Государственное регулирование безналичных расчетов и пути его совершенствования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение путей совершенствования механизма государственного регулирования безналичных расчетов в Республике Беларусь на этапе макроэкономической стабилизации национальной экономики и обеспечения в стране устойчивого экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ…………………………………………………………………..…...6

1.1. Основы построения платежной системы…….……………………..6

1.2. Понятие и основные классификации безналичных расчётов…….. 9

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…… ……...…13

2.1. Правовые основы регулирования безналичных расчётов в Республике Беларусь…………..………………………………………..……….13

2.2. Практика организации безналичных расчетов Национальным банком Республики Беларусь…………………………………………………...17

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………. …..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……......27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………...29

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование безналичных расчетов.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

    В соответствии со статьей 26 Банковского  кодекса Республики Беларусь одной  из основных функций Национального банка Республики Беларусь является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов. Непосредственную реализацию данной функции осуществляет управление межбанковских расчетов Главного управления платежной системы Национального банка Республики Беларусь.

     Основными задачами управления являются:

  • установление    корреспондентских    отношений    с    банками    и 
    небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
  • организация, мониторинг и управление межбанковскими расчетами;
  • анализ экономических аспектов системы межбанковских расчетов;
  • надзор за функционированием системы межбанковских расчетов.

     В соответствии с основными задачами Управление выполняет следующие  функции:

  • заключает   с   банками   договора   корреспондентского   счета  для 
    осуществления межбанковских расчетов в национальной валюте;
  • обеспечивает управление межфилиальными счетами структурных 
    подразделений и организаций Национального банка;
  • выполняет    функции    расчетного    банка    по    отражению    на 
    корреспондентских счетах банков результатов клиринга по прочим денежным переводам, денежным переводам по сделкам купли-продажи ценных бумаг и операциям  с использованием банковских      пластиковых карточек международных систем и национальной    системы в соответствии с заключенными договорами;
  • обеспечивает проведение межбанковских расчетов в соответствии с 
    установленными условиями функционирования корреспондентских счетов;
  • обеспечивает    работу    системы    межбанковских    расчетов    в 
    соответствии с графиком;
  • контролирует  состояние  расчетов   банков  и   очереди  ожидания 
    средств,  проводит  взаимозачет    электронных    платежных    документов, находящихся в очереди ожидания средств, в случае возникновения системного риска в системе BISS;
  • рассматривает  письма,   запросы   и   жалобы   банков,   субъектов 
    хозяйствования и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления и др. [5].

     Начало формирования национальной платежной системы в Республике Беларусь связано с введением в январе 1993 г. механизма осуществления межбанковских расчетов через единые корреспондентские счета коммерческих банков, открытые в Национальном банке Республики Беларусь. Все банки нашей страны осуществляют расчеты через единый межбанковский расчетный центр — БМРЦ, благодаря этому в пределах республики обеспечиваются перечисление средств электронным способом в течение одного банковского дня и контроль за платежами со стороны Национального банка. Таким образом поддерживается стабильность банковской системы и снижаются риски.

     В сентябре 1994 г. Республика Беларусь стала участником международной платежной системы SWIFT (Society for World-wide Interbank Financial Telecommunications), т.е. Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Данная система может использоваться для платежей во внутреннем обороте, но чаще обслуживает платежи за границу. Выполнением платежных инструкций занимаются банки-корреспонденты — участники этой системы.

      В целях ускорения процесса расчетов и снижения рисков по ним в республике была создана автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР) — важнейшая часть национальной платежной системы. Она представляет собой совокупность процедур и программно-технических комплексов, посредством которых осуществляются межбанковские расчеты.

    Таким образом межбанковские расчеты в официальной денежной единице Республики Беларусь осуществляются через АС МБР. Оператором АС МБР является Национальный банк Республики Беларусь, функции которого выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь. Обязательным условием для осуществления расчетов через АС МБР является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

    Автоматизированная  система межбанковских расчетов Республики Беларусь включает в себя две основные функциональные компоненты (подсистемы) – систему BISS и клиринговую систему прочих платежей.

    В системе BISS (валовая система расчетов) осуществляются межбанковские расчеты  по срочным и несрочным денежным переводам, а также по результатам  клиринга (по прочим денежным переводам, по сделкам купли–продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Модернизированная система BISS введена в промышленную эксплуатацию в апреле 2005 г.

    Банк–отправитель на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежных документов от своего имени формирует электронные платежные документы и передает их в систему BISS. В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах банками–отправителями указывается статус: «Срочный» или «Несрочный».

    Поступающим в систему BISS электронным платежным  документам, в зависимости от указанного банками–отправителями статуса, автоматически  присваиваются приоритеты.

    В системе BISS допускается перевод несрочных денежных переводов в срочные посредством направления банком–отправителем в систему BISS электронного сообщения на присвоение им приоритета из диапазона значений для срочных денежных переводов. Перевод срочных денежных переводов в несрочные не допускается.

    Банк–отправитель  может отозвать электронный платежный  документ из очереди ожидания средств  по срочным и несрочным денежным переводам при наличии ошибочных  реквизитов в электронном платежном  документе либо в случае, если электронный платежный документ не позволяет осуществлять дальнейшую обработку очереди ожидания средств (носит блокирующий характер).

    После списания денежных средств с корреспондентского (межфилиального) счета банка–отправителя и зачисления на корреспондентский (межфилиальный) счет банка–получателя межбанковский расчет является окончательным и аннулированию не подлежит.

    В клиринговой системе прочих платежей (система нетто–расчетов) осуществляются расчеты на чистой основе по прочим (мелким несрочным) денежным переводам (далее – клиринговая система).

    Регламент работы клиринговой системы предполагает наличие клиринговых сеансов, расчетного времени клиринговых сеансов  и расчетного времени сеанса по обработке  отложенных платежей, а также времени  для уведомления Национального банка и банков о результатах проведенных клирингов.

    При расчетах на основе клиринга каждый отдельный  платеж по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка не проводится. Денежные требования и обязательства банков накапливаются в течение клирингового сеанса.

    Расчеты в клиринговой системе осуществляются на основании реестров входящих платежей – электронных платежных документов, заверенных электронной цифровой подписью банка–отправителя. Формирование реестров входящих платежей осуществляется банком–отправителем на основании платежных документов клиентов, оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Реестры входящих платежей должны содержать реквизиты платежных документов, необходимые для отражения операций по счетам банков и их клиентов.

    Перевод денежных средств через клиринговую  систему прочих платежей сопровождается обязательным обменом экземплярами платежных документов на бумажном носителе.

    В течение расчетного времени текущего клирингового сеанса клиринговой системой прочих платежей на основании полученных от банков–отправителей в текущем клиринговом сеансе реестров входящих платежей и неисполненных платежей предыдущих клиринговых сеансов осуществляется вычисление чистых дебетовых (кредитовых) позиций с учетом денежных средств, зарезервированных на корреспондентских счетах банков. До наступления расчетного времени текущего клирингового сеанса, банк отправитель может отозвать реестр входящих платежей или отдельный платеж их реестра.

    После отражения результатов клиринга по корреспондентским счетам банков в системе BISS, межбанковские расчеты по результатам клиринга являются окончательными [10].

Таблица 1 –   Основные показатели работы автоматизированной системы межбанковских расчетов

Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонение
 
 
 
 
 
 
млрд. рублей процен-тов
1 2 3 4 5
1. Проведено платежей 

1.1. По количеству  — всего, тыс. единиц

 в том числе: 

     в  системе BISS

     в  процентах к общему количеству

     в  клиринговой системе 

 в процентах  к общему количеству 

 
 
52638,6 

7624,3  

14,5

45014,3

85,5

 
 
57818 

23594,3  

40,8

34223,7

59,2

 
 
5179,4  

15970,7

  

-10790,6

 

 
 
109,8  

309,5  
 

76

1.2. По сумме — всего, млрд. рублей

 в том числе: 

     в  системе BISS

     в  процентах к общей сумме 

     в  клиринговой системе 

 в процентах к общей сумме

 
510102,5 

486583

95,4

23519,5

4,6

 
767552,4 

758399,9

98,8

9152,5

1,2

 
257449,9  

271816,9  

-14367

 
150,5  

156  

38,9

2. Среднедневной оборот 

2.1. По количеству  — всего, тыс. единиц

 в том числе:

     в  системе BISS

     в клиринговой системе

 
 
208,9 

30,3

178,6

 
 
227,6 

92,9

134,7

 
 
18,7 

62,6

- 43,9

 
 
109 

306,6

75,4

2.2. По сумме — всего, млрд. рублей 

в том числе:

     в  системе BISS

     в  клиринговой системе

 
2024,2 

1930,9

93,3

 
3021,8 

2985,8

36

 
997,6 

1054,9

-57,3

 
149,3 

154,6

38,6

3. Средний размер платежа, тыс.  рублей 

     в  системе BISS

     в  клиринговой системе

 
 
63820

522,5

 
 
32143,3

 267,4

 
 
-31676,7

255,1

 
 
50,4

51,2

4. Аннулировано платежей 

4.1. По количеству  — всего, единиц 

в процентах к общему количеству

отправленных  платежей

 
0,0 

0,0

 
0,0 

0,0

 
0,0 

0,0

 
Х
4.2. По сумме — всего, млн. рублей

в процентах  к общей сумме 

отправленных  платежей

0,0 

0,0

0,0 

0,0

0,0 

0,0

Х
5. Коэффициент доступности, процентов 99,82 100    
         

     За 2008 год проведено 57818  тыс. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма — на 50,5%. В 2008 г. среднедневной оборот составил 3021,8 млрд. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов. Можно наблюдать рост числа проведенных платежей и среднедневного оборота в основном за счет системы BISS, где число платежей возросло в 3 раза, но средний размер платежа в ней снизился на 50,1%, а что касается клиринговой системы, то здесь он  снизился на 51,2%. В общем по показателям наблюдается положительная динамика межбанковских расчетов. Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи как в 2007 году, так и в 2008 году отсутствовали [13, с.203]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

      Формирование в Республике Беларусь платежной системы, соответствующей складывающимся отношениям рыночного типа и базирующейся на международных принципах и стандартах, предопределено всем предыдущим процессом осуществления безналичных расчетов в стране в условиях ее политической и экономической независимости. Это потребовало качественных изменений действующего механизма, технического оснащения и организационных форм проведения расчетов и платежей в хозяйстве, особенно в области функционирования общегосударственной системы межбанковских переводов средств. Данному процессу во многом способствовали усложнение характера проводимых банками платежей и расширение круга участников расчетных отношений. Либерализация внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, в результате которой субъекты хозяйствования получили право выхода на мировые рынке, привела к повышению актуальности вопросов, связанных с проведением внешнеторговых операций. Любая внешнеторговая операция требует отлаженной системы международных безналичных расчетов, поскольку их эффективная организация способствует нормальному кругообороту денежных средств и бесперебойную реализацию продукции.

      При осуществлении безналичных расчетов достаточно сложно избежать проблем, однако участники торговых отношений должны уметь их преодолевать, так как от их разрешения зависит исход каждой сделки.

Информация о работе Государственное регулирование безналичных расчетов и пути его совершенствования в Республике Беларусь