Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:06, курсовая работа
Целью данной работы является определение путей совершенствования механизма государственного регулирования безналичных расчетов в Республике Беларусь на этапе макроэкономической стабилизации национальной экономики и обеспечения в стране устойчивого экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ…………………………………………………………………..…...6
1.1. Основы построения платежной системы…….……………………..6
1.2. Понятие и основные классификации безналичных расчётов…….. 9
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…… ……...…13
2.1. Правовые основы регулирования безналичных расчётов в Республике Беларусь…………..………………………………………..……….13
2.2. Практика организации безналичных расчетов Национальным банком Республики Беларусь…………………………………………………...17
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………. …..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………...29
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовые основы регулирования безналичных расчётов в Республике Беларусь
Безналичный денежный оборот составляет около 90 % всего оборота денег развитых стран мира (у нас в республике — около 70 %). Он опосредует все экономические процессы в хозяйстве. Состояние счетов в банке, открытых для хозяйствующих субъектов, рассматривается как основной показатель их работы; в рамках предприятия оно отражает соотношение его долговых требований и обязательств [11, c.104].
Действующий в Республике Беларусь порядок проведения расчетов в безналичной форме между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами законодательно установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК РБ) и Банковским кодексом Республики Беларусь (далее — БК РБ), регулируется Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» от 29.06.2000 г. № 359. Эти основные документы составляют правовую базу для более детального нормативного оформления расчетных отношений. Так, глава 24 БК РБ, вступившего в силу 17.07.2006 г., непосредственно посвящена безналичным расчетам. Чтобы привести механизм безналичных расчетов в соответствие с БК РБ, Национальный банк Республики Беларусь разработал ряд инструкций (№ 43, 66, 67, 74) по вопросам проведения в банках расчетных операций, содержащих подробное изложение порядка безналичных расчетов в разрезе их форм, способов осуществления платежей и очередности.
В соответствии со ст. 231 БК РБ, безналичные расчеты — это расчеты между юридическими лицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке [1].
Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации безналичных расчетов, предъявляемых к ним требований, форм расчетов и способов платежа по ним. Она постоянно совершенствуется за счет изменения содержания ее отдельных элементов.
Некоторыми
специалистами к числу
К настоящему времени в Республике Беларусь принципы организации безналичных расчетов законодательно не установлены, однако сложился довольно устойчивый их перечень:
Установлен единый порядок открытия банками текущих, специальных, депозитных, корреспондентских, валютных и других счетов. При этом, с одной стороны, банки определяют, кому из клиентов и на каком уровне предоставить право открыть тот или иной счет, с другой — юридическое лицо либо предприниматель без образования юридического лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания. Они вправе открыть в банке не только текущий счет в национальной денежной единице, но и другие счета — в зависимости от характера своей деятельности. Банки не вправе отказать юридическому лицу, предпринимателю либо физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и им получена соответствующая лицензия.
В число документов, необходимых для открытия счета в банке, как правило, входят: заявление клиента; копии документов о государственной регистрации данного юридического лица или его статусе; копии учредительных документов; карточки с образцами подписей и оттиском печати данного юридического лица и др.
Если договором сторон предусмотрено использование в расчетах электронных документов, то банку представляется электронный ключ проверки подписи.
После заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание все документы хранятся в деле по оформлению счета в банке. Карточка с образцами подписей и печати используется операционным отделом банка для сверки при проведении расчетов.
Коммерческие банки хранят свои средства, предназначенные для осуществления расчетов друг с другом, на корреспондентских счетах, предварительно заключив договор об установлении корреспондентских отношений между банками.
Для тех случаев, когда на счете клиента недостаточно средств для удовлетворения всех претензий по расчетным документам, действующими в Республике Беларусь нормами установлена определенная очередность платежей. В практике расчетов выделяется несколько методов установления очередности в платежах:
Выбор метода обусловлен состоянием экономики финансов. Он может изменяться в зависимости от применяемых инструментов экономической политики. В Республике Беларусь с начала 90-х гг. XX в. основополагающим в расчетах остается принцип календарной очередности платежей. Он дополняется, исходя из целевых ориентиров экономического развития, несколькими группами очередности платежей.
Вне очереди осуществляются платежи в счет неотложных нужд в размере до 10 % средств, поступивших на текущий счет за предыдущий месяц [2].
Со вступлением в действие Банковского кодекса Республики Беларусь, который достаточно детально урегулировал отношения банков с клиентами, возникающие в процессе проведения расчетных операций, и с разработкой в его развитие ряда инструкций Национального банка начали реализовываться поистине революционные меры, направленные на изменение и совершенствование безналичных расчетов.
Анализ действующего в стране законодательства о порядке организации и проведения безналичных расчетов позволяет выявить ряд тенденций.
• Если ранее в основе классификации безналичных расчетов было понятие их форм, определяемых как порядок использования тех или иных первичных расчетных документов при оформлении конкретной операции, то теперь она отталкивается от наименования основных банковских операций, посредством которых осуществляются платежи: банковский кредитовый перевод; инкассо и аккредитив.
• Осуществляется процесс унификации понятий, основ организации, правил и норм, определяющих и регулирующих проведение безналичных расчетов в Республике Беларусь, с действующими нормативными актами Российской Федерации в связи с предстоящим объединением денежных систем двух союзных государств [18, c.95-97].
Безналичные
расчеты способствуют установлению нормальной
цикличности и ускорению производственно-сбытового
процесса, без них невозможно поддерживать
его непрерывность. Эффективная организация
безналичных расчетов необходима для
нормального функционирования и развития
процесса производства также и потому,
что, объективно отражая характер и особенности
кругооборота средств предприятия, она
обеспечивает расширение и развитие производства,
бесперебойную реализацию продукции и
обновление последней, внедрение современных
технологических разработок. От правильной
организации системы безналичных расчетов
во многом зависят своевременность и быстрота
про ведения операций между хозяйственными
органами, а следовательно — их финансовое
положение [24, c.78-85].
2.2
Практика организации безналичных расчетов
Национальным банком Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком, государственным органом Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь, осуществляя свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Уставом.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
В своей деятельности Национальный банк – самостоятелен и выполняет следующие функции: