Государственный кредит и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание

Государственный кредит – одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции государственного кредита……..3
2. Государственный кредит в России в современных условиях………….9
Российская Федерация как заемщик.
Государство как гарант.
Государство как кредитор.
3. Управление государственным кредитом………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Госкредит.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     С начала XXI в. Россия отказалась от  широкого использования бюджетных кредитов. Это объясняется тем, что на практике система бюджетного кредитования себя не оправдала. Кредиты своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. С другой стороны, коммерческие банки стали все более активно кредитовать предприятия с менее низкими ставками по кредитам.

     В настоящее время получателями кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, являются в основном бюджеты других уровней, а политика бюджетного кредитования, проводимая РФ, концентрируется на двух базовых направлениях:

    • кредиты выделяются приемущественно на покрытие кассовых разрывов;
    • предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.

      Долговые  обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют  долг иностранных государств перед  РФ (внешние государственные кредиты).

      При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. В частности, большое распространение  получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в Россию, в этих целях установлены налоговые льготы.

      Субьекты  РФ также имеют право предоставлять  бюджетные кредиты. Законы о бюджетах большинства субьектов РФ обычно предусматривают предоставление кредитов предприятиям, находящимся на их территории, а иакже муниципальным образованиям. 

3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ. 

     Управление  государственным кредитом можно  рассматривать в узком и широком  смысле. Под управлением государственным  кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика,  кредитора и гаранта. Управление госкредитом находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем замов, необходимых для его финансирования, основные напрвления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство и т.п.

     Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий,  связаных с подготовкой  к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка ценных бумаг, обслуживанием и погашением суд и гарантий.2

     Уравление госкредитом ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным  кредитом под руководством првительства РФ обычно осуществляет Минфин РФ или  казначейство совместно с Центральным банком.

     Управление  государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых  государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

     Методы  управления государственным долгом:

  • рефинансирование – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
  • новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством;
  • конверсия – изменение доходности займов;
  • консолидация – изменение срока обращения уже выпушенных займов;
  • унификация – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения расходов по их управлению;
  • отсрочка погашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства от выплаты процентов по займам;
  • аннулирование долга – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в случае банкротства государства.

     В случае если государство - заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам. Польша оказавшаяся неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась с параличом промышленности зависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией и увеличением товарного дефицита.

     В 2009 г. Россия была близка к состоянию  банкротства. Платежи по обязательствам страны должны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса  около 8 млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих платежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В этой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайним минимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В одних случаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи не производились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена. В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременного выполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку. Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжили предоставление России валютных кредитов.

     Эту критическую стадию, близкую к  международному банкротству, так или  иначе удалось пройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной.

     Т. о., в процессе управления государственым кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимоси долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  • эффективное исользование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевеменного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, например снидение темпов инфляции.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

     Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

       Для кредиторов государственный  кредит является способом сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Также велика гарантия выполнения условий кредитных отношений со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет инвесторам ряд уникальных возможностей:

  • гарантию полноты и своевременности платежей;
  • возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств;
  • высокую ликвидность;
  • относительно высокую доходность;
  • наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     

  1. Абрамова  М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
  2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007
  6. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. № 11.

Информация о работе Государственный кредит и его особенности