Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание

В настоящее время российская экономика находится в продолжительном кризисе. Причиной которого, с одной стороны, стали нараставшие противоречия в экономическом развитии страны, а с другой стороны, - современные, но не последовательные реформы. В результате этого произошло резкое снижение инвестиционной активности предприятий. Особо тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях промышленности, являющихся основой современного экономического роста.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики на предприятии......................................................................................5
1.1 Понятие инвестиционной политики на предприятии, ее сущность и виды инвестиций...............................................................................................................5

1.2 Роль инвестиционной политики в антикризисном управлении..............11
2.Анализ состояние инвестиционной деятельности ОАО «Промприбор»......18

2.1 Общая характеристика предприятия.............................................................18

2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Промприбор».......................................................................................................23

2.3 Анализ инвестиционной политики предприятия.........................................34

3. Разработка элементов антикризисной стратегии инвестирования для ОАО « Промприбор»......................................................................................................44

3.1 Формирование стратегических элементов антикризисного инвестирования в ОАО «Промприбор»..............................................................44

3.2 Расчет экономического эффекта....................................................................54

Заключение.............................................................................................................59

Список использованных источников...................................................................62

Приложение............................................................................................................65

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 845.00 Кб (Скачать документ)

В общем виде инвестиционная политика реализуется в разработке плана и программы его осуществления на данном этапе развития предприятия. Инвестиционная политика предприятия формируется с учетом существующих источников и форм инвестирования, их доступности и потенциальной эффективности использования.

Инвестиционная политика предусматривает достижение следующих целей:

- максимизации прибыли от инвестиционной деятельности;

- минимизации инвестиционных рисков.

Для этого необходимо организовать:

- исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка;

- технические и маркетинговые исследования;

- поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможностей;

- оценку привлекательности инвестиционных проектов и финансовых инструментов с отбором наиболее эффективных из них;

- разработку капитального бюджета;

- формирование оптимальной структуры инвестирования.[4]

Инвестиционная политика в кризисных условиях играет важную роль. Кризисные предприятия в отличие от других хозяйственных субъектов особенно нуждаются в инвестициях. Новые инвестиции могут сократить время преодоления кризиса. При этом, чем раньше организация начнет инвестиционные проекты, например, на стадии латентного кризиса, тем процесс оздоровления будет происходить быстрее и можно будет провести крупные инвестиционные проекты по завоеванию рынков, выпуску новой продукции и т.д. Например, инвестиции, прежде всего, необходимы на реструктуризацию бизнеса предприятия; в техническое перевооружение или реконструкцию действующих производств; урегулирование ранее накопленных долгов. Таким образом, инвестиционная политика предполагает выбор и реализацию наиболее рациональных направлений расширения и обновления активов для финансового оздоровления бизнеса. На основе инвестиционной политики организация определяет формы инвестирования, обеспечивающие достижение целей организации. Необходимость инвестиционной политики на предприятии связана с обеспечением устойчивого функционирования предприятий, финансовой стабильности, рентабельности и максимизации стоимости бизнеса.

Для формирования эффективной инвестиционной политики в условиях кризиса необходимо руководствоваться рядом принципов:

- учет различной стоимости денег во времени;

- рассмотрение процесса инвестирования как совокупности денежных потоков;

- учет темпов инфляции при расчете ставки доходности, т.е. рентабельность инвестиций должна быть выше уровня инфляции;

- учет внутренних и внешних ограничений финансирования проекта, т.е. рентабельность активов должна быть выше стоимости привлеченного капитала и не ниже предельной ставки доходности проекта;

- разработка многовариационных прогнозов с учетом уровня рисков и доходности.

Используя данные принципы в процессе формирования инвестиционной политики кризисным предприятием необходимо: определить приоритеты и разработать цели инвестирования; выбрать объекты инвестирования; выявить реальные источники инвестиций; подобрать инвестиционные проекты и решения, дающие наиболее быструю отдачу на вложенный капитал.

Важное значение в условиях кризиса имеет выбор приоритетов инвестиционной политики. Цели инвестирования в условиях антикризисного управления подразделяются на ряд групп. Первая группа предполагает обеспечение необходимыми ресурсами проведение мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктурированию неплатежеспособных предприятий. Вторая группа предполагает урегулирование накопленной задолженности. В современной экономической науке также выделяют семь основных причин инвестирования: повышение эффективности производства; расширение действующего производства; создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса; выход на новые рынки сбыта; исследования и разработки новых технологий; социальные мероприятия; вложения, осуществляемые в соответствии с требованиями закона.

При разработке инвестиционной политики на основе выбранных целей инвестирования необходимо определить реальные источники инвестиционных средств и объекты их размещения, которые способны гарантировать постоянную платежеспособность организации. Зачастую в научных изданиях по антикризисному управлению выделяют следующие источники финансирования: собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления); привлеченные средства (от продаж долей в акционерном капитале); заемные средства (кредиты банков); ассигнования по специальным программам (из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов). Следует также учитывать, что в зависимости от стадии кризиса в организации может возникнуть острый дефицит собственных средств и недоступность привлеченных средств. При этом, важным источником средств становится дезинвестирование части вложенных средств. К источникам дезинвестирования можно отнести инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних факторов. Для таких проектов следует рассмотреть возможности возврата большей части вложенных средств. Анализируя объекты незавершенного строительства необходимо рассмотреть возможность их передачи сторонним инвесторам для быстрейшего окончания строительства и ввода в эксплуатацию. В хозяйственной практике для снижения текущих затрат по содержанию объектов капитального строительства зачастую проводят их консервацию. Как правило, в результате недостаточности средств организации в условиях кризиса приходится сворачивать свои приоритетные проекты. Таким образом, возможности инвестиционной политики зависят как от обеспеченности разработанных целей источниками финансирования, так и от выбранных объектов инвестиций.[5]

Выбор объектов инвестирования - это одна из наиболее сложных стадий формирования инвестиционной политики. Отличительной особенностью инвестирования в условиях кризиса является то, что объект инвестирования, как правило, рассматривается в свободном состоянии от большей части долгов, накопленных предприятием - это и составляет его инвестиционную привлекательность. Зачастую в современных научных изданиях в качестве основных объектов инвестирования неплатежеспособного предприятия выделяют: бизнес предприятий - должников; акции предприятий, создаваемых в процессе реструктуризации имущества и бизнеса должника; имущественный комплекс должника; отдельные имущественные объекты. Однако по нашему мнению также особое внимание необходимо обратить на проблему снижения технической оснащенности промышленных предприятий, и старение активной части основных производственных фондов. В результате высокого износа такие предприятия оказываются не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию, что в дальнейшем приводит к их несостоятельности. Таким образом, производство необходимо обеспечить современным оборудованием за счет реализации избыточных и непрофильных активов. При этом следует уделять внимание и вопросам улучшения качества продукции. Проекты по улучшению качества обычно требуют небольших денег и могут быть профинансированы за счет собственных финансовых средств. Реализация подобных проектов насущно необходима, поскольку отдельные виды оборудования могут настолько износиться, что увеличение объемов производства даже до проектного состояния становится не возможным. От увеличения объема продаж или улучшения качества продукта зависит успех антикризисной программы.

На инвестиционную деятельность и в частности на выбор инвестиционных проектов особое влияние оказывает характер стадии кризиса. Реализация инвестиционных проектов для организаций, находящихся в состоянии кризиса, сопряжена с дополнительными рисками, связанными с кризисным состоянием организации. Зачастую риск инвестирования в организацию, находящуюся в состоянии глубокого кризиса настолько велик, что инвестиционные процессы практически приостанавливаются. Важной проблемой при этом, является необходимость сбалансировать высокую степень риска с желаемой доходностью. В состоянии кризиса фирма постоянно испытывает недостаток денежных ресурсов, а потребность в сохранения ликвидности превалирует над доходностью проекта. В хозяйственной практике, как правило, не существует столь доходных инвестиций, способных уравновесить риск потери вложенных средств. Соответственно чем меньше глубина кризиса организации, тем активнее идут инвестиционные процессы.

На стадии потенциального кризиса предприятия, могут вести инвестиционную политику аналогично «здоровым» организациям, и даже гораздо в большем диапазоне. В условиях потенциального кризиса, инвесторам еще не видна степень кризиса и надбавка к доходности за риск работы с кризисной организацией отсутствует. На данной стадии инвестиционную политику необходимо проводить поэтапно. На первом этапе реализуются не большие проекты, в дальнейшем можно приступить к более сложным проектам (расширение производства существующей продукции или выход на новые рынки). В зависимости от глубины кризисных явлений сокращаются ее инвестиционные возможности вследствие высокого риска и неплатежеспособности. В процессе финансового оздоровления инвестиции направляются на реструктуризацию бизнеса предприятия; в техническое перевооружение или реконструкцию действующих производств; урегулирование ранее накопленных долгов.

На стадии открытого кризиса проблема инвестирования становится наиболее острой. На досудебной стадии основным приоритетом является урегулирование задолженности. Если в организации вводится процедура банкротства, то она находится в стадии открытого кризиса, но при этом существуют возможности возврата ее платежеспособности. Наиболее важными проблемами в условиях кризиса являются: недостаток денежных средств, падение объемов продаж, ухудшение качества продукции и, как результат, снижение прибыли. Для их решения необходимо активизировать инвестиционную деятельность. Зачастую, организации, находящиеся в процедуре внешнего управления, имеют гораздо меньше возможностей для привлечения внешних инвесторов, чем на стадии досудебного финансового оздоровления. На выбор инвестиционной политики в данном случае влияют такие факторы, как: отстранение от функций управления руководителя и их переход к собранию кредиторов; ограниченность срока внешнего управления (не более 18 месяцев). Эти факторы достаточно серьезно сдерживают инвестиционные процессы, поскольку риск невозврата вложенных финансовых ресурсов очень высокий. В период внешнего управления, как правило, возможна реализация малорисковых инвестиционных проектов с небольшим бюджетом и сроками реализации. Например, это могут быть проекты по замещению отдельных видов активов с целью сохранения объемов производства, или проекты по замене устаревшего оборудования на более современное, с целью сокращения издержек производства или повышения производительности труда. В отличие от внешнего управления в процессе конкурсного производства инвестиции используются для создания новых предприятий и производств на базе активов ликвидируемой организации.

В итоге, формирование инвестиционной политики имеет множество особенностей, характер которых определяется стадией кризиса и проявляется постановкой целей, определении источников финансирования, объектов инвестирования, оценкой и ранжированием инвестиционных проектов. В результате изменения стадий кризисных явлений и соответственно инвестиционной привлекательности требуется периодический пересмотр инвестиционной политики. Для разработки рациональной инвестиционной политики на каждой стадии кризиса следует учитывать связь между риском и доходностью. Необходимо соотносить цели инвестора, желаемую доходность и сроки реализации проекта с глубиной кризиса и стратегией финансового оздоровления.[6]

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ состояние инвестиционной деятельности ОАО «Промприбор»

2.1 Общая характеристика предприятия

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Промприбор».

23 марта 1959 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление № 463 о строительстве завода Жидкостных счётчиков в г. Ливны, Орловской области для нужд быстроразвивающейся нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности страны. В июле 1961 г. Ливенский завод Жидкостных счётчиков переведён в число действующих (Основание: Постановление Орловского совнархоза № 131 от 13.07.1961 г.) С 1961 г. по 1989 г. завод Жидкостных счётчиков входит в состав Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Согласно приказу Зам. Министра приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР от 26 августа 1976 г. № 290 создано Ливенское производственное объединение «Промприбор» в составе Ливенского завода жидкостных счётчиков и СКТБ «Промприбор» (ПО «Промприбор»). В 1989 г. Министерство приборостроения было упразднено.

ПО «Промприбор» вошло в состав Министерства электротехнической промышленности. 8 января 1990 г Постановлением Правительства создано межотраслевое государственное объединение по разработке и производству приборов (МГО). Ливенское ПО «Промприбор» вошло в состав МГО. Но МГО просуществовало недолго, так как руководство объединения в г. Москва не смогло в новых условиях управлять входящими в его состав предприятиями.

Руководство ПО «Промприбор» вынесло вопрос на общее собрание коллектива о переходе ПО «Промприбор» в состав Роснефтепродукта (затем Главнефтепродукт) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.

С 1991 г. по 2004 г. предприятие входило в состав концерна «Роснефтепродукт» (затем «Главнефтепродукт») Министерства топлива и энергетики РФ. Постановлением Главы администрации г.Ливны от 29.04.1994 г. № 218 государственное предприятие ПО «Промприбор» было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Промприбор» (АООТ «Промприбор») в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2002 г № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества».

Акционерное общество «Промприбор» является правопреемником государственного предприятия ПО «Промприбор».

В июле 2002 г АООТ «Промприбор» переименовано в Открытое акционерное общество «Промприбор» и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (Основание: Решение от 17.07.2002 г № 6 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ливны). С 2004 года ОАО «Промприбор» − частное предприятие и по видам деятельности относится к машиностроительной отрасли.

Информация о работе Антикризисное управление