труда". Данная санкция содержалась  в статье 41 КоАП РСФСР, смысл ее нашел отражение в новом Кодексе.

Рассмотрим наиболее распространенные нарушения норм трудового законодательства.

Глава 21 Трудового кодекса  РФ, содержит нормы, регулирующие порядок  выплаты заработной платы работникам.

Трудовые доходы каждого  работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов  работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер заработной платы означает, что работник, отработавший полностью месячную норму  рабочего времени и выполнивший  свои трудовые обязанности (нормы труда), не может получить оплату за труд ниже установленного федеральным законом  минимума. При этом в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.1

Согласно ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику  не реже чем каждые полмесяца в  день, установленный правилами внутреннего  трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты  заработной платы. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Невыплата в установленные  законом сроки заработной платы  расценивается как использование  принудительного труда.

Современное трудовое законодательство делает акцент на локальное регулирование  оплаты труда работников. Это касается как рабочих, так и руководителей, специалистов и служащих. При оплате труда рабочих могут применяться  тарифные ставки, оклады, а также  бестарифная система, если работодатель и представители работников сочтут такую систему наиболее целесообразной. Вид, система оплаты труда, размеры  тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также  соотношение в их размерах между  отдельными категориями персонала  организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных  актах.

Виновные в нарушении  трудового законодательства, связанные  с выплатой заработной платы, привлекаются в том числе и к административной ответственности, предусмотренной ст.5.27 КоАП РФ.

"Анализ обращений граждан  и трудовых коллективов, поступающих  в Минтруда России и в государственные  инспекции труда в субъектах  Российской Федерации, анализ  отчетных материалов госинспекций труда, а также публикации в ряде средств массовой информации свидетельствуют о том, что проблема обеспечения прав работников на своевременную оплату труда остается одной из наиболее острых в сфере социально-трудовых отношений. Задержки выплаты заработной платы, особенно длительные, способствуют повышению социальной напряженности и конфликтности в трудовых коллективах многих организаций и являются, одной из основных причин забастовок и коллективных трудовых споров".1

Другой проблемой, порождающей  множество трудовых споров, является заключение, изменение и прекращение  трудового договора. Принцип обеспечения  свободы трудового договора выражает сущность большого количества норм, регулирующих прием граждан на работу, их переводы и увольнения (раздел 3 ТК РФ). Содержание данного принципа состоит в том, что судьба трудовых отношений работника  с работодателем определяется трудовым договором. Именно он является основанием возникновения, изменения и прекращения  этих отношений. Посредством свободы  заключения трудового договора гражданин  РФ, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реализовать  свое право на труд. Ст.184 ТК РФ определено, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Объективную сторону правонарушения составляет действие либо бездействие, результатом которых является, в нарушение действующих норм, сокрытие наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, на которых  возложена обязанность в течение  суток со дня наступления страхового случая сообщить о нем страховщику.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Административно-юрисдикционная  деятельность органов осуществляющих  государственный надзор и контроль  в сфере труда.

2.1 Система и правовое положение  органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор  за соблюдением законодательства  о труде.

Информация о работе Административная ответственность