Возникновение и развитие банков РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАВИТИЕ БАНКОВ. СУЩНОСТЬ БАНКА………………………………………………………………………..…...7
1.1.Виды банков……………………………………………………………….…13
1.2.Роль банков……………………………………………………..…….…..….16
1.3.Модели банковских систем…………………………………………….…...20
Глава 2.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………24
2.1. .Цели деятельности Центрального банка РФ……………….………..…..25
2.2.Роль Центрального банка РФ в национальной экономике……………..28
2.3. Денежно - кредитная политика Центрального банка РФ…………..…...30
2.4.Стратегии Центрального банка…………………………………….…….33
2.5. Центральный банк РФ по формированию процентных ставок……….….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..46

Работа состоит из  1 файл

Деньги, кредит, банки.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

— принимает  участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и  организует составление платежного баланса Российской Федерации;

      — организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России:    

— является кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает кредитным  организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;    

 —  устанавливает правила проведения  банковских операций;    

 —  регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;    

 —  осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

      Как расчетный центр банковской системы Банк России:   

 —  устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег  и организует наличное денежное обращение;    

 —  определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими лицами;.[12,С.50].

      2.2.Роль Центрального банка в национальной экономике

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной  системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов  с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние  представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные  дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.

Инструменты регулирования. Центральные банки  развитых стран располагают определенными  методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

2.3. Денежно - кредитная политика Центрального банка

    Денежно-кредитная  политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

   Денежно-кредитная  политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов – кредитная рестрикция.

   ЦБ  использует при проведении денежно-кредитной  политики комплекс инструментов, которые  различаются:

   ·    по форме их воздействия (прямые и косвенные);

   ·    по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

   ·    по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

   Все эти методы используются в единой системе.

   Основными инструментами денежно-кредитной  политики ЦБ являются:

   ·    изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

   ·    регулирование официальной учетной ставки;

   ·    проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

   Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей, которые  решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

   Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №110-И «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

   Фонд  обязательных резервов – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

   Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) – это часть кредитных ресурсов банков, которая содержится по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. Служат ограничению кредитных возможностей банков. С 10.01.2000 г. Советом директоров Банка России установлены дифференцированные нормативы обязательных резервов: по привлеченным средствам физических лиц в рублях, а также по рублевым вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке Российской Федерации – 7%; по привлеченным средствам физических и юридических лиц и иностранной валюте, а также юридических лиц в рублях – 10%;

   ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную  политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

   Регулирование официальной учетной  ставки ЦБ.

   Это одна из важнейших функций Банка  России, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк проводит денежно-кредитную политику с помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

   При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими  и иностранными кредитными организациями:

   1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете;

   2) покупать и продавать чеки, простые  и переводные векселя, имеющие,  как правило, товарное происхождение,  со сроками погашения не более шести месяцев;

   3) покупать и продавать государственные  ценные бумаги на открытом  рынке;

   4) покупать и продавать облигации,  депозитные сертификаты и иные  ценные бумаги со сроками погашения  не более одного года;

   5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

   6) покупать, хранить, продавать драгоценные  металлы и иные виды валютных  ценностей;

   7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

   8) выдавать гарантии и поручительства;

   9) осуществлять операции с финансовыми  инструментами, используемыми для  управления финансовыми рисками;

   10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и иностранных государств;

   11) осуществлять другие банковские  операции от своего имени, если это не запрещено законом.[16,С.51].

       2.4.Стратегии Центрального банка

       Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х годах (Австрии, Италии, Франции).

Информация о работе Возникновение и развитие банков РФ