Государственное регулирование безналичных расчетов и пути его совершенствования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение путей совершенствования механизма государственного регулирования безналичных расчетов в Республике Беларусь на этапе макроэкономической стабилизации национальной экономики и обеспечения в стране устойчивого экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ…………………………………………………………………..…...6

1.1. Основы построения платежной системы…….……………………..6

1.2. Понятие и основные классификации безналичных расчётов…….. 9

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…… ……...…13

2.1. Правовые основы регулирования безналичных расчётов в Республике Беларусь…………..………………………………………..……….13

2.2. Практика организации безналичных расчетов Национальным банком Республики Беларусь…………………………………………………...17

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………. …..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……......27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………...29

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование безналичных расчетов.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

     2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО    РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

      2.1 Правовые основы регулирования безналичных расчётов в Республике Беларусь

      Безналичный денежный оборот составляет около 90 % всего оборота денег развитых стран мира (у нас в республике — около 70 %). Он опосредует все экономические процессы в хозяйстве. Состояние счетов в банке, открытых для хозяйствующих субъектов, рассматривается как основной показатель их работы; в рамках предприятия оно отражает соотношение его долговых требований и обязательств [11, c.104].

      Действующий в Республике Беларусь порядок проведения расчетов в безналичной форме между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами законодательно установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК РБ) и Банковским кодексом Республики Беларусь (далее — БК РБ), регулируется Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» от 29.06.2000 г. № 359. Эти основные документы составляют правовую базу для более детального нормативного оформления расчетных отношений. Так, глава 24 БК РБ, вступившего в силу 17.07.2006 г., непосредственно посвящена безналичным расчетам. Чтобы привести механизм безналичных расчетов в соответствие с БК РБ, Национальный банк Республики Беларусь разработал ряд инструкций (№ 43, 66, 67, 74) по вопросам проведения в банках расчетных операций, содержащих подробное изложение порядка безналичных расчетов в разрезе их форм, способов осуществления платежей и очередности.

      В соответствии со ст. 231 БК РБ, безналичные расчеты — это расчеты между юридическими лицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке [1].

      Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации безналичных расчетов, предъявляемых к ним требований, форм расчетов и способов платежа по ним. Она постоянно совершенствуется за счет изменения содержания ее отдельных элементов.

      Некоторыми  специалистами к числу элементов  системы безналичных расчетов причислены: принципы расчетов, формы и способы совершения платежей и связанный с ними документооборот [11, с. 177]. Расхождение в формулировках в данном случае не имеет принципиального характера.

      К настоящему времени в Республике Беларусь принципы организации безналичных расчетов законодательно не установлены, однако сложился довольно устойчивый их перечень:

  1. Правовая регламентация безналичных расчетов с целью обеспечения единого порядка их осуществления.
  2. Обязательное хранение денег всеми субъектами хозяйствования, организациями на счетах в учреждениях банков (за исключением предусмотренных правилами небольших сумм — «лимита кассы»).
  3. Совершение платежей всеми субъектами хозяйствования через учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичной форме с помощью предусмотренных правилами расчетных документов. Сумма расчетов наличными в Республике Беларусь ограничена 50 базовыми величинами в месяц.
  4. Платежи должны совершаться, как правило, после отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг, что не исключает в оговоренных законом и договором сторон случаях авансовых платежей и предоплаты.
  5. Для списания средств со счета плательщика необходимо согласие последнего в форме акцепта расчетных документов либо выписки поручений на их списание. Случаи бесспорного списания средств оговариваются в законе.
  6. Платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счете плательщика или при получении им права на оплату документов за счет банковского кредита. При нехватке средств на счете оплата документов производится в установленной очередности. Зачисление средств на счет поставщика должно производиться, как правило, после их списания со счета плательщика.
  7. Соблюдение всеми участниками расчетных отношений установленных законодательством и договорами сроков проведения безналичных расчетов обязательно [4].

      Установлен единый порядок открытия банками текущих, специальных, депозитных, корреспондентских, валютных и других счетов. При этом, с одной стороны, банки определяют, кому из клиентов и на каком уровне предоставить право открыть тот или иной счет, с другой — юридическое лицо либо предприниматель без образования юридического лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания. Они вправе открыть в банке не только текущий счет в национальной денежной единице, но и другие счета — в зависимости от характера своей деятельности. Банки не вправе отказать юридическому лицу, предпринимателю либо физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и им получена соответствующая лицензия.

      В число документов, необходимых для  открытия счета в банке, как правило, входят: заявление клиента; копии документов о государственной регистрации данного юридического лица или его статусе; копии учредительных документов; карточки с образцами подписей и оттиском печати данного юридического лица и др.

      Если  договором сторон предусмотрено  использование в расчетах электронных документов, то банку представляется электронный ключ проверки подписи.

      После заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание все документы хранятся в деле по оформлению счета в банке. Карточка с образцами подписей и печати используется операционным отделом банка для сверки при проведении расчетов.

      Коммерческие  банки хранят свои средства, предназначенные для осуществления расчетов друг с другом, на корреспондентских счетах, предварительно заключив договор об установлении корреспондентских отношений между банками.

      Для тех случаев, когда на счете клиента  недостаточно средств для удовлетворения всех претензий по расчетным документам, действующими в Республике Беларусь нормами установлена определенная очередность платежей. В практике расчетов выделяется несколько методов установления очередности в платежах:

  • по усмотрению клиента (что в максимальной степени соответствует его интересам);
  • метод календарной очередности (в зависимости от даты поступления документов в банк);
  • целевой метод (по принципу избирательности отдельных платежей).

      Выбор метода обусловлен состоянием экономики  финансов. Он может изменяться в зависимости от применяемых инструментов экономической политики. В Республике Беларусь с начала 90-х гг. XX в. основополагающим в расчетах остается принцип календарной очередности платежей. Он дополняется, исходя из целевых ориентиров экономического развития, несколькими группами очередности платежей.

      Вне очереди осуществляются платежи в счет неотложных нужд в размере до 10 % средств, поступивших на текущий счет за предыдущий месяц [2].

      Со  вступлением в действие Банковского  кодекса Республики Беларусь, который достаточно детально урегулировал отношения банков с клиентами, возникающие в процессе проведения расчетных операций, и с разработкой в его развитие ряда инструкций Национального банка начали реализовываться поистине революционные меры, направленные на изменение и совершенствование безналичных расчетов.

      Анализ  действующего в стране законодательства о порядке организации и проведения безналичных расчетов позволяет выявить ряд тенденций.

      • Если ранее в основе классификации безналичных расчетов было понятие их форм, определяемых как порядок использования тех или иных первичных расчетных документов при оформлении конкретной операции, то теперь она отталкивается от наименования основных банковских операций, посредством которых осуществляются платежи: банковский кредитовый перевод; инкассо и аккредитив.

  • Современные формы безналичных расчетов адаптированы к международной расчетной практике, что позволило объединить порядок расчетов в национальной валюте с расчетами в иностранных валютах (в том числе — с нерезидентами) в рамках единых инструкций.
  • Банки получили право самостоятельно разрабатывать формы  внутрибанковских документов для проведения платежей и их учета.
  • С целью упрощения документооборота и ускорения платежей инструкции предусматривают расчеты на постоянно действующей основе, а также — без открытия счетов юридическими лицами (в форме внесения или получения денег наличными).
  • Расширились возможности физических лиц в проведении через банк безналичных платежей в разных формах (практически все формы безналичных расчетов предусматривают возможность участия в них физических лиц). Разрешены частные банковские переводы, а также переводы без открытия клиентами счета в банке.
  • В практике безналичных расчетов проявилась тенденция, характерная для стран с рыночной экономикой: преобладание и рост удельного веса расчетов, по которым инициатором платежей выступает плательщик.
  • Все более важное практическое значение приобретают ускорение процедуры проведения расчетов (на всех стадиях) и строгое соблюдение всеми участниками сроков и очередности платежей, предусмотренных в хозяйственных, кредитных и иных договорах, а также инструкциях банку. Все это позволит более рационально строить денежные потоки в хозяйстве и управлять ими.

      • Осуществляется процесс унификации понятий, основ организации, правил и норм, определяющих и регулирующих проведение безналичных расчетов в Республике Беларусь, с действующими нормативными актами Российской Федерации в связи с предстоящим объединением денежных систем двух союзных государств [18, c.95-97].

      Безналичные расчеты способствуют установлению нормальной цикличности и ускорению производственно-сбытового процесса, без них невозможно поддерживать его непрерывность. Эффективная организация безналичных расчетов необходима для нормального функционирования и развития процесса производства также и потому, что, объективно отражая характер и особенности кругооборота средств предприятия, она обеспечивает расширение и развитие производства, бесперебойную реализацию продукции и обновление последней, внедрение современных технологических разработок. От правильной организации системы безналичных расчетов во многом зависят своевременность и быстрота про ведения операций между хозяйственными органами, а следовательно — их финансовое положение [24, c.78-85]. 
 
 

      2.2  Практика организации безналичных расчетов Национальным банком Республики Беларусь 

    Национальный  банк Республики Беларусь является центральным  банком, государственным органом  Республики Беларусь и действует  исключительно в интересах Республики Беларусь, осуществляя свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Уставом.

     Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

       Основными целями деятельности  Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

     В своей деятельности Национальный банк – самостоятелен и выполняет  следующие функции:

  1. разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики;
  2. осуществляет эмиссию денег;
  3. регулирует денежное обращение;
  4. регулирует кредитные отношения;
  5. организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
  6. осуществляет валютное регулирование;
  7. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  8. осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
  9. организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
  10. выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь [1].

Информация о работе Государственное регулирование безналичных расчетов и пути его совершенствования в Республике Беларусь