Государственный кредит и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание

Государственный кредит – одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции государственного кредита……..3
2. Государственный кредит в России в современных условиях………….9
Российская Федерация как заемщик.
Государство как гарант.
Государство как кредитор.
3. Управление государственным кредитом………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Госкредит.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     До  определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

     Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

     Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение  задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

     Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

     1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

     2) охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке поскольку  предполагает возвратность и  возмездность получения средств;

     3) осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами.

     Таким образом, рассмотрев функции кредита, можно сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную

функцию. 

     2. ГОСУДАРСТВЕНЫЙ КРЕДИТ  В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

    1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ЗАЕМЩИК.

     История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных  операций выступает наличие бюджетного дефицита. В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

     Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

     В соответствии со ст. 98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

     - кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской  Федерации, как заемщика, с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми организациями;

     - государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

     - договоров и соглашений о получении  Российской Федерацией бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации;

     - договоров о предоставлении Российской  Федерацией государственных гарантий;

     - соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     На  практике заемные средства РФ привлекала в основном двумя способами: размещением  долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных  институтов.

     Долговые  обязательства Российской Федерации могут быть краткосроч- ными (срок погашения до одного года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и

долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет).

     В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

     В зависимости от валюты, в которой  выпускаются займы, Бюджетный 

кодекс  РФ делит их на две группы: внутренние и внешние.

     Внутренние  займы Российской Федерации. В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государственные внутренние заимствования определяются как «займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ».

     Государственный внутренний долг – заемная деятельность на внутреннем рынке страны, осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценных бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по ним доходов в виде процентов или в иной форме.

     Государственные ценные бумаги - это форма существования  государственного долга в виде долговых ценных бумаг (облигаци, векселя), эмитентом которых от имени российской Федерации выступает Минфин РФ. Все выпуски государственных ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге РФ. Государственные ценные бумаги обеспечивают гибкое поступление денежных средств в бюджетную систему, а с другой - дают возможность инвесторам получать доход на их временно свободные денежные средства.

     Основные  виды государственных ценных бумаг:

  1. Облигации государственного российского республиканского внутреннего займа 2000 г. - выпущены 1.01.2000 срок - 16 лет. Номинал - 5000, 10000, 25000, 100000 руб. Размещались среди юридических лиц. Доход - фиксирован в размере 5 % от номинала и выплачивается 1 раз в год;
  2. Облигации российского внутреннего выигрышного займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет. Номинал - 500 и 1000 руб. Доход выплачивается в форме выигрышей из расчета 30 % в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу;
  3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6, 12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом - а погашение по номинальной стоимости;
  4. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 2007 г. для компенсации валютных средств предприятий, находящихся на счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10 000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз в год при предъявлении купона;
  5. Облигация государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ - ПК) - выпускается в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 тыс. руб. Рыночная стоимость определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом;
  6. Облигации Государственного сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Срок обращения 1 год. Номиналы - 100 и 500 руб. При этом каждая облигация имеет 4 купона.

      Внешние займы Российской Федерации. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

      - объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным РФ;

      - объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаци (ст. 98 БК РФ).

      Целевой иностраный кредит – форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путе оплаты товаров, работ и услуг в соотвествии с целями этих проектов.

     Размер  государственного долга РФ по состоянию на 1.11.2010 г. представлен в таблице 1:

     Таблица 1

Долг  центрального правительства
Показатели Млрд.долл.

США

Млрд.руб.
Долг  центрального правительстива (валовый)   4543,4
Внешний долг 143,5 3982,1
в т.ч.    
Со  сроком погашения 1 год и менее 7,4 205,4
Займы 90,0 2497,5
Ценные  бумаги 53,5 1484,6
В т.ч. еврооблигации  36,3 1007,3
Прочие 0 0
Внутренний  долг   561,3
в т.ч.    
Со  сроком погашения 1 год и менее   13,3
Займы   0
Ценные  бумаги   555,7
Прочие   5,6

     Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

    1. ГОСУДРСТВО КАК ГАРАНТ

     Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную  гарантию как способ обеспечения  гражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115 БК РФ).

       Согласно БК РФ (ст.116) общая сумма  предоставленных государственных  гарантий РФ для обеспечения  обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутренего долга как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые на сумму, превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда.

     Деятельность  РФ в качестве гаранта заключается  в настоящее время в следующем:

     - государство гарантирует вклады  населения в Сберегательном банке.  Гарантированные сбережения населения  являются государственным внутренним  долгом;

     - выступает гарантом различных  обществ и групп (финансово  - промышленной группы, РАО ВСМ и др.);

     - выступает поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими  банками администрациям субъектов  РФ;

     - гарантирует государственные ценные  бумаги.

     2.3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР.

     Прибегая  к государственному кредиту для покрытия   бюджетного

дефицита,    федеральное    правительство    само   предоставляет   кредиты

иностранным государствам, а также резидентам, например, в виде краткосрочной бюджетной  ссуды предприятиям и субъектам РФ.

     В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем  отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.

Информация о работе Государственный кредит и его особенности