Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:44, контрольная работа
Государственный кредит – одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
1. Экономическая сущность и функции государственного кредита……..3
2. Государственный кредит в России в современных условиях………….9
Российская Федерация как заемщик.
Государство как гарант.
Государство как кредитор.
3. Управление государственным кредитом………………………………..16
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1)
тесно связана с деятельностью
государства и состоянием
2)
охватывает движение стоимости
в двустороннем порядке
3)
осуществляется не только
Таким образом, рассмотрев функции кредита, можно сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную
функцию.
2. ГОСУДАРСТВЕНЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. В результате заемной деятельности образуется государственный долг.
Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
В соответствии со ст. 98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
-
кредитных соглашений и
- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
-
договоров и соглашений о
-
договоров о предоставлении
-
соглашений и договоров, в том
числе международных,
На практике заемные средства РФ привлекала в основном двумя способами: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосроч- ными (срок погашения до одного года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и
долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет).
В
зависимости от установления обеспеченности
государственные займы
В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, Бюджетный
кодекс РФ делит их на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние займы Российской Федерации. В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государственные внутренние заимствования определяются как «займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ».
Государственный внутренний долг – заемная деятельность на внутреннем рынке страны, осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценных бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по ним доходов в виде процентов или в иной форме.
Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного долга в виде долговых ценных бумаг (облигаци, векселя), эмитентом которых от имени российской Федерации выступает Минфин РФ. Все выпуски государственных ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге РФ. Государственные ценные бумаги обеспечивают гибкое поступление денежных средств в бюджетную систему, а с другой - дают возможность инвесторам получать доход на их временно свободные денежные средства.
Основные виды государственных ценных бумаг:
Внешние займы Российской Федерации. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
-
объем обязательств по
- объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаци (ст. 98 БК РФ).
Целевой иностраный кредит – форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путе оплаты товаров, работ и услуг в соотвествии с целями этих проектов.
Размер государственного долга РФ по состоянию на 1.11.2010 г. представлен в таблице 1:
Таблица 1
Долг центрального правительства | ||
Показатели | Млрд.долл.
США |
Млрд.руб. |
Долг центрального правительстива (валовый) | 4543,4 | |
Внешний долг | 143,5 | 3982,1 |
в т.ч. | ||
Со сроком погашения 1 год и менее | 7,4 | 205,4 |
Займы | 90,0 | 2497,5 |
Ценные бумаги | 53,5 | 1484,6 |
В т.ч. еврооблигации | 36,3 | 1007,3 |
Прочие | 0 | 0 |
Внутренний долг | 561,3 | |
в т.ч. | ||
Со сроком погашения 1 год и менее | 13,3 | |
Займы | 0 | |
Ценные бумаги | 555,7 | |
Прочие | 5,6 |
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115 БК РФ).
Согласно БК РФ (ст.116) общая сумма
предоставленных
Деятельность РФ в качестве гаранта заключается в настоящее время в следующем:
-
государство гарантирует
- выступает гарантом различных обществ и групп (финансово - промышленной группы, РАО ВСМ и др.);
-
выступает поручителем по
-
гарантирует государственные
2.3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР.
Прибегая к государственному кредиту для покрытия бюджетного
дефицита, федеральное правительство само предоставляет кредиты
иностранным государствам, а также резидентам, например, в виде краткосрочной бюджетной ссуды предприятиям и субъектам РФ.
В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.
Информация о работе Государственный кредит и его особенности