Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 03:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать структуру государственных заимствований на современном этапе и определить особенности государственного долга в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи:

рассмотреть сущность государственного кредита;
рассмотрение деятельность государства как заемщика;
рассмотреть классификацию государственных займов;
рассмотрение управления государственным долгом в РФ;
проанализировать государственные заимствования на современном этапе;
выявить перспективы и проблемы государственного долга РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………3
Глава 1. Государственный кредит……………………………………….………...5

Сущность и функции государственного кредита…………………..5
Государство как заемщик. Классификация государственных
займов…………………………………………………………………..9

Управление государственным долгом в РФ…...… ……………. 12
Глава 2.Анализ структуры государственных заимствований………………….17

2.1 Анализ заимствований РФ на современном этапе…………………17

2.2 Проблемы и перспективы государственного долга РФ………...….24

Заключение……………………………………………………………..………….28

Список использованных источников и литературы…………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Нина.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

2.2 Проблемы и перспективы государственного долга 

      Объем платежей в счет погашения государственного внешнего долга РФ в 2003 году увеличится на $4 млрд. по сравнению с текущим годом и составит $10,8 млрд. []

      Рост  платежей обусловлен погашением российских еврооблигационных займов, а также 4-ой серии облигаций внутреннего  государственного валютного займа (ОВГВЗ). Таким образом, указывается в документе, политика в области внешнего долга в 2003 году характеризуется значительным ростом объемов погашения долговых обязательств РФ.

      Для обеспечения платежей по погашению  внешнего долга в 2003 году предусмотрено  увеличение доходов от приватизации федерального имущества до 51 млрд. рублей, что на 16 млрд. рублей превышает поступления текущего года. Наибольшие поступления в предстоящем году предполагается получить от продажи пакетов акций трех предприятий - ОАО "Связьинвест", НГК "Славнефть" и ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат".

      В то же время привлечение внешних  источников в 2003 году составит $680 млн., причем подавляющая часть внешних  кредитов будет получена по ранее  заключенным связанным кредитным  линиям. Новых связанных кредитов привлекать не планируется.

      Общий объем государственного долга России на конец 2003 года прогнозируется на уровне 39,6% ВВП сравнению с 44,8% ВВП по ожидаемой оценке на конец 2002 года.

      В том числе общий объем государственного внешнего долга РФ с учетом предельного размера гарантий прогнозируется на конец 2003 года на уровне $123,4 млрд., объем государственного внутреннего долга - 815,1 млрд. рублей.

      Стратегия в области управления ГД в 2003 году и на среднесрочную перспективу  нацелена на улучшение структуры долга, снижение стоимости его обслуживания. Проводимая правительством бюджетная политика будет способствовать сокращению объема государственного долга, указывается в документе.

      Благодаря принятым мерам по управлению государственным  долгом, сглажен пик долговых платежей в 2003 году, а также облегчена проблема долговых платежей в перспективе. В результате долговая нагрузка на федеральный бюджет в следующем году как доля в ВВП останется на уровне, сложившимся в последние годы. Ожидается, что по итогам 2003 года объем платежей, направляемых на погашение и обслуживание ГД РФ, составит 6,0% ВВП по сравнению с 5,5% ВВП по ожидаемой оценке на конец 2002 года.

      В последнем десятилетии Россия попала  в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание. Размер государственного внешнего долга России  достиг к началу 2001 г. 144,5 млрд. дол., или около 1050 дол. В расчете на одного жителя, что равнозначно долговому кризису.

      Отмечу  основные проблемы управления государственным  внешним долгом, с которым столкнулась Россия в период рыночных реформ.

  1. Это необходимость оценки параметров и реструктуризации долга. Следует отметить что реструктуризация  не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет до начисленных процентов. Это наглядно иллюстрирует реструктуризацию долгов Лондонскому клубу в 2000.
  2. Применение стандартных методов управления внешним долгом оказалось не достаточно. Так операция выкупа долга осуществляется на  основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит «обратная покупка» долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.
  3. Проблемными оказались операции по переуступке требований по долгам по отношению к России. Задолженность развивающихся стран перед РФ составляет приблизительно 123 млрд. дол. по номиналу, а стран СНГ – около 6 млрд. дол. С одной стороны, возникают трудности с определением курса валют, с другой стороны, более половины долгов можно отнести к безнадежным.  Максимальная сумма, которая может быть документально подтверждена, составляет 10-15 млрд. дол., что ограничивает возможности по обмену долгов в рамках клубов кредиторов.
  4. Неурегулированность вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности. Основным источником выступают бюджетные средства. При недостатке бюджетных средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство. Однако высокие цены на нефть – явление переходящее, а увеличивающиеся выплаты по долгам не только внешним, но и внутреннем, а также ожидаемый технологический пик 2003 г. требует резервирования значительных средств.
  5. Неэффективна система оперативного управления внешним долгом.
  6. Имеющаяся в распряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе и разработке предложений по смягчению долговой проблемы.
  7. Финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями. []

Таким образом, становится очевидной необходимость  разумной долгосрочной политики государства  в области управления внешним  долгом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      В настоящее время в связи с  тяжёлым финансово-экономическим кризисом августа 1998 года система государственных внутренних заимствований приостановлена. Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов государства привело к обвалу банковской системы, фондового рынка и ещё больше усугубило состояние реального сектора экономики. Меры по выходу из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются всё теми же – создание условий для нормального развития промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса – как основных источников налоговых доходов бюджета.

      Существующая  система внутренних займов и управления государственным долгом должна быть модернизирована на основе нового структурного деления, единой системы управления и обслуживания, а также усиление контроля за эффективностью привлечения и расходования средств в рамках общей бюджетной реформы. Модернизация подразумевает:

       - законодательное определение нового  разбиения государственного долга  РФ по составу; 

       - согласованное деление государственного  долга на внутренний и внешний;

       - введение нового набора показателей,  относящихся к государственному долгу и утверждаемых в рамках федерального бюджета на очередной финансовый год;

       - создание механизма управления  различными видами долга, основанного на единой методологии;

       - определение четкой процедуры предоставления государственных гарантий.

      Отсутствие  единой системы управления государственным  внутренним и внешним долгом в  предыдущие годы в сочетании с  произошедшей девальвацией рубля привели к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны.

      Вместе  с тем, позитивные тенденции в  развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы.

      Хотя  в настоящее время бюджет РФ исполняется с профицитом (за счет торговли нефтью на мировом рынке) долги государства еще много лет будут выплачиваться. Оставшийся в «наследство» долг СССР нанес негативных отпечаток на экономику страны. Теперь мы должны покрывать все долги. Вся сумма профецита направляется на обслуживание и погашения государственных долгов, тем самым, отбирая средства для финансирования отраслей экономики нуждающихся в помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы: 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 октября 2001 года. – М.:  Издательство НОРМА, 2001. – 160с.
  2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. Учебник. – М.: АО «Финстатинформ», 1995. – 272 С.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.М. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 760 с.
  4. Бескова И.А.  Управление государственным долгом // Финансы. – 2000. - №7. – С.61-62.
  5. Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // Деньги и кредит. – 2001. - №10. – С.35-37.
  6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. Учебник. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. – 416 с.
  7. Дробозина  Л.А. Финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 527 с.
  8. Дробозина Л.А., Константинов Ю.Н., Окунева Л.П. Общая теория финансов. Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 256 с.
  9. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. –М .: ЮНИТИ, 2000. – 479 с.
  10. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 359 с.
  11. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках // Финансы. – 2000. - №7. – С.10-15.
  12. Ковалев А.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Серия «Учебники «Феникса». – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 480 с.
  13. Ковальский К.П. Управление госдолгом // Деньги и кредит. –2001. - №6. – С.15-17.
  14. Красавина Л.М., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. – 2001. - №9. – С.70-77.
  15. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 448 с.
  16. Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко М.И. и др. Финансы. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.
  17. Сенчаров В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.
  18. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы // Финансы. – 2001. - №8. – С.72-73.
  19. Финансы: Учебное пособие / под ред. проф. А. М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
  20. Финансы: Учебное пособие. – 2 е изд., испр. и доп. / под ред.  П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. – М.: Издательский Дом «Далеков и Ко», 2001. – 452 с.
  21. Финулов Г.Л. Проблемы государственного долга // Деньги и кредит. – 2001. - № 4. – С. 15-17.
  22. www.minfin.ru
  23. www.relcom.ru
  24. www.rbc.ru
  25. bft.bss
  26. kazna.khv.ru
  27. budgetrf.ru
  28. fincom.ru

Информация о работе Государственный кредит