Анализ управления затратами на примере ОАО «ФОК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - совершенствование системы управления затратами на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
2) провести анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами, рассмотреть методы оценки эффективности затрат предприятия;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления затратами на предприятии
2. Анализ управления затратами на примере ОАО «ФОК»
3. Мероприятия по совершенствованию управления затратами на ОАО «ФОК»
Заключение
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 524.00 Кб (Скачать документ)

1) Возможен пересмотр или разработка штатного расписания;

2) Перераспределение объемов работ между сотрудниками исходя из вновь утвержденного регламента учетного документооборота;

3) Разработка и утверждение системы материального поощрения и нематериального стимулирования эффективного труда сотрудников.

Следующим шагом к построению четкой модели бизнеса предприятия является разработка плана счетов предприятия. Под планом счетов здесь понимается непосредственно классификация счетов и субсчетов, аналитический учет по счетам, типовые хозяйственные операции. Вполне возможно одновременное использование нескольких планов счетов, по-разному обслуживающих потребности предприятия в учете. В рамках работ по данному этапу все параметры производственно-хозяйственных операций классифицируются и находят свое отражение на счетах, субсчетах, в аналитике.

Для запуска методики учета затрат в работу, необходимо создать "Регламент учетного документооборота". То есть определить, кто, чем и когда отчитывается, куда эти документы стекаются и что содержат. Спроектировать систему документооборота означает погрузить учитываемые параметры в нужные документы, установить регламент создания и прохождения этих документов, сроки их сдачи, формы документов, а также определить круг лиц, которые ответственные за заполнение или принятие решения по этим документам.

Далее Регламент учетного документооборота утверждается руководством. После обучения специалистов желательно введение регламента приказом по предприятию.

Таким образом, для совершенствования системы внутреннего контроля затрат ОАО «ФОК» можно дать следующие рекомендации.

Для совершенствования системы управления затрат ОАО «ФОК» необходимо формирование системы внутреннего контроля и регулирования затрат.

При совершенствовании системы бюджетирования на предприятии рекомендуется применять подход "снизу вверх \сверху вниз", при котором высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

Для создания эффективной системы управления затратами предприятия ОАО «ФОК» рекомендуется:

1) Создание полнофункциональной системы управления предприятием, входящими в группу, через систему центров финансовой ответственности;

2) Обеспечение информационной поддержкой контрольной функции через систему бюджетов и контрольных показателей;

3) Создать самонастраивающуюся систему по согласованию бюджетов и контрольных показателей с целью максимизации прибыли всей группы в целом;

4) Создание базы для внедрения системы управления через систему сбалансированных показателей, внедряемую в настоящее время.

Для настройки существующей системы управленческого учета и бюджетирования ОАО «ФОК» предлагается реализовать следующие мероприятия по совершенствованию:

1) Сформировать четкую систему центров финансовой ответственности, структуру бюджетов, закрепить руководителей, которые будут отвечать за повышение эффективности деятельности определенного ЦФО, выполнения контрольных показателей по данному ЦФО.

2) Обеспечить формирования на уровне предприятий Прогнозного баланса.

3) Ввести систему гибкого бюджета и механизма корректировки бюджетов по результатам работы, разработать четкие правила по внесению корректировок.

4) Скорректировать форматы планов/бюджетов и управленческой отчетности с целью приведения их в соответствие с общепринятыми принципами финансовой отчетности (бухгалтерского учета).

Создание системы текущего контроля затрат в ОАО «ФОК» будет способствовать распространению принципов эффективного хозяйствования на внутренние подразделения предприятия, поскольку обеспечивает формирование информации об отклонениях от норм расхода экономических ресурсов по местам их возникновения и принятие решений на основе детализированной информации о затратах.

Также рекомендуемая система текущего контроля затрат позволяет интегрировать плановую, нормативную и учетную информацию о движении ресурсов по ходу изготовления продукции, позволяет осуществить алгоритмизацию операций учета и контроля с выявлением отклонений от запланированного уровня как по натурально-вещественной форме продукта, так и по затратам на производство этой же продукции, способствует повышению ответственности структурных подразделений предприятия за производимые ими затраты, оперативности принятия управленческих решений, усилению контроля, выявлению мест перерасхода и источников затрат.

Кроме того, внедрение рекомендуемой системы внутреннего контроля позволяет оценить эффективность деятельности центров затрат и ответственности на основе показателя эффективности затрат и выступает в качестве механизма отслеживания и своевременного предупреждения кризисных ситуаций, позволяет выявлять узкие места в планировании и формировании затрат и принимать управленческие решения.


Заключение

 

Анализ теоретических положений по управлению затратами хозяйствующих субъектов позволяет сделать следующие выводы.

Важнейшими задачами управления затратами являются:

повышение эффективности деятельности предприятия;

определение затрат по основным функциям управления;

расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом;

расчёт затрат на единицу продукции (работ, услуг) - калькулирование себестоимости продукции;

подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;

поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

выбор методов нормирования затрат;

приведение анализа затрат с целью принятия управленческих решений по совершенствованию производственных процессов, формированию ассортиментной и ценовой политики, оптимизации загрузки производственных мощностей, выбору вариантов инвестирования, прогнозированию объёмов производства и сбыта продукции.

Все вышеперечисленные задачи управления затратами должны решаться в комплексе - только такой поход принесет плоды и будет способствовать резкому росту эффективности работы предприятия. Таким образом, управление затратами на предприятии объединяет в единую систему комплекс следующих управленческих воздействий: прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учёт, анализ и контроль затрат и производственных инвестиций с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

Объект исследования – ОАО «ФОК». Организационно-правовая форма предприятия – Открытое акционерное общество. Предприятие находится в г. Гомеле.

Основными видами деятельности предприятия являются:

-проведение занятий по аквааэробике;

- проведение занятий по аэробике;

-проведение занятий в тренажерном зале;

-услуги саун с бассейном;

-игра в бильярд;

-подводный душ-массаж.

На предприятии применяется система бюджетирования.

Все показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ФОК» в 2009г. по сравнению с 2008г. снизились. Себестоимость реализованных услуг и продукции в 2009 году составляет 737 млн. руб против прошлого года 669 млн.руб. Рост себестоимости сформирован за счет увеличения затрат на  70 млн.руб. Возросли затраты на 1 руб. товарной и реализованной продукции на 0,15 руб. и 0,37 руб. соответственно. Фонд заработной платы возрос незначительно, в среднем рост составляет 2-3 %, это примерно равно уровню инфляции в 2010г. Производительность труда снизилась на 1,2 руб. Возросла среднегодовая стоимость основных производственных фондов на 506 млн. руб.  Все это свидетельствует о негативной тенденции развития ОАО «ФОК»

Планирование затрат осуществляется в бухгалтерии предприятия. В бухгалтерии предприятии составляются прогноз прибылей и убытков (Бюджет доходов и расходов) и Бюджет движения денежных средств (Бюджет притоков и оттоков денежных средств). Кроме того, в рамках годового бюджетирования на предприятиях формируются прочие операционные и функциональные бюджеты: Планы реализации, Планы затрат, Планы закупки МТР, Графики расчетов с поставщиками МТР, Планы ремонтных работ, Планы капитальных затрат, Графики расчетов с подрядчиками.

Затем формируется консолидированный Прогноз прибылей и убытков, Бюджет движения денежных средств и Прогнозный баланс по предприятию.

Процесс бюджетирования происходит один раз в год, бюджет формируется на предстоящий год с разбивкой на кварталы и месяцы. В дальнейшем бюджет не корректируется, отчетность представляется с сопоставлением со значениями утвержденного годового бюджета.

Бюджет утверждается Директором ОАО «ФОК».

Бюджеты движения денежных средств предприятия, утвержденных в процессе годового бюджетирования, являются рамками для формирования календарных планов (Финансовых планов) оттоков и притоков денежных средств. При месячном планировании производятся при согласовании с Управляющей компании корректировки показателей годового бюджета притоков и оттоков денежных средств.

Система бюджетирования, применяемая на предприятии, неэффективна. Процесс бюджетирования ведется "снизу-вверх", что, скорее всего, неоправданно для данного предприятия. Это может привести к завышению плановых показателей по расходам и занижению показателей по доходам, чтобы при выполнении показателей получить незаслуженное вознаграждение.

Контрольная функция затрат реализована не в полной мере: в организационной структуре не четко выражены центры формирования ответственности, отсутствуют центры затрат по сервисным и административным подразделениям. Фактически отсутствует управление снижением затрат.

Для совершенствования системы управления затрат ОАО «ФОК» необходимо формирование системы внутреннего контроля и регулирования затрат.

Для создания эффективной системы управления затратами предприятия ОАО «ФОК» рекомендуется:

1) Создание полнофункциональной системы управления предприятием, через систему центров финансовой ответственности;

2) Обеспечение информационной поддержкой контрольной функции через систему бюджетов и контрольных показателей;

4) Создание базы для внедрения системы управления через систему сбалансированных показателей, внедряемую в настоящее время на предприятии .

Для настройки существующей системы управленческого учета и бюджетирования ОАО «ФОК» предлагается реализовать следующие мероприятия по совершенствованию:

1) Сформировать четкую систему центров финансовой ответственности, структуру бюджетов, закрепить руководителей, которые будут отвечать за повышение эффективности деятельности определенного ЦФО, выполнения контрольных показателей по данному ЦФО.

2) Обеспечить формирования на уровне предприятия Прогнозного баланса.

3) Ввести систему гибкого бюджета и механизма корректировки бюджетов по результатам работы, разработать четкие правила по внесению корректировок.

4) Скорректировать форматы планов/бюджетов и управленческой отчетности с целью приведения их в соответствие с общепринятыми принципами финансовой отчетности (бухгалтерского учета).


Список использованных источников

 

1.      Ананькина, Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием [Текст] / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др. - М.: Аудит, 2001. - 279 с.

2.      Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст] / М.И. Баканов - М.: Финансы и статистика, 2001. - 324 с.

3.      Батрин, Ю.Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий [Текст] / Ю.Д. Батрин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2001, - 283с.

4.      Бурцев, В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения [Текст] В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 4. - С.18-23.

5.      Ван Хорн, Дж.К. Основы управления финансами [Текст] / К. Ван Хорн Дж. Перевод с англ. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 472 с.

6.      Дронов, Р.И. Оценка финансового состояния предприятия [Текст] / Р.И. Дронов, А.И. Резник, Е.М. Бунина // Финансы. - 2003. - №4. -С.18-23.

7.      Друри, К. Введение в производственный и управленческий учет [Текст] / К. Друри. - Пер. с англ. - М.: Аудит, 1994. - 560 с.

8.      Друри, К. Учет затрат методом " стандарт-костс" [Текст] / К. Друри. - М.: Аудит ИО Юнити, 1998. - 148 с.

9.      Иванов, А.А. Как разработать систему управления затратами [Текст] /А.А. Иванов // Финансовый директор. - 2003. - № 11. - с.12.

10. Ивашкевич, В.Б. Контроллинг на предприятиях ФРГ [Текст] / В. Б Ивашкевич, С.Н. Зайцев // Бухгалтерский учет. - 2001. - № 10. - С.10-12.

11. Хамидуллина, Г.Р. Издержки обращения. Учет, анализ, контроль [Текст] / Г.Р. Хамидуллина. - М.: Экзамен, 2002. - 451 с.

12. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст] / Н.И. Кабушкин. - М.: Остожье, 1999. - 497 с.

13. Карпова Т.П. Управленческий учет [Текст] / Т.П. Карпова. - М.: Аудит, 2003. - 350 с.

Информация о работе Анализ управления затратами на примере ОАО «ФОК»