Государственный кредит и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание

Государственный кредит – одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции государственного кредита……..3
2. Государственный кредит в России в современных условиях………….9
Российская Федерация как заемщик.
Государство как гарант.
Государство как кредитор.
3. Управление государственным кредитом………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Госкредит.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

     РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 

     Контрольная   работа 

     По  дисциплине: «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» 

     На  тему:

     «Государственный кредит и его особенности.» 
 
 
 

     Выполнила: студентка гр. ЭБ-931

     Долгова М. В. 

     Проверила: к.э.н., доцент

     Чернобродова Л. А. 
 
 

     Рязань

     2010 год

Содержание 
 

     Введение………………………………………………………………………2

  1. Экономическая сущность и функции государственного кредита……..3
  2. Государственный кредит в России в современных условиях………….9
  3. Российская  Федерация как заемщик.
  4. Государство как гарант.
  5. Государство как кредитор.
  6. Управление государственным кредитом………………………………..16

    Заключение…………………………………………………………………...19

    Список использованной литературы………………………………………..20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Государственный кредит – одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

     Особое  значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного долга, а также государственного кредитования, которые оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение.

    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕН-

    НОГО  КРЕДИТА.

      Государственный кредит охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

     Принимая  во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется  отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. «Традиционно роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения».1

     Наибольшее  развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Возникновение и существование государственного кредита непосредственно связано с тем, что государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы государственного бюджета, которые в основном состоят из налоговых поступлений, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, временно свободные финансовые ресурсы и средства населения и хозяйствования.

     Объемы  операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет  из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. Так, например,  государство   предоставляет казначейские ссуды предприятиям,

учреждениям, организациям, деятельность которых  имеет важное значение для 

всего общества в целом, либо в целях  стабилизации экономики страны.

      В отличии от двух первых видов кредитных  отношений (заемщик, кредитор), сразу  же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно  приводит к их изменению. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в  государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств. 

     Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

     - наличие кредитора и заемщика  как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки;

     - аккумуляции свободных денежных  средств населения, предприятий  и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

     - возможность использования госкредитных  операций внутри страны и в  международных отношениях.

     Как экономическая категория государственный кредит имеет ряд особенностей, т.к. находится на стыке двух видов денежных отношений –  финансов и кредита – и несет признаки как тех, так и других:

     а) в качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления;

     б) в качестве категории кредита, государственный  кредит отличается от классических финансовых категорий (налоги, субсидии и др.), т.к. его основой

является  возвратность, срочность, платность;

     в) в отличии от банковского кредита, обеспечением государственного кредита  служит все имущество, находящееся  в его собственности, имущество данной территориальной единицы.

     Как финансовая категория, государственый кредит выполняет три  функции финансов:

     Распределительная функция.

     Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства  или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

     Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку  служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

     Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются . Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

     Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

     При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

     Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит  от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

     Регулирующая  функция

     Вступая в кредитные отношения, государство  воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

     Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.   

     Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Информация о работе Государственный кредит и его особенности