История развития российских музеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя. Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Музейное дело в РСФСР в 1917 – 1945 гг.
§ 1. Становление музейного дела в 1917- начале 1920-х гг.
§ 2. Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг.
§ 3. Музейное дело в военных условиях 1941-1945 гг.
ГЛАВА 2. Музейное дело в РСФСР в 1945-1991 гг.
§ 1. Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг. XX в.
§ 2. Дальнейшее развитие музейного дела в 60-80-е гг. XX в
§ 3. Состояние музейного дела в начале 1990-х гг.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Музеи Мира контр. раб..docx

— 83.91 Кб (Скачать документ)

В 1922 году создается Историко-революционный  музей Красной Москвы, превратившийся позднее в Музей Революции (1924). Музеи Красной Армии в Москве (1919) и Петрограде (1920) сосредоточивали  материалы о вооружённой защите социалистического государства.

Всего на территории РСФСР  за 1918—1920 гг. было создано 246 музеев, из них 22 — в Петрограде, 38 — в  Москве, 186 — на местах. При этом большую  часть этих музеев составляли музеи  научно-просветительного характера.

Революция явилась переломным этапом в развитии музейного дела. Потребность создания специального органа, ведающего музеями, была осознана в России в начале XX века и зафиксирована в решениях Предварительного съезда музейных деятелей 1912 г. Идея централизованного управления музеями была реализована после Октябрьской революции - в Наркомпросе 28 мая 1918 г. был создан отдел по делам музеев и охране памятников. В решении I Всероссийской конференции по делам музеев, проходившей в Петрограде в феврале 1919 г., подчеркивалась задача музеев: использовать свои собрания для развития науки и коммунистического воспитания народа.

В июне 1919 г. отдел разделился на девять подотделов, среди которых  был создан подотдел по провинциальным музеям и провинциальной охране памятников. Важным было и то, что 7 декабря 1918 г. в губернии при отделах народного  образования начали создаваться  подотделы по делам музеев и охране памятников. Организация и строительство  музейной сети в стране не являлись самоцелью. Перед музеями ставили  задачи, которые безотлагательно  требовалось решить новой власти:

1. музеи становились идеологическими,  научно-просветительными учреждениями (прежде всего);

2. создание источниковой базы науки и организация самостоятельных исследований в области краеведческой работы;

3. изучение истории Октябрьской  революции и гражданской войны  и создание музеев соответствующего  профиля;

4. разработка и внедрение  новых подходов в теории музейного  строительства и создание музейных  экспозиций.

С ноября 1920 г. после создания при Народном Комиссариате просвещения  Главполитпросвета начался жестокий контроль этого органа за работой музейного отдела. Последний после реорганизации Наркомпроса в 1920 г. преобразовался в Главмузей в составе Академического центра.

С созданием Главмузея завершился процесс формирования государственных структур управления музейным делом в центре. Музейный отдел Главнауки стал единственным органом, курирующим все музеи, подведомственные Наркомпросу.

По значению все музеи  были разделены на три категории: центральные, сфера деятельности которых  не была ограничена территориально, областные, функционировавшие в пределах губернии или области, и местные, в задачу которых входило собирание и  демонстрация материалов узкоместного значения. При систематизации музейной сети были определены следующие профили музеев: историко-культурный, историко-бытовой, историко-революционный, военно-исторический, историко-археологический, историко-этнографический, сельскохозяйственный, политехнический, комплексный (краеведческий), мемориальный.

Таким образом, коренное преобразование общественного и государственного строя России, её экономики и культуры после октября 1917 г. определило новые  условия и направления музейного  дела в России. На первом этапе (1917-1923 гг.) решались задачи спасения и сохранения культурных ценностей, находившихся в  особой опасности в годы революции  и Гражданской войны.

В послереволюционный период произошла национализация музейных коллекций. Вскоре многие музеи приобрели  новый статус государственных общедоступных  музеев, в том числе Эрмитаж, Третьяковская  галерея, Музей изящных искусств и др. После 1917 г. был издан ряд актов, положивших начало формированию государственной музейной сети. В 1918-20-е гг. в РСФСР было создано 246 музеев, более 100 из них на основе национализации и конфискации культурных ценностей. Появились музеи принципиально-нового типа, например, Музей Революции в Петрограде. Появляется много новых музеев, в основном научно-просветительного характера.

В 1918-1920 гг. впервые складывается государственная система управления музейным делом и охраной памятников в России, состоящая из центрального органа в Наркомпросе РСФСР и объединенных под его руководством органов в губерниях и областях. С 1920 г. создается Главмузей (подведомственный Наркомпросу) управляющий музейным делом в центре РСФСР. Музейный отдел Главнауки стал единственным органом, курирующим все музеи, подведомственные Наркомпросу. Ряд музеев находился под управлением отраслевых наркоматов и других органов управления. Отличительной чертой этих государственных органов являлось сочетание в них политического контроля со стороны власти в привлечением к руководству большого числа специалистов-профессионалов.

Впервые в истории России вырабатывается законодательство по музейному  делу и охране памятников, направленное на преобразование памятников истории  и культуры в общенародную государственную  собственность, на их учет, охрану и  использование; были изданы декреты  о запрещении вывоза и продажи  за границу предметов особого  художественного и исторического  значения (13 сентября 1918), о регистрации, приёме на учет и о хранении памятников искусства и старины, находившихся во владении частных лиц, обществ  и учреждений (5 октября 1918). На основе последнего была объявлена первая государственная  регистрация всех монументальных и  вещественных памятников искусства  и старины. В 1917-20 гг. было обследовано  и взято на учет 520 усадеб, 1500 церквей, около 200 монастырей. Частично удалось  спасти от гибели, расхищения, вывоза за рубеж движимые памятники. К 1920 г. только в РСФСР под охрану государства  перешло почти 500 тысяч предметов  искусства и старины. Они пополнили центральные музеи Москвы, Петрограда и провинции, послужили основой Государственного музейного фонда.

В 1918 возник Государственный  музейный фонд (структурное подразделение  органов управления музейным делом, осуществляющее хранение, инвентаризацию и перераспределение предметов  музейного значения между музеями  страны) на основе коллекций и отдельных  предметов, вывозимых из дворцов  и усадеб, учреждений дореволюционной  поры, частных квартир.

Следовательно, можно сделать  вывод, что в первые годы советской  власти произошли прогрессивные  изменения в организации музейного  дела России, но вместе с тем, с началом  государственного руководства музейным делом, закладываются зерна последующей  политизации и превращения музеев в идеологическое орудие.

 

§ 2. Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг

Годы Гражданской войны  до предела разорили страну. Нуждались  в ремонте музейные здания, не было топлива, многие музеи не финансировались. Очень низка была заработная плата  музейных работников. В 1922 впервые в  советских музеях вводится входная  плата. Ряд музеев был закрыт. Начался  новый период в истории музейного  дела России, продлившийся до конца 1920-х  гг. и характеризующийся стремлением  систематизировать и стабилизировать  музейную сеть страны. Усилилось влияние  государства на развитие музейного дела.

Массовая национализация культурных ценностей выявила неспособность  государства освоить их, обеспечить сохранение и уход. В сентябре 1923 ВЦИК рассмотрел вопрос «О концентрации музейного имущества Республики» и создал специальную комиссию для реорганизации музейной сети путём её сокращения и перевода некоторых музеев на положение филиалов (в результате к 1925 г. сеть сократилась более чем вдвое и состояла из 100 музеев и 42 филиалов на государственном бюджете и 143 музеев на местном бюджете).

Тогда же в 1923 г. декретом ВЦИК и СНК «Об учете и регистрации  предметов искусств и старины» было предложено провести перерегистрацию  собраний и отдельных памятников и выделить предметы, имеющие исключительное музейное значение и подлежащие государственному охранению, для которых устанавливается  постоянный государственный контроль и регистрация. Принимаются постановления, регулирующие деятельность музеев, в  том числе «О специальных средствах  на содержание культурных ценностей  РСФСР» (1923), направленные на улучшение  бедственного материального положения  музеев и памятников.

Одновременно выпускались  секретные распоряжения, касавшиеся вывоза и продажи за границу части  национализированных культурных ценностей. С 1923 года музеям была разрешена продажа  имущества, «не имеющего историко-художественного  значения», что сделало возможной  реализацию хранящихся в музеях и  Государственном музейном фонде  музейных предметов через аукционы и антикварные магазины (в конце 1920-х – начале 1930-х гг. это привело  к невосполнимым утратам).

Неординарная ситуация, сложившаяся  в музейном деле в 1920-е гг., стимулировала  развитие музееведческой мысли. Вопросы  музея обсуждались на музейных и  краеведческих конференциях, на страницах  музееведческих периодических изданий, разрабатывались специально созданные  подразделения в структуре органов  государственной власти и научных  учреждений (комиссией по музееведению при подотделе провинциальных музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины  Наркомпроса РСФСР, 1919; Отделом теоретического музееведения Исторического музея, 1919 – 1-я половина 1930-х гг.; Методической комиссией музейного отдела Главнауки, 1925-28гг.; Комиссией по музееведению при государственной академии истории материальной культуры, 1920-е гг.; Московским институтом историко-художественных изысканий и др.).

В конце 1920-х годов представление  о музее как научном центре, ведущем на базе своих исследований просветительскую работу, сменяется  отношением к музею как «плацдарму для организованного мышления масс», как политпросветкомбинату, являющемуся оружием пропаганды установленных партией и государством концепций. Задачи углубления культурной работы вступают в противоречие с упрощенными представлениями о культуре, нарастает политический нажим на музейное дело в России.

Изменения политики в области  культуры, в том числе музейного  дела в СССР, были связаны со вступлением  на рубеже 20–30-х гг. XX в. в так называемый реконструкционный период. Музеи  в традиционном смысле этого слова  стали ненужными. В то время, когда  государство взяло курс на бюрократизацию и нивелировку жизни, музеи повествовали о своеобразии, традициях, национальных корнях. Если власть призывала к  классовой борьбе, музеи красноречиво свидетельствовали об исторической преемственности, консолидировали  общество. В целом они содействовали  подъему интеллектуальной жизни  страны, что не соответствовало планам построения социалистического государства.

Несмотря на недостаток средств, местные музеи продолжали издательскую деятельность, как правило, совместно  с краеведческими обществами; к середине 1920-х гг. в среднем каждый 5-й  местный музей имел свои издания, среди которых преобладали краеведческие  периодические и непериодические  научные и научно-популярные сборники. Активную деятельность вели Музей Центрально-промышленной области (директор В.В.Богданов), Воскресенский (Истринский) музей, в котором работали Н.А.Шнеерсон, Е.С.Радченко, Б.А.Куфтин, Дмитровский музей, возглавляемый К.А.Соловьевым, Шадринский (директор В.П.Бирюков), Татарский, в котором работали В.И.Воровьев, П.М.Дульский, Н.Ф.Калинин. и др.музеи. При краевом музее в Екатеринославе существовала кафедра краеведения (зав. Д.И.Эварницкий).

В конце 1920-х гг. четко  определилась тенденция свести краеведение  к удовлетворению насущных и утилитарных  хозяйственных и политических нужд и тем самым противостоять  свободному развитию историко-культурного  направления в краеведении. Опасаясь дальнейшего самостоятельного развития краеведческого движения и каких-либо отклонений от единообразия мысли, краеведение стремились подчинить государственно-политическому диктату. В силу своей роли в культурной жизни края местные музеи одними из первых испытали идеологическое давление складывающегося тоталитарного режима. В советское время было несколько реорганизаций их деятельности, фактически приводящих краеведческие музеи ко всё большему содержательному однообразию. Первые попытки унификации обнаруживает «Положение о губернском музее», разработанное Наркомпросом в 1925 году. Предусматривалось единообразие в названии, состоявшем из указания географического местоположения музея и обязательного слова «краеведческий», и структуре, включавшей отделы: естественно-исторический, культурно-исторический, социально-экономический и революционный (при отсутствии в регионе историко-революционного музея). «Положение» 1925 г. легко в основу последующих типовых положений о краеведческом музее. Термин «местные музеи» употреблялся до середины 1930-х гг. В результате реорганизации музейной сети на местах во второй половине 1920-х гг. произошло механическое объединение разных музеев, имевшихся в одном регионе, в краеведческие. К 1930 г. все республиканские, краевые и областные центры имели краеведческие музеи. Руководство краеведческими музеями, переданными на местный бюджет, возлагалось на политико-просветительские отделы местных исполнительных комитетов. А на рубеже 1929-30гг. начался разгром краеведческого движения и арест его видных деятелей.

После Первого Всероссийского музейного съезда, провозгласившего переход от показа вещей к показу идей и объявившего войну «вещивизму», в деятельности исторических музеев усилились схематизм и социологизирование. В экспозициях история трактовалась в духе «Краткого курса истории ВКП(б)» (1934); повсеместно наблюдалось увлечение научно-вспомогательным материалом (таблицы, графики, цитаты классиков марксизма-ленинизма и т.п.) в экспозиционно-выставочной работе; фонды исторических музеев мало пополнялись подлинными историческими реликвиями.

В 1930-е гг. созданы мемориальные музеи, посвященные событиям и деятелям революции и Гражданской войны. В 1936 г. в Москве был открыт Центральный  музей Ленина, к которому присоединили в качестве филиалов ранее созданные  музеи в Горках, Смольном, Разливе, Шушенском.

Информация о работе История развития российских музеев