История развития российских музеев

Дата добавления: 10 Марта 2013 в 20:59
Автор работы: a********@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать (80.93 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Музеи Мира контр. раб..docx

  —  83.91 Кб

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал РГГУ в  г. Санкт-Петербурге

 
 
 

 

 

                                              ФЕДОРОВ РОМАН ЕВГЕНЬЕВИЧ                                 .

(Ф.И.О. студента)

                             История развития Российских музеев                  .           

(тема)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                            МУЗЕИ МИРА                                    .                 

                                              (по дисциплине)

студента  3  курса группы     К-11    

 

Научный руководитель

_____________________

(ученая степень, ученое  звание)

               Гессь Н.Н.          .

( ФИО преподавателя)

   

Дата регистрации:

 

____________________

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Музейное дело в РСФСР  в 1917 – 1945 гг.

§ 1. Становление музейного  дела в 1917- начале 1920-х гг.

§ 2. Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг.

§ 3. Музейное дело в военных  условиях 1941-1945 гг.

ГЛАВА 2. Музейное дело в РСФСР  в 1945-1991 гг.

§ 1. Музейное строительство  во второй половине 40-х – 50-е гг. XX в.

§ 2. Дальнейшее развитие музейного  дела в 60-80-е гг. XX в

§ 3. Состояние музейного  дела в начале 1990-х гг.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная контрольная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя.

Сегодня уже очевидно, что  политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в  разных ритмах. Факты свидетельствуют, что, например, 1917 год явился важным рубежом в политической и экономической  истории страны, но для истории  музейного дела таким рубежом  стал конец 1920-х годов. А следующий  этап, наступает лишь в конце 1980-х  годов.

Выбранная для контрольной работы тема особенно актуальна сейчас, в период становления рыночной в России, когда музейное дело находится в сложном положении, когда музейные работники, лишенные государственной поддержки, вынуждены судорожно искать новые формы существования, когда для многих музеев стоит вопрос элементарного выживания, сохранения своих ценностей для будущих поколений. Тогда как музейные фонды могли бы стать основой для возрождения российской культуры именно сейчас, когда необходимо воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, завоевывать у абсурда территорию и подчинять ее здравому смыслу, отбивать, хоть поодиночке, у нечистой силы души наших соотечественников, прежде всего самых маленьких, возрождать традиционные промыслы и ремесла, восстанавливать музыкальный и художественный вкус, поддерживать одаренных людей, влиять на общественное отношение всеми доступными методами, чтобы вновь поставить на твердую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей...

Поэтому цель контрольной работы исследовать первые и последующие шаги советской власти в развитии музейного дела страны, проследить исторический путь становления музеев РСФСР за довольно большой период между Великой Октябрьской революцией и до распада СССР:

- рассмотреть как происходило становление музеев в первые годы советской власти, приводя конкретные исторические примеры деятельности тех или иных музеев и личностей, с ними связанных;

- исследовать развитие  музейного дела в последующий  период, то есть начиная с 20-х годов и до Великой Отечественной Войны в РСФСР;

- изучить цели и задачи, поставленные перед советским  музеем политической властью  страны;

- исследовать дальнейшие  этапы музейного строительства,  важнейшие события в музейной  истории, государственную политику  в этой области, состоявшиеся  и неосуществленные проекты музейных  деятелей.

Контрольная работа будет состоять из следующих частей:

Введение включает в себя в общем виде сформулированную цель и задачи контрольной работы, а также анализ исследований по теме.

Первая часть контрольной работы посвящена истории музейного дела первых лет образования РСФСР, в ней будут определены новые тенденции развития советского музея, как то - политизация и превращение музеев в идеологическое орудие большевиков. Здесь же рассказано об истории становления музейного дела в РСФСР с начала 20-х годов и до 1945 года, когда происходило формирование административно-командных основ партийно-государственного руководства музейным делом, дельнейшая идеологизация музейной науки. Здесь будут приведены типичные примеры политической «чистки» и культурного разорения, происходившего в Эрмитаже в обозначенный период времени. Музей Эрмитаж является самым крупным и знаменитым музеем нашей страны, который посещают ежегодно несколько миллионов человек со всего мира, находящийся в центре внимания, и события, происходящие в нем можно считать ярким примером новых форм взаимодействия музея и общества, музея и власти. Поэтому для достижения поставленных целей контрольной работы наиболее целесообразно приводить эпизоды именно из его истории.

Вторая часть рассказывает об основных этапах, событиях и участниках музейного дела в послевоенный период до 1991 г. В ней очень подробно прослеживается путь послевоенных музеев, от периода  восстановления после существования  в страшные военные годы, когда  стране, в целом, было «не до жиру», но музеи сохранялись и действовали, через время так называемой «оттепели», время всплеска заинтересованности историей и культурой до момента распада СССР.

В заключении подводятся итоги  всей контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РСФСР В 1917-1945-е ГОДЫ

 

§ 1. Становление  музейного дела в 1917 – начале 1920-х  гг.

Период между мировыми войнами, охватывающий четверть века, вобрал в себя множество событий  мирового значения, центром которых  стала Европа. Именно здесь с интервалом в два десятилетия произошли  две мировые войны. Резко обнажился  новый идейно-политический раскол в  Европе — либеральная демократия встретилась с агрессивным вызовом  тоталитаризма и фашизма. Октябрьская  революция 1917 г. вырвала Российскую империю из единого мира, уведя  ее народы на путь неизведанного социального  эксперимента.

Своим путем развивалось  музейное дело в Советском Союзе. Тенденция развития музейного дела в России и Европе были общими, но создание музеев в России началось позже. Одной из существенных особенностей музейного дела в России стало  значительное влияние государства  на всех этапах музейного строительства.

После Февральской революции 1917 года ценности царских дворцов  и музеев были объявлены национальной собственностью, образованы художественно-исторические комиссии для их приёма и охраны. В дни восстания в октябре 1917 г. пострадали многие культурные и художественные ценности российской столицы. Проверка описи предметов музейного значения выявила не только разрушения, но и  кражу некоторых вещей, в том  числе коллекции оружия и монет  Александра III, подписного портрета-миниатюры  Петра I и др.

30 октября (12 ноября), чтобы  избежать дальнейших разорений,  А.В. Луначарский подписал распоряжение  об объявлении Зимнего дворца  государственным музеем, а дальнейшую  заботу о его сохранности возложил  на художественно-историческую комиссию  и комиссара по охране художественных  ценностей Б.Д. Мандельбаума. Им же был отдан приказ и о сохранении других дворцов Петрограда, Гатчины, Царского Села и Петергофа, чтобы не утратить в стихии народного бунта памятники усадебной культуры.

30 ноября 1917 г. состоялось  первое объединенное заседание  художественно-исторических комиссий  Петрограда, Гатчины, Царского Села, на котором обсуждался вопрос, поднятый Совнаркомом, о возвращении  Украине исторических реликвий, вывезенных Екатериной II в Петербург  после ликвидации гетманства.

В марте 1918 г. В Москве при Народном комиссариате просвещения была образована Коллегия (позже отдел) по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В состав Коллегии, которой руководила Н.И. Троцкая, вошли известные деятели российской науки и культуры — И.Э. Грабарь, А.М. Бенуа, В.А. Городцов, Г.С. Ятманов, М.М. Покровский и др. На периферии с декабря 1918 г. организовывались губернские подотделы по делам музеев при местных отделах народного образования.

В 1918—1920 гг. за подписью Ленина вышли декреты и постановления  о национализации собраний П.М. и  С.М. Третьяковых, С.И. Щукина, И.А. Морозова, И.С. Остроухова, а также Троице-Сергиевой  лавры. Отдельный декрет запрещал вывоз  и продажу за границу предметов, которые имели историко-культурную ценность. Контроль за выполнением этих декретов был поручен Всероссийской чрезвычайной комиссии.

В 1918 году вышел также  ряд декретов СНК: “Об объединении деятельности художественных и культурно-исторических музеев при НКП”, “О запрещении вызова и продажи за границу предметов особо художественного и исторического значения”, “О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений” В первую очередь большевистским правительством были национализированы бывшие царские дворцы Петрограда, Москвы и пригородов.

3-й съезд Советов в  январе 1918 принял постановление  о развитии музейного дела  в стране.

Первые итоги деятельности большевиков в области музейного  дела подытожила Всероссийская музейная конференция, проходившая в Петрограде в 1919 г. На ней была разработана программа  развития музейного дела, которая  была естественным продолжением музейного строительства в дореволюционной России, результатом музееведческой мысли многих передовых музейных деятелей. Курс на превращение музеев в культурные центры, объединенные в определенную систему, опирающиеся в своей работе на научные исследования и широко открытые массам для их приобщения к культурному наследию, к творческой деятельности, был не только объективно научно обоснованным, но и отражал наиболее передовые тенденции развития музейного дела за рубежом. На конференции группой художников было сделано предложение о создании музеев живописной культуры. В экспозициях произведения искусства предполагалось показывать в исторической последовательности и с учетом изменения художественной формы (материала, цвета, пространства, времени, техники и др.). Программа, принятая на конференции, ставила своей целью создать единую сеть музеев Советской России, подчиненную государственному руководству и контролируемую со стороны общественности.

В 1920 г. работали специальные  комиссии по преобразованию центральных  музеев Советской России. В результате этой деятельности был преобразован Румянцевский музей, прекративший свое существование и передавший коллекции Историческому музею, Третьяковской галерее, Музею изящных искусств и вновь созданному на основе его этнографических коллекций Российскому этнографическому музею. К 1921 г. Румянцевский музей состоял из ряда структурных частей: библиотеки, отдела рукописей и старопечатных книг, отдела живописи и гравюрного кабинета, насчитывающего свыше 250 тыс. листов, отдела этнографии и отдела древностей. Музей фактически был поглощен собственной библиотекой, насчитывавшей 2, 5 млн. томов книг и брошюр, имевшей читальный зал на 500 человек, специальные залы, научные и технические отделы, справочное бюро, переплетную мастерскую. Кроме того, в 1919 г. в ведение библиотеки и отдела рукописей были переданы фонды Сергиево-Посадской библиотеки и библиотеки Лавры, насчитывавшие 300 тыс. томов, а также библиотека бывшей Российской старообрядческой общины. Планируемое создание в Москве центральных музеев русского и западного искусства подталкивало к изъятию и передаче другим музеям части собраний Румянцевского музея, тем более что помещений в зданиях музея не хватало ни для коллекций, ни для библиотеки.

В 1920 г. в Москве были открыты  музеи, организованные Комиссией декоративного  искусства: Музей мебели (45 залов  с мебелью XVII—XIX вв.) в здании дворца Нескучного сада, Музей фарфора, Музей  игрушки и Бытовой музей 40-х  гг. XIX в. Состоялось открытие Толстовского музея, переведенного в новое, специально подготовленное помещение и пополненное  значительным количеством новых  экспонатов. Был организован сбор военно-исторических материалов, которые  предназначались для будущего Военно-исторического  музея. Материалы хранились в  бывшем дворце Юсупова. Принципиально новым направлением в музейном деле явилось создание музеев нового типа. После Великой Октябрьской социалистической революции были ликвидированы церковные музеи, самоликвидировались музеи воинских частей царской армии. Однако все коллекции прекративших существование музеев были поставлены на учёт, сохранены и переданы государственным музеям. Политика Советской власти в области науки и культуры требовала развития сети исторического музея, как важного фактора в образовании и воспитании народа. Повсеместно создавались исторические музеи и музеи революции. В 1919 был основан Музей Революции в Петрограде, он разместился на втором этаже Зимнего дворца. В создании музея участвовали видные деятели государства, науки и культуры: М. Горький, А. В. Луначарский, академик С. Ф. Ольденбург (до революции - один из лидеров партии кадетов), революционеры - народники В. Н. Фигнер и М. В. Новорусский, А. И. Морозов. По замыслу создателей Музей Революции должен был стать первым в России музеем, полностью и всесторонне освещающим ход и развитие революционных движений в мире. В первые 10 лет существования ставилась цель сформировать коллекции, отражавшие историю классовой борьбы в России и на Западе (от восстания Е.Пугачёва до начала социалистического строительства в СССР, от Великой Французской Буржуазной революции до создания Коммунистического Интернационала). 11 января 1920 г. музей принял первых посетителей.

Страницы:12345следующая →
Описание
Данная контрольная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя. Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Музейное дело в РСФСР в 1917 – 1945 гг.
§ 1. Становление музейного дела в 1917- начале 1920-х гг.
§ 2. Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг.
§ 3. Музейное дело в военных условиях 1941-1945 гг.
ГЛАВА 2. Музейное дело в РСФСР в 1945-1991 гг.
§ 1. Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг. XX в.
§ 2. Дальнейшее развитие музейного дела в 60-80-е гг. XX в
§ 3. Состояние музейного дела в начале 1990-х гг.
Заключение
Список использованных источников