Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 03:30, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать структуру государственных заимствований на современном этапе и определить особенности государственного долга в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
рассмотреть сущность государственного кредита;
рассмотрение деятельность государства как заемщика;
рассмотреть классификацию государственных займов;
рассмотрение управления государственным долгом в РФ;
проанализировать государственные заимствования на современном этапе;
выявить перспективы и проблемы государственного долга РФ.
Введение………………………………………………………………….…………3
Глава 1. Государственный кредит……………………………………….………...5
Сущность и функции государственного кредита…………………..5
Государство как заемщик. Классификация государственных
займов…………………………………………………………………..9
Управление государственным долгом в РФ…...… ……………. 12
Глава 2.Анализ структуры государственных заимствований………………….17
2.1 Анализ заимствований РФ на современном этапе…………………17
2.2 Проблемы и перспективы государственного долга РФ………...….24
Заключение……………………………………………………………..………….28
Список использованных источников и литературы…………………………….30
2.2 Проблемы
и перспективы государственного долга
Объем платежей в счет погашения государственного внешнего долга РФ в 2003 году увеличится на $4 млрд. по сравнению с текущим годом и составит $10,8 млрд. []
Рост платежей обусловлен погашением российских еврооблигационных займов, а также 4-ой серии облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Таким образом, указывается в документе, политика в области внешнего долга в 2003 году характеризуется значительным ростом объемов погашения долговых обязательств РФ.
Для обеспечения платежей по погашению внешнего долга в 2003 году предусмотрено увеличение доходов от приватизации федерального имущества до 51 млрд. рублей, что на 16 млрд. рублей превышает поступления текущего года. Наибольшие поступления в предстоящем году предполагается получить от продажи пакетов акций трех предприятий - ОАО "Связьинвест", НГК "Славнефть" и ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат".
В
то же время привлечение внешних
источников в 2003 году составит $680 млн.,
причем подавляющая часть внешних
кредитов будет получена по ранее
заключенным связанным
Общий объем государственного долга России на конец 2003 года прогнозируется на уровне 39,6% ВВП сравнению с 44,8% ВВП по ожидаемой оценке на конец 2002 года.
В
том числе общий объем
Стратегия в области управления ГД в 2003 году и на среднесрочную перспективу нацелена на улучшение структуры долга, снижение стоимости его обслуживания. Проводимая правительством бюджетная политика будет способствовать сокращению объема государственного долга, указывается в документе.
Благодаря принятым мерам по управлению государственным долгом, сглажен пик долговых платежей в 2003 году, а также облегчена проблема долговых платежей в перспективе. В результате долговая нагрузка на федеральный бюджет в следующем году как доля в ВВП останется на уровне, сложившимся в последние годы. Ожидается, что по итогам 2003 года объем платежей, направляемых на погашение и обслуживание ГД РФ, составит 6,0% ВВП по сравнению с 5,5% ВВП по ожидаемой оценке на конец 2002 года.
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание. Размер государственного внешнего долга России достиг к началу 2001 г. 144,5 млрд. дол., или около 1050 дол. В расчете на одного жителя, что равнозначно долговому кризису.
Отмечу основные проблемы управления государственным внешним долгом, с которым столкнулась Россия в период рыночных реформ.
Таким
образом, становится очевидной необходимость
разумной долгосрочной политики государства
в области управления внешним
долгом
Заключение.
В настоящее время в связи с тяжёлым финансово-экономическим кризисом августа 1998 года система государственных внутренних заимствований приостановлена. Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов государства привело к обвалу банковской системы, фондового рынка и ещё больше усугубило состояние реального сектора экономики. Меры по выходу из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются всё теми же – создание условий для нормального развития промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса – как основных источников налоговых доходов бюджета.
Существующая система внутренних займов и управления государственным долгом должна быть модернизирована на основе нового структурного деления, единой системы управления и обслуживания, а также усиление контроля за эффективностью привлечения и расходования средств в рамках общей бюджетной реформы. Модернизация подразумевает:
-
законодательное определение
-
согласованное деление
-
введение нового набора
-
создание механизма управления
различными видами долга,
- определение четкой процедуры предоставления государственных гарантий.
Отсутствие единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом в предыдущие годы в сочетании с произошедшей девальвацией рубля привели к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны.
Вместе с тем, позитивные тенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы.
Хотя
в настоящее время бюджет РФ исполняется
с профицитом (за счет торговли нефтью
на мировом рынке) долги государства еще
много лет будут выплачиваться. Оставшийся
в «наследство» долг СССР нанес негативных
отпечаток на экономику страны. Теперь
мы должны покрывать все долги. Вся сумма
профецита направляется на обслуживание
и погашения государственных долгов, тем
самым, отбирая средства для финансирования
отраслей экономики нуждающихся в помощи.
Список
использованных источников и литературы: