Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 03:30, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать структуру государственных заимствований на современном этапе и определить особенности государственного долга в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
рассмотреть сущность государственного кредита;
рассмотрение деятельность государства как заемщика;
рассмотреть классификацию государственных займов;
рассмотрение управления государственным долгом в РФ;
проанализировать государственные заимствования на современном этапе;
выявить перспективы и проблемы государственного долга РФ.
Введение………………………………………………………………….…………3
Глава 1. Государственный кредит……………………………………….………...5
Сущность и функции государственного кредита…………………..5
Государство как заемщик. Классификация государственных
займов…………………………………………………………………..9
Управление государственным долгом в РФ…...… ……………. 12
Глава 2.Анализ структуры государственных заимствований………………….17
2.1 Анализ заимствований РФ на современном этапе…………………17
2.2 Проблемы и перспективы государственного долга РФ………...….24
Заключение……………………………………………………………..………….28
Список использованных источников и литературы…………………………….30
Регулирующая
функция проявляется и при
получении Россией внешних
Реализую регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
В
основном контролируется целевое использование
средств, сроки из возврата и своевременность
уплаты процентов.
Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами – граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение зама не допускаются. [7, с. 189]
Государственный займы можно классифицировать по ряду признаков:
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяют три варианта:
В результате заемной деятельности образуется государственный долг (ГД) – долговое обязательство Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. ГД состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. [17, с. 282]
Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займов.
Таким образом, внешние заимствования «образуют» внешний долг, соответственно внутренние заимствования – внутренний долг.
Обязательства РФ возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и полежат оплате в валюте в РФ.
Обязательства РФ возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внешний долг, должны быть выражены в иностранной валюте и полежат оплате в иностранной валюте.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
В
РФ действует единая система учета
и регистрации государственных
заимствований РФ. Для этого Министерство
финансов должно вести государственные
книги внутреннего и внешнего долга РФ.
Информация о заимствованиях субъекта
РФ или муниципалитета вносится соответственно
в долговую книгу субъекта или муниципальную
долговую книгу. [7, с. 196]
1.3
Управление государственным
Под управлением государственного долга в узком смысле понимается совокупность действий по обслуживанию и погашению ГД. [12, c. 140]
В
последние годы наметились качественно
новые тенденции в сфере
Водораздел между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление ГД, система платежей, тенденция новых заимствований.
Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием бездефицитного бюджета; в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки –процента по долгу и темпу прироста ВВП, прекращением роста отношений «долг - ВВП»; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.
Кризисное управление ГД связано с функционированием экономики на грани дефолта, что мы имеем с конца 1998 г. в экономике страны.
Проблема долга возникает не тогда, когда он уже образуется и существует, а тогда когда рост долга становится не управляемым, а процесс его выплаты начинает затруднятся, оказывая давление на весь процесс функционирования государств, процессы поддержания экономики страны в нормальном состоянии. В этом случае возникает необходимость в поиске решения следующих проблем:
ГД представляет собой сложное экономико – финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ключевым из них можно отнести:
Основным методом управления ГД является оптимизация государственных заимствований. Этот подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга. [6, с. 245]
Эффективным методом является удлинение государственного внутреннего долга. Реализация данного метода предполагает сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств, а так же снижение доходности по государственным ценным бумагам.
Реструктуризация задолженностей экономических субъектов бюджету – в нормальной экономической ситуации должен применятся в ограниченных масштабах. Сложность использования этого метода связана с тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывает государственную налоговую и финансовую политику.
Контроль за заимствованиями субъектов РФ. В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие из них не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внешним долгам. Неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства. Это обуславливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля со стороны федерального центра за этим процессом. [17, с. 289]
Высшим органом управления ГД на уровне РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями необходима разработка программ: программы государственных внешних заимствований и программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежит утверждению.
Единственным
эмитентом государственных
Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковую дату погашения и регистрационный номер. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков. [3, c. 427]
Классификация ценных бумаг: