Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 03:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать структуру государственных заимствований на современном этапе и определить особенности государственного долга в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи:

рассмотреть сущность государственного кредита;
рассмотрение деятельность государства как заемщика;
рассмотреть классификацию государственных займов;
рассмотрение управления государственным долгом в РФ;
проанализировать государственные заимствования на современном этапе;
выявить перспективы и проблемы государственного долга РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………3
Глава 1. Государственный кредит……………………………………….………...5

Сущность и функции государственного кредита…………………..5
Государство как заемщик. Классификация государственных
займов…………………………………………………………………..9

Управление государственным долгом в РФ…...… ……………. 12
Глава 2.Анализ структуры государственных заимствований………………….17

2.1 Анализ заимствований РФ на современном этапе…………………17

2.2 Проблемы и перспективы государственного долга РФ………...….24

Заключение……………………………………………………………..………….28

Список использованных источников и литературы…………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Нина.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Регулирующая  функция проявляется и при  получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

      Реализую  регулирующую функцию, государство  воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

    • Контрольная функция ГК органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
  1. тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  1. охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  2. осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. [7, с. 188]

   В основном контролируется целевое использование  средств, сроки из возврата и своевременность уплаты процентов. 
 

    1. Государство как заемщик. Классификация государственных  займов
 

      Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены  привлекать заемные средства, займы.

      В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами – граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение зама не допускаются. [7, с. 189]

      Государственный займы можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления;
  2. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;
  3. В зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и  нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых они отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;
  4. В зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные. Привлечение средств на более длительный период осуществляется при помощи облигаций;
  5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не –обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государство. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
  6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется ан основе лотереи. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.
  7. В  зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходам и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
  8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся ан обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

   Вопрос  о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.

   Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяют три варианта:

  • заем гасится равными частями в течение определенного срока;
  • возрастающими долями;
  • снижающимися долями. [8, с. 119]

   В результате заемной деятельности образуется государственный долг (ГД) – долговое обязательство Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. ГД состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. [17, с. 282]

   Как уже отмечалось, в зависимости  от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займов.

   Таким образом, внешние заимствования  «образуют» внешний долг, соответственно внутренние заимствования – внутренний долг.

   Обязательства РФ возникшие в результате эмиссии  ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и полежат оплате в валюте в РФ.

   Обязательства РФ возникшие в результате эмиссии  ценных бумаг и составляющие внешний долг, должны быть выражены в иностранной валюте и полежат оплате в иностранной валюте.

   Кредиторами по внутренним займам преимущественно  выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

   Внешние займы размещаются на иностранных  фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

   В РФ действует единая система учета  и регистрации государственных  заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу. [7, с. 196] 
 

   1.3 Управление государственным долгом  в РФ 

   Под управлением государственного долга  в узком смысле понимается совокупность действий по обслуживанию и погашению ГД. [12, c. 140]

   В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления ГД, что было обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления ГД должна иметь два режима функционирования:

  1. управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
  2. кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований. [17, с. 287]

   Водораздел  между этими режимами лежит в  плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление ГД, система платежей, тенденция новых заимствований.

   Нормальный  режим связан, во-первых, с обеспечением  стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием бездефицитного бюджета; в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки –процента по долгу и темпу прироста ВВП, прекращением роста отношений «долг - ВВП»; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

   Кризисное управление ГД связано с функционированием  экономики на грани дефолта, что мы имеем с конца 1998 г. в экономике страны.

   Проблема  долга возникает не тогда, когда  он уже образуется и существует, а тогда когда рост долга становится не управляемым, а процесс его  выплаты начинает затруднятся, оказывая давление на весь процесс функционирования государств, процессы поддержания экономики страны в нормальном состоянии. В этом случае возникает необходимость в поиске решения следующих проблем:

  • общая оценка эффективности политики заимствований государством средств, особенно в связи с нарастанием напряженности в обслуживании долга;
  • определение предельно допустимых размеров ГД с учетом особенностей данного этапа развития экономике и предела размеров долга с учетом этих особенностей;
  • анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
  • определение направлений и мер по стабилизации размеров ГД;
  • оценка влияния ГД на перспективы развития экономики страны, учитывая общие трудности реформационного процесса. [19, с. 86]

   ГД  представляет собой сложное экономико  – финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ключевым из них можно отнести:

  • стабилизационные инструменты в ГД, управление динамикой долга;
  • уменьшение государственного внутреннего долга;
  • реструктуризация задолженностей экономических субъектов бюджету;
  • контроль за заимствованиями субъектов РФ;
  • сокращение ГД путем недофинансирования бюджетной сферы;
  • снижение стоимости обслуживания ГД. [17, с. 288]

   Основным  методом управления ГД является оптимизация  государственных заимствований. Этот подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга. [6, с. 245]

   Эффективным методом является удлинение государственного внутреннего долга. Реализация данного метода предполагает  сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств, а так же снижение доходности по государственным ценным бумагам.

     Реструктуризация задолженностей экономических субъектов бюджету – в нормальной экономической ситуации должен применятся в ограниченных масштабах. Сложность использования этого метода связана с тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывает государственную налоговую и финансовую политику.

   Контроль  за заимствованиями субъектов  РФ. В настоящее время регионы  активно проводят политику заимствований, однако многие из них не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внешним долгам. Неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства. Это обуславливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля со стороны федерального центра за этим процессом. [17, с. 289]

   Высшим  органом управления ГД на уровне РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

   Для оптимизации управления внутренними  и внешними заимствованиями необходима разработка программ: программы государственных  внешних заимствований и программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на  очередной финансовый год и подлежит утверждению.

   Единственным  эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации является Министерство финансов РФ, которое устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков а пределах, определенных Правительством РФ. [17, c. 288]

   Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковую дату погашения и регистрационный номер. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков. [3, c. 427]

   Классификация ценных бумаг:

  1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации – впервые были выпущены в 1993 г. Это краткосрочный заемный инструмент.
  2. 14 июня 1995 г. ранок государственных ценных бумаг пополнился облигациями федерального займа с переменным купоном. ОФЗ являются купонными среднесрочными государственными бумагами. Не имеют бумажного носителя. Операция с ними осуществляется путем записей на счетах «Депо».
  3. В целях активного привлечения средств населения Правительство РФ приняло Постановление от 10 августа 1995 г. №812 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ». ОГСЗ выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее – на два.
  4. Внутренний валютный долг представлен облигациями внутреннего валютного займа. Облигации были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Выпуск осуществлен в документарной форме в виде ценных бумаг на предъявителя.
  5. В 1994 г. появился еще один вид ценных бумаг – казначейские обязательства. Цель их выпуска – безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям – поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а так же между предприятиями. Особенность КО состоит в том, что это – гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средств расчета. К 1997 г. выпуск данной ценной бумаги был прекращен.
  6. В 1993 г. были выпущены Золотые сертификаты. Сертификат был именным, к валютным ценностям не относился, мог был оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы.[7, c. 197]

Информация о работе Государственный кредит