Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАВИТИЕ БАНКОВ. СУЩНОСТЬ БАНКА………………………………………………………………………..…...7
1.1.Виды банков……………………………………………………………….…13
1.2.Роль банков……………………………………………………..…….…..….16
1.3.Модели банковских систем…………………………………………….…...20
Глава 2.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………24
2.1. .Цели деятельности Центрального банка РФ……………….………..…..25
2.2.Роль Центрального банка РФ в национальной экономике……………..28
2.3. Денежно - кредитная политика Центрального банка РФ…………..…...30
2.4.Стратегии Центрального банка…………………………………….…….33
2.5. Центральный банк РФ по формированию процентных ставок……….….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..46
Банковские системы в разных странах формировались далеко неодинаково. Исторические, политические, этнические, религиозные и даже климатические факторы влияют на этот процесс. Несмотря на это, существуют определенные общие принципы построения банковской системы на национальном уровне.
Во-первых, существует законодательное разделение функций центрального банка и всех остальных банков. На практике это порождает двухуровневую банковскую систему. Центральный банк, находясь на верхнем уровне, выполняет такие важные функции, как:
* эмиссию наличных платежных средств;
* функцию «банка банков»
* банкира правительства;
*
денежно-кредитное
В некоторых странах центральные банки выполняют также функцию регулирования и надзора за деятельностью банков.
Банки второго уровня обеспечивают посредничество в кредите и инвестировании, платежах и других банковских услугах. Их деятельность уменьшает степень риска и неопределенности в экономике как внутри страны, так и за ее пределами. Концентрируя в своих руках основную часть ссудного капитала, банки несут основную нагрузку по кредитному обслуживанию хозяйственного оборота.[9,С.50].
Во-вторых, центральный банк не конкурирует с коммерческими и другими банками страны, находящимися на нижестоящем уровне кредитной системы. Его деятельность направлена на реализацию экономической политики правительства, достижение общегосударственных целей.
В-третьих, во всех странах существует особая система регулирования и контроля за деятельностью банков. В одних странах, в том числе и в России, регулирующие и надзорные функции в отношении банков выполняет центральный банк, в других они возложены на специальные государственные органы (например, во Франции -на Банковскую комиссию). Но есть государства, где деятельность коммерческих и других банков контролирует и регулирует министерство финансов. Независимо от этого, во всех странах банковская деятельность относится к наиболее контролируемой предпринимательской сфере. Контроль направлен на поддержание ликвидности банков и защиту интересов вкладчиков и инвесторов.
Центральный банк является эмиссионным банком и банкиром правительства. Выполняя первую функцию, он монопольно осуществляет эмиссию банкнот. Как банкир правительства этот банк имеет тесные связи с ним, консультирует его, проводит определенную денежно-кредитную политику, увязанную с экономической политикой государства. Центральный банк является банком всех остальных банков страны.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились разные модели банковских систем. Они отличаются характером взаимоотношений банков с корпоративным сектором экономики, степенью специализации кредитных организаций.
По характеру взаимоотношений банков с промышленностью различают две модели: открытого рынка и корпоративного регулирования. По первой модели между банками и корпорациями нет тесных и устойчивых связей. Корпорации могут пользоваться банковскими услугами одновременно в нескольких банках. Последние не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент». Льготы возможны для тех заемщиков, которые обеспечат наиболее выгодное и менее рискованное использование банковского кредита. Такая модель сформировалась в США, где не практикуется установление тесных и эксклюзивных экономических взаимоотношений банков с промышленностью. Для модели корпоративного регулирования, наоборот, характерно наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпорациями. Банки могут выступать и как прямые акционеры предприятий, и как депозитарии акций мелких акционеров, которые передают банкам еще и право своего голоса. Это повышает роль банков в создании и деятельности корпораций, в поддержании их финансовой устойчивости. Такая модель банковской системы сложилась в Германии и Японии.
По уровню специализации различают универсальную и специализированную модели банковской системы. При специализированной модели, которая сложилась в США, Канаде, Японии, банкам до недавнего времени было запрещено одновременно заниматься краткосрочным кредитованием и долгосрочным инвестированием капиталов. Операции с корпоративными ценными бумагами в таких банковских системах производят специализированные инвестиционные банки.[10,С.50].
В странах Европы (например в Германии, Швейцарии) получила развитие универсальная модель банковской системы, допускающая в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций.
В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами.
В настоящее время происходят процессы сближения различных моделей банковских систем, что обусловлено такими явлениями, как глобализация и дерегулирование. Первое из них может быть охарактеризовано как выход экономических и политических процессов за национальные границы и формирование единого экономического и политического пространства. В банковской сфере глобализация сопровождается дерегулированием банковской деятельности и либерализацией финансовых рынков.
Дерегулирование
банковской сферы выражается в ликвидации
институциональных
Банковская система, как и любая система, должна работать стабильно и эффективно. Стабильность предполагает функционирование банков в соответствии с их целями и задачами. Она нарушается, если у отдельных банков возникают финансовые трудности, перерастающие в банкротство. Ситуацию, когда происходит ряд банковских банкротств и нарушение функционирования всей банковской системы, называют банковским кризисом.
Западные экономисты установили зависимость между эффективностью и стабильностью банковской системы, которая выражается в том, что невозможно иметь максимальную стабильность и максимальную эффективность. Чем эффективнее банковская система, тем она лучше распределяет капиталы в соответствии с иерархией относительной ставки дохода, существующей в экономике.
Как
известно, повысить эффективность позволяет
конкуренция, открытый и конкурентоспособный
рынок капиталов в состоянии обеспечить
более высокую эффективность, чем за регламентированная
система.
2.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Банк России (Центральный банк Российской Федерации) — особый публично-правовой институт, основные цели деятельности которого — защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Среди функций ЦБ — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; проведение денежно-кредитной политики; управление золотовалютными резервами Банка России; выдача, приостановка и отзыв лицензий на осуществление банковских операций; организация и осуществление валютного регулирования и контроля.
Согласно ст. 56 закона «О Центральном банке», Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, о чем сообщается в ответ на жалобы в ЦБ клиентам финансовых институтов. ЦБ не является органом госвласти. Свою деятельность он ведет независимо от федеральных, муниципальных органов власти, а также органов местного самоуправления. Финансовая независимость Центробанка выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России подотчетен Госдуме, которая назначает и освобождает от должности его председателя по представлению президента РФ.
ЦБ уполномочен издавать нормативные документы, отнесенные к его компетенции, но при этом не обладает правом законодательной инициативы. Центробанк не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство — по обязательствам Банка России (если они не приняли на себя таких обязательств). Кроме того, ЦБ не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации — по обязательствам Банка России (если они не приняли таких обязательств).
2.1.Цели деятельности Центрального банка РФ.
Органы
управления. Главный коллегиальный
орган управления ЦБ РФ является Национальный
банковский Совет численностью в 12 человек
состоящий из представителей Совета Федерации,
Государственной Думой, Президента РФ,
Правительства РФ, Председатель ЦБ РФ.
Члены Национального банковского совета,
за исключением Председателя ЦБ РФ, не
работают в Банке России на постоянной
основе и не получают оплату за эту деятельность.
Председатель Национального банковского
совета:
избирается членами Национального банковского
совета из их числа большинством голосов
от общего числа членов Национального
банковского совета.
Структура управления. Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура ЦБ РФ представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ. В нее входят:
Территориальные учреждения ЦБ РФ:
• не являются юридическими лицами;
•
не имеют права принимать решения
нормативного характера;
• не имеют права выдавать без разрешения
Совета директоров банковские гарантии
и поручительства, вексельные и другие
обязательства;
• по решению Совета директоров могут
создаваться в регионах, объединяющих
территории нескольких субъектов Российской
Федерации.
Задачи и функции территориальных учреждений
ЦБ РФ определяются Положением о территориальных
учреждениях ЦБ РФ, утверждаемым Советом
директоров.
Территориальными
учреждениями ЦБ РФ являются среди прочих
и Национальные банки республик в составе
Российской Федерации.
Полевые учреждения
ЦБ РФ:
•
являются воинскими учреждениями и
руководствуются в своей
• предназначены для банковского обслуживания:
• воинских частей;
•
учреждений и организаций Министерства
обороны РФ;
• иных государственных органов и юридических
лиц, обеспечивающих безопасность Российской
Федерации;
•
физических лиц, проживающих на территориях
объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями
ЦБ РФ, в тех случаях, когда создание
и функционирование территориальных
учреждений ЦБ РФ невозможны.
Условия найма, увольнения, оплаты труда,
служебные обязанности и права, система
дисциплинарных взысканий служащих ЦБ
РФ определяются Советом директоров в
соответствии с трудовым законодательством.
Кроме того, Совет директоров создает
пенсионный фонд для дополнительного
пенсионного обеспечения своих служащих,
а также организует страхование их жизни
и медицинское страхование.
Как организация, созданная для осуществления управленческих функций Банк России имеет три основные цели деятельности:
Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.
Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции:
—
во взаимодействии с
—
осуществляет эффективное
— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
—
проводит анализ и