Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 03:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать структуру государственных заимствований на современном этапе и определить особенности государственного долга в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи:

рассмотреть сущность государственного кредита;
рассмотрение деятельность государства как заемщика;
рассмотреть классификацию государственных займов;
рассмотрение управления государственным долгом в РФ;
проанализировать государственные заимствования на современном этапе;
выявить перспективы и проблемы государственного долга РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………3
Глава 1. Государственный кредит……………………………………….………...5

Сущность и функции государственного кредита…………………..5
Государство как заемщик. Классификация государственных
займов…………………………………………………………………..9

Управление государственным долгом в РФ…...… ……………. 12
Глава 2.Анализ структуры государственных заимствований………………….17

2.1 Анализ заимствований РФ на современном этапе…………………17

2.2 Проблемы и перспективы государственного долга РФ………...….24

Заключение……………………………………………………………..………….28

Список использованных источников и литературы…………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Нина.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Федерация независимых профсоюзов Российской  Федерации

Академии  труда и социальных отношений

Финансовый  факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По курсу: «Деньги, кредит, банки»

На тему «Государственный кредит»

                                              Выполнил: студент 3 курса,

                                              гр. Ф-00

                                              очной формы обучения

                                              Латынцева Нина Леонидовна 

                                              Проверила: ст. преподаватель

                                              Гриценко С.Е. 
 
 
 
 
 
 

2002

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение………………………………………………………………….…………3

Глава 1. Государственный кредит……………………………………….………...5

    1. Сущность и функции государственного кредита…………………..5
    2. Государство как заемщик. Классификация государственных

              займов…………………………………………………………………..9

    1. Управление государственным долгом в РФ…...… …………….    12

Глава 2.Анализ структуры государственных заимствований………………….17

        2.1 Анализ заимствований РФ на современном этапе…………………17

        2.2 Проблемы и перспективы  государственного долга РФ………...….24

Заключение……………………………………………………………..………….28

Список  использованных источников и литературы…………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

      Во  все времена как звено финансовой системы государственный кредит играл важную роль в развитии экономики страны. Наиболее распространенной формой государственного кредита является форма, когда государство выступает заемщиком средств.

      На  уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

      В результате осуществления государственными органами различных видов заимствований – образуется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам.

      В настоящих условиях государственный  долг  выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления; обслуживание и реструктуризация долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

      Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как  физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требует определенных вложений, в том числе государственных.

      Однако  государственный долг растет и в  стагнирующей экономике, в которой спад производства в течении длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономики России.

      Цель  данной работы – проанализировать структуру государственных заимствований на современном этапе и определить особенности государственного долга в Российской Федерации.

      В соответствии с поставленной целью  в работе рассматриваются следующие задачи:

    1. рассмотреть сущность государственного кредита;
    2. рассмотрение деятельность государства как заемщика;
    3. рассмотреть классификацию государственных займов;
    4. рассмотрение управления государственным долгом в РФ;
    5. проанализировать государственные заимствования на современном этапе;
    6. выявить перспективы и проблемы государственного долга РФ.

      В данной работе предусмотрено использование  учебой литературы и периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Государственный кредит 

    1. Сущность  и функции государственного кредита 
 

      Государственный кредит (ГК) – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а так же кредитора и гаранта. [9, с. 176]

      Главная форма кредитных отношений –  когда государство выступает  как заемщик средств.

      Как экономическая категория ГК находится  на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов.

      Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии, с которым у него возникают определенные обязательства или требования.

      Условия кредитного договора:

    • Срок предоставления или получения кредита;
    • Обязанности сторон;
    • Условия обеспечения возврата кредита; [3, с. 416]

      Как один из видов кредита ГК имеет  ряд особенностей, отличающих его  от классических финансовых категорий, например, налогов:

  • добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;
  • если налоги движутся только в одном направлении – от налогоплательщика в бюджет или во внебюджетные фонды, то основой ГК является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

      Особенности ГК:

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспеченья обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящейся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой – либо ее доход.
  2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеют четко выраженную целевую направленность.
  3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так,  Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. [7, с. 185]

   Как финансовая категория ГК выполняет  три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

    • Через распределительную функцию ГК осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развиты странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. [12, с. 137]

      Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Это воздействие заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

      Налог являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

      При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. [8, с. 115]

      Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
      Перераспределение денежных ресурсов в соответствии с  потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время нет специального централизованного фонда государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматривается необходимые средства на кредитования.

      Перераспределение осуществляется между:

  • федеральными и региональными бюджетами;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами – резидентами и др. [3, с. 418]
  • Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. [9, с. 179]

   В условия ограниченности бюджетных  ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе.

   Кредитование  создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность стимулировать развитие отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Информация о работе Государственный кредит