Совершенствование экономических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание

В Республике Марий Эл несколько крупных сельскохозяйственных предприятий специализируются на выращивании овощей в закрытом и открытом грунте, являются основными поставщиками овощной продукции в города и районы Республики, а так же за ее пределы. Одно из них – ОАО “Тепличное”.
Йошкар-Олинский теплично-овощной комбинат создан 12 ноября 1979 года. Теплично-овощной комбинат преобразован в совхоз “Тепличный” 19 февраля 1991 года. В связи с реорганизацией совхоз “Тепличный” переименован в акционерное общество “Тепличное” в 1993 году. В свою очередь акционерное общество “Тепличное” переименовано в открытое акционерное общество “Тепличное” на основании Закона РФ “Об акционерных обществах” в 1996 году.

Содержание

Организационно-экономическая характеристика предприятия…..
3
Анализ применяемых в хозяйстве экономических методов………
8
Сущность и основные рычаги экономических методов управления производством………………………………………….

8
Использование в управлении основных рычагов хозрасчета…….
13
Анализ реализации экономических методов управления в конкретном предприятии…………………………………………….

18
Совершенствование экономических методов управления…………
21
Выводы и предложения……………………………………………………. 25
Список использованной литературы…………………………………….. 27

Работа состоит из  1 файл

управление в апк.docx

— 54.14 Кб (Скачать документ)

     Внутрипроизводственный  хозрасчет основывается на принципах: сочетания централизованного планового  руководства с оперативно-хозяйственной  самостоятельностью подразделений  производственных объединений (предприятий); рационального использования различных  ресурсов, которые выделяются структурному подразделению; материальной и моральной  заинтересованности каждого отдельного работника за достижение высоких  показателей; экономической ответственности  отдельного работника и всего  коллектива за нарушение хозрасчетных обязательств.

     Для реализации принципов внутрипроизводственного  хозрасчета необходимо: регулирование  прав и ответственности каждого  работника; выделение каждому подразделению  необходимых ему производственных фондов; разработка для каждого подразделения  системы прогрессивных технико-экономических  норм и нормативов; установление для  структурного подразделения обоснованных плановых заданий; организация достоверного учета; создание системы экономических санкций за причиненный материальный ущерб; организация социалистического соревнования между подразделениями.

     В свою очередь организационные подсистемы производственных подразделений с  учетом места во внутрипроизводственном разделении труда, характера специализации  подразделяются на следующие организационные  формы хозрасчета: хозрасчет выпускающих  предметно-специализированных подразделений, хозрасчет внутриоперационных технологических  специализированных подразделений, хозрасчет  подразделений смешанного типа, хозрасчет вспомогательных подразделений.

     Для обеспечения действенности внутрипроизводственного  хозрасчета необходимо, чтобы нормы  и нормативы периодически обновлялись  и детализировались для каждого  уровня управления.

     Особенность организации хозрасчета для производственных единиц определяется их положением в организационной структуре.

     Хозрасчет выпускающих предметно-специализированных подразделений с законченным  циклом изготовления продукции должен быть нацелен на выполнение государственных  плановых заданий предприятия (объединения) и обязательств по поставкам его  продукции по договорам, а также  повышение качества продукции.

     Хозрасчет внутрикооперационных технически специализированных подразделений, поставляющих продукцию  или оказывающих производственные технологические услуги по внутрипроизводственной кооперации, должен обеспечивать соблюдение установленных сроков и ассортимента выпуска продукции в соответствии с внутренним графиком поставок смежным подразделениям.

     Особенностью  хозрасчета цехов основного и  вспомогательного производства является охват хозрасчетными отношениями  лишь стадии непосредственного процесса производства.

     Хозрасчет цехов основного производства должен быть нацелен на ритмичный выпуск продукции в заданном ассортименте и установленные графиком сроки.

     На  предприятиях предстоит большая  работа по углублению внутрипроизводственного  хозрасчета, обеспечивающего ориентацию всех подразделений предприятия (объединения) на активное внедрение в производство научно-технических достижений, передового опыта, улучшение качества работы, более  полное удовлетворение общественных потребностей в производимой продукции и повышение  эффективности производства.

     Переход на экономические методы управления предполагает развитие хозрасчетных отношений во всех звеньях производства, широкое внедрение коллективных форм организации труда, бригадного хозрасчета. 

    1. Анализ  реализации экономических методов управления в конкретном предприятии

     Анализ  внедрения экономических методов будет рассматриваться применительно к предприятию ОАО «Тепличное».  Тут также необходимо отметить, что исследуемое предприятие занимается производством и реализацией овощей открытого и закрытого грунта, имеет фирменные магазины в г. Йошкар-Ола, а также цех общественного питания.

      Виды  деятельности  ОАО «Тепличное»:

  • производство и реализация сельскохозяйственной продукции;
  • переработка сельхозпродукции;
  • охота и рыболовство;
  • подсобные промыслы;
  • иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

     Стратегия развития  данного предприятия нацелена на выпуск конкурентоспособных продуктов, соответствующих современным требованиям стандартов, как по качественным, так и экологическим показателям.

     Рынки сбыта:

     Основным  рынком сбыта является Республика Марий Эл, а так же близлежащие регионы.

     Миссия  ОАО «Тепличное»:

  • производить продукцию наивысшего качества и высокой потребительской ценности.
  • создание организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильности действий.
  • успешное применение наших принципов поможет нам занять лидирующее положение наших товаров на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, рабочих и служащих, акционеров и общества.

     Цели  предприятия:

  • увеличение доли рынка;
  • повышение объемов продаж;
  • увеличение темпов роста чистого дохода;
  • увеличение доли собственного капитала до 80 %.
  • выход на новые рынки сбыта;
  • повышение качества производимой продукции;

     При внедрении экономических методов управления, я наиболее подробно остановлюсь на ценовой политике предприятия и обеспечении конкурентоспособности товара.

     Для производства овощей закрытого грунта и мясных и молочных изделий, а так же содержания свиней, КРС и нужны довольно большие цеха со специальным оборудованием. На данный момент в Республике помимо ОАО «Тепличное» имеющих такой же ассортимент продукции не существует. Также конкурентами могут являться аналогичные фирмы, расположенные не Республике Марий Эл.

     Если  ОАО «Тепличное» назначит свою цену -  не смотря на цены конкурентов, то это может стать последним  днём этого предприятия. Так как  если у них цены будут ниже, а  качество примерно одинаковым, то ОАО «Тепличное» быстро потеряет положение лидера.

     Политика  ценообразования – это выбор  предприятием возможной динамики изменения  цены на товар, наилучшим образом  соответствующей целям предприятия.

     Эти задачи будут решать следующие службы: служба маркетингового исследования - в её задачу входит поиск новых рынков, прогноз развития рынков, рекомендации  при определении нового вида товара; служба маркетинга  - организация сбыта продукции; служба международного маркетинга - организация сбыта продукции в различных странах, поддержание с ними деловых контактов, прослеживание развития мирового рынка; служба стимулирования сбыта - организация различных мероприятий, направленных на привлечение общественного внимания к продукции фирмы, организация рекламы и многие другие действия, направленные на увеличение числа продаж; служба организации общественного мнения - создание благоприятной для деятельности фирмы деловой обстановки. 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Совершенствование  экономических методов управления.

     Основным  направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора управленческих решений. Рассмотрим данное направление более подробно.

     Конечная  цель системы менеджмента — увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности  товара, расширения рынка его сбыта  и обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового состояния фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к расчетам.

     К принципам экономического обоснования относятся:

  • учет фактора времени;
  • учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
  • применение системного подхода;
  • применение комплексного подхода;
  • обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
  • обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
  • учет факторов неопределенности и риска.

     Рассмотрим  подробнее некоторые из этих принципов.

     Сущность  фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений.

     Применение  комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды.

     Обеспечение многовариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношения 1:10:100:1000, где один доллар — экономия на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10,100,1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.

     Сопоставимость  вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета. Подробнее эти приемы рассмотрены при изложении конкретных методов расчета.

     Примеры экономического обоснования управленческих решений по повышению качества компонентов  системы менеджмента приведены  в работе. Таким образом, для обеспечения требуемых качества и эффективности процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения рекомендуется учитывать некоторые особенности.

  1. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
  2. Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами?  с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?
  3. Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность.
  4. К основным параметрам качества управленческих решений следует относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.
  5. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.
  6. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.
  7. К специфическим принципам анализа относятся: принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования факторов, принцип обеспечения сопоставимости вариантов, принцип оперативности, принцип количественной определенности решения.
  8. К принципам прогнозирования относятся: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность, оптимальность.
  9. К принципам экономического обоснования управленческих решений относятся: учет фактора времени, учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов, многовариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и риска.
  10. Экономическое обоснование управленческих решений должно осуществляться по одному из трех методов: повышение качества «входа» системы, повышение качества процесса в системе, одновременное повышение качества «входа» и процесса в системе.

Информация о работе Совершенствование экономических методов управления