История развития российских музеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя. Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Музейное дело в РСФСР в 1917 – 1945 гг.
§ 1. Становление музейного дела в 1917- начале 1920-х гг.
§ 2. Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг.
§ 3. Музейное дело в военных условиях 1941-1945 гг.
ГЛАВА 2. Музейное дело в РСФСР в 1945-1991 гг.
§ 1. Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг. XX в.
§ 2. Дальнейшее развитие музейного дела в 60-80-е гг. XX в
§ 3. Состояние музейного дела в начале 1990-х гг.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Музеи Мира контр. раб..docx

— 83.91 Кб (Скачать документ)

В 1936—1940 гг. были созданы  музеи И.В. Сталина, Г.К. Орджоникидзе, Я.М. Свердлова, В.В. Куйбышева, М.Ф. Фрунзе, В.И. Чапаева и др.

Управление музеями во второй половине 1920-х гг. претерпевало реорганизацию, связанную с коренной перестройкой идеологических учреждений в условиях начавшейся реконструкции  народного хозяйства, обострения внутрипартийной  борьбы, усиливавшегося влияния командно-административной системы руководства; побеждает  тенденция превращения музеев в  политико-просветительные учреждения, структурную часть идеологического, пропагандистского аппарата. В 1927 г. музейный отдел Наркомпроса был реорганизован: ликвидированы подотделы, сокращены штаты, функции учета архитектурных памятников переданы в центральные государственные реставрационные мастерские, археологических – в Академию истории материальной культуры.

Далее, в связи с очередной  реорганизацией Наркомпроса РСФСР в 1930 была упразднена Главнаука и находившийся в её структуре музейный отдел. Вместо него в составе сектора науки Наркомпроса сформирована музейная группа. В 1933 отдел науки восстановлен (руководитель Ф.Я.Кон) и превращен в орган проведения в жизнь политических и организационных установок путем циркуляров и указаний. Во 2-й половине 1930-х гг. произошло разделение управления музеями: естественно-исторические, исторические музеи, краеведческие, литературные музеи остались в ведении музейного (с 1939 г. – музейно-краеведческого) отдела Наркомпроса РСФСР; художественные музеи, театральные музеи, а также музыкальные музеи перешли в подчинение созданного в 1936 г. всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. Значительная часть музеев сосредоточилась в ведении Академии Наук СССР и союзных республик. Музеи В.И.Ленина, сеть которых начала формироваться в 1930-е гг. перешли в непосредственное подчинение ЦК ВКП(б). Разрушение централизованного аппарата управления музеями, закрепление отношения к музею как к политико-просветительному учреждению, игнорирование музейной специфики отрицательно сказались на развитии музеев в последующие годы.

В конце 1930 г. после очередной  реорганизации Наркомпроса РСФСР, в нем осталась только небольшая музейная группа, которая осуществляла решения Всероссийского музейного съезда.

В конце 1920-х гг. начались гонения на кадры старых музейных специалистов, против ряда их них выдвигались  обвинения в контрреволюционной деятельности. Были репрессированы Н.П.Анциферов, М.Д.Беляев, Г.С.Габаев, М.И.Смирнов и др. Закрываются музеи-монастыри, перепрофилируются под другие задачи музеи-дворцы, закрывается ряд крупных музеев (музей мебели, Военно-исторический в Москве).

Массовое краеведческое  движение в 1930 – х годах получило широкое развитие, лишь в тех районах, где работали музеи, действовали  краеведческие кружки, ячейки, общества. Музейное движение в 30 -е – 40 -е годы имело ряд проблем, как то скромное финансирование, небольшой штат работников. Так и в прошлое десятилетие, “мотором музейного дела” являлись, в основном, местные активисты  краеведческого дела. К причинам неблагоприятного положения музеев края в 1930 – х  годах также можно отнести  неоднократную организационную  перестройку, связанная с районированием и с изменениями в системе краеведческого движения. В результате чего было ослаблено внимание к музеям со стороны областного и районных отделов народного образования, считавших музейное дело “делом десятым”. В тоже время, появляется новое направление в музейной деятельности – это создание музеев партийных лидеров, как посмертно, так и при жизни. Создание ряда из них (таких как музей В. М. Молотова и Ф. Э. Дзержинского) было нецелесообразным и неоправданным. Но их создания требовала идеология молодого советского государства. Революция стала одним из главных событий в истории государства. Память о тех, кто создавал революцию и участвовал в ней, стала священной. В середине 1930-х гг. была свёрнута и поддерживаемая авторитетом Горького работа краеведов по подготовке трудов по истории фабрик и заводов. Кроме того, в это десятилетие музеи стали выполнять ранее не свойственную им работу, например пропаганду движения стахановцев или агитацию за принятие Конституции 1936 г. По таким несвойственным для музея направлениям работы тоже приходилось отчитываться.

Из общей картины музейного  дела России 1920-40-х гг. можно выделить её один тип музеев - научно-технические. В конце XIX – начале XX века по мере возрастания роли науки и техники все большее значение приобретало осмысление исторического пути, пройденного человечеством в процессе накопления рациональных знаний и навыков. Проекты создания в России музея науки и техники с использованием новейших достижений мировой музейной теории и практики разрабатывались в 1915 г. Н.А.Умовым, П.ПюЛазаревым, В.И.Вернадским. 1-я мировая война и революция 1917 г. в России отодвинули осуществление этих идей, и лишь в конце 1920-х – начале 1930-х гг. ненадолго появилась возможность их частичной реализации: в ходе технической реконструкции шла массовая утилизация образцов старой техники, инструментов и приборов, а процесс перестройки и перепрофилирования ряда старых музеев открывал пути свободному движению коллекций и собраний. В созданном при Институте истории науки и техники АН СССР Музее истории науки и техники (Ленинград, 1931-36) удалось собрать внушительные коллекции первоклассных памятников за счет выделения непрофильных и дублетных материалов из древних музеев, сбора образцов старой техники и приборов (поступали как устаревшие их научных учреждений и с предприятий; спец. Постановлением Леноблисполкома запрещалось уничтожение старой техники), дарений частных лиц; разрабатывалась комплексная экспозиция по истории науки и техники, где главной задачей был показ не вещей, а идей. В Москве при Комакадемии Истории науки С.Л.Соболь начал собирать материалы для музея микроскопии (коллекция временно хранится и экспонируется в Политехническом музее); при научно-исследовательском секторе ВСНХ СССР был основан Музей истории химии; исторический и музеологический интерес представляет попытка создания грандиозного Дворца техники (начало 1930-х, Москва), в разработке проекта экспозиции которого участвовали ведущие историки науки и техники, музейные работники. Наметились контуры сети историко-научных и историко-технических музеев, зарождались элементы такого направления в музеологии, как промышленная археология.

В 1930-40-е гг. было окончательно поставлено государством себе на службу. Большое внимание уделяется методической работе (в 1934 г. создан Научно-методический совет музейного отдела Наркомпроса). Это объясняется стремлением внедрить в практику утвержденные образцы музейной деятельности и необходимостью постоянного обучения музейных кадров. Музей становится одним из рупоров государственной политики, и здесь все должно было соответствовать этому – как экспонаты, так и люди, работавшие в музее, кадровый аппарат музеев был изрядно «вычищен».

 

§ 3. Музейное дело в военных условиях 1941 – 1945 гг

Великая Отечественная война  поставила перед музеями 2 главные  задачи: сохранить музейные ценности и определить основные формы деятельности в экстремальных условиях. В РСФСР  эвакуация охватила 15 областей, 2 края и 2 автономных республики. В 1941 г. из-за отсутствия планов эвакуация музеев повсеместно проводилась в большой  спешке, без должного материального  обеспечения. Удалось эвакуировать фонды 66 музеев, в том числе наиболее ценную часть коллекций музеев Москвы, Ленинграда, Архангельска, Севастополя, Новгорода, Пскова, Смоленска, Воронежа и др. Было создано 9 крупнейших хранилищ (в Казани, Перми, Сарапуле, Кустанае и др.). На оккупированных территориях фашисты разрушили около 400 музеев, многие учреждения были временно законсервированы. Очевиден факт, что в ходе второй мировой войны музеи СССР понесли значительные потери: исчезли ценные коллекции, были разрушены музейные здания, погибли или не вернулись в музей многие сотрудники.

Сократилось финансирование музеев, их помещения отдавались под  нужды военных и гражданских  учреждений. В этот период получили наиболее распространение оперативные  формы работы: выставки (в том  числе и передвижные), лекции, беседы о героическом прошлом народов  СССР и доблести Красной Армии. Усилился интерес к краеведческой работе, активно велось комплектование фондов и музеев материалами войны. На освобожденных  территориях предпринимались меры для восстановления и реставрации  архитектурных памятников и музеев.

Особая роль в военные  годы выпала на долю исторических музеев. В годы Великой Отечественной войны часть исторических музеев, оказавшихся на оккупированной территории, была уничтожена и разграблена фашистскими захватчиками, часть подверглась «консервации» (временному свёртыванию работы), некоторые ранее самостоятельные историко-революционные музеи были преобразованы в отделы краеведческих музеев; возникали преимущественно военно-исторические музеи, нацеленные на раскрытие героической истории русской армии, а также героизма советских людей в борьбе за независимость; ведущей формой экспозиционной работы стала организация временных и передвижных выставок патриотической тематики.

Наркомпросы СССР и РСФСР поставили перед историческими музеями задачу комплектования фондов «по горячим следам» событий, методику комплектования разрабатывали в НИИ краеведческой и музейной работы. Важной заслугой исторических музеев в годы войны явилось повышение внимания к подлинным памятникам истории в процессе формирования коллекций, что позволило в определенной степени преодолеть ошибочные методологические установки Первого Всероссийского музейного съезда.

Таким образом, музейное дело в РСФСР в период развития и  становления с 1917 по 1945 гг. пережило череду тяжелых испытаний: национализацию, разруху гражданской войны, постановку на «партийные рельсы» и проверку на жизнеспособность в новой, ещё  более страшной, войне. Конечно, были и радостные события, проекты, начинания, которые оказывались тем успешнее, чем более созвучны они были господствующей в стране идеологии. Государство поставило музеи в строй, и полученные приказы должны были беспрекословно выполняться. Иначе, событие не имело «историко-художественного значения», не представляло «культурной ценности» и лишалось права на существование, будь это предметы или люди…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РСФСР В 1945 – 1991 ГОДАХ

 

§ 1. Музейное строительство  во второй половине 40-х – 50-е гг. ХХ века

В послевоенные годы положение  основной массы музеев было крайне тяжелым из-за отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического  состояния хранилищ и отсутствия должного учета фондов. К сентябрю 1946 года началась проверка фондов музеев, подтвердившая утрату многих ценных предметов, отсутствие кадров, способных  осуществить учет музейных ценностей.

Необходимость обновления и  возвращения к жизни многочисленных музеев СССР в условиях послевоенных трудностей, нехватка средств усложняли  развитие музейного дела и требовали  пристального внимания к нему со стороны  властей. Основным документом, которым руководствовались музейные работники при решении задач восстановления и развития музеев в первые послевоенные годы в СССР, стал закон о пятилетнем плане, принятый в марте 1946 г. Выдвинутую в нем задачу обновления довоенной музейной сети должен был решить новый управленческий орган, созданный в 1945 г., — Комитет по делам культурно-просветительных учреждений СССР. Перевод музеев, находившихся в системе Наркомпроса, в подчинение Комитета по делам культурно-просветительных учреждений закрепил за большинством советских музеев статус культпросветучреждений.

И без того тяжелая для  музеев послевоенная ситуация (отсутствие помещений, нищенские ассигнования, нехватка кадров) усложнилась политикой  ложных приоритетов. Комитет по делам  культурно-просветительных учреждений произвел раздел музеев на категории, которые обусловливали размеры  государственного финансирования. К  высшей категории были отнесены крупнейшие столичные и историко-революционные  музеи. Основная же масса местных  краеведческих музеев, где хранилось  большинство национальных реликвий, оказалась на низшей ступени.

Причем, экспозиции краеведческих  музеев обязательно должны были состоять из следующих отделов:

1) природа края;

2) дореволюционное прошлое  края;

3) советский период.

В конце 1940-х - середине 1950-х  гг. осуществлено восстановление частично или полностью нарушенной деятельности исторических музеев, приоритетным её направлением стала фондовая работа (систематизация, учет, научное изучение коллекций).

 В 1947 г. управление  музеев Комитета по делам культурно-просветительных  учреждений при СМ РСФСР разработало «Инструкцию по учёту музейных фондов» (действовала до 1967 г.).

Особое место среди  советских литературных музеев занимал  музей А.С. Пушкина в Москве, открывший  свои двери в великолепном особняке в 1961 г. В условиях дефицита аутентичных  материалов сотрудники музея, а также  пушкинисты, коллекционеры и просто почитатели Пушкина проявили чудеса настойчивости, изобретательности, организаторского таланта. В результате московский музей  А.С. Пушкина стал особым музеем, не похожим ни на один из существующих. Так по-новому, талантливо, изобретательно была выражена в нем главная и  множество частных тем. Нестандартные  экспозиционные решения обусловили необычные формы просветительной  работы — доклады видных ученых-пушкинистов, концерты, демонстрации кинокартин, связанных  с пушкинской темой, пушкинские чтения. Музей уже через несколько  лет после своего открытия превратился  в подлинный Пушкинский дом поэзии.

После 1953 г. управление музейным делом в России было сосредоточено  во вновь созданном Министерстве культуры, а на местах – в органах  культуры исполкомов Советов. Процесс  демократизации, начавшийся в стране после смерти И.В.Сталина (1953) и XX съезда КПСС (1956), усиливавшийся интерес к отечественной истории и культуре, природе, туристическому движению способствовали возрастанию, вниманию к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры, оживлению музейной деятельности.

Новый морально-политический климат в СССР после осуждения культа личности Сталина, процесс демократизации не могли не отразиться на музейной сфере. Перед музеями встала задача переосмысления содержания своих экспозиций. Начался процесс перепрофилизации музеев, связанных с именем Сталина. В июне 1958 г. ЦК КПСС при участии представителей АН СССР и деятелей культуры принял положение о коренном улучшении охраны памятников и деятельности музеев. Понадобилось пережить горечь утрат в великой Отечественной войне, чтобы осознать ценность культурного наследия.

Информация о работе История развития российских музеев