Инвестиции в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание

Инвестиции – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.

Работа состоит из  1 файл

крсовик по инвестициям.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

     2.2.Факторы, влияющие на инвестиционный климат в Приморском крае

     Приморский  край, являясь неотъемлемой частью России, испытывает абсолютно  те же коллизии, что и страна в целом. Более того, по данным Приморского  комитета госстатистики в крае наблюдается более интенсивное снижение инвестиционной активности, чем в целом по стране. Так, в 1996 году уровень инвестиций в экономику края снизился по сравнению с 1990 г. на 92,2%.

     По  всем источникам финансирования в крае освоено в 1996 г. 2,8 трлн. рублей, что на 46% ниже объема 1995 г. Из федерального бюджета поступило липа 67% от установленного лимита, из них основная часть в виде векселей со сроком погашения в декабре 1996 г. Объем инвестиций за счет средств краевого бюджета сократился в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 15 раз. Основная часть предприятий и организаций строительного комплекса простаивает, подрядные организации не имеют достаточного объема заказов, обеспеченных финансированием. Из-за роста цен возникли затруднения со сбытом цемента, стеновых и кровельных материалов, другой продукции промышленности строительных материалов. С учетом оценки продолжающегося экономического спада и прогнозных проработок роста инвестиций в  1997 г. в крае не будет. 

     Между тем в экономическом отношении  Приморье является наиболее развитой частью Дальневосточного экономического района. Здесь сосредоточена значительная часть экономического, научно-технического и экспортного потенциала Дальнего Востока. На долю края приходится 39% валового общественного продукта ДВЭР, 26% продукции промышленности и столько же продукции сельского хозяйства, 80% объема морских перевозок, 51% производства цемента, 47% добычи рыбы и морепродуктов, здесь проживает 29%) населения региона. От общего российского объема в крае производится 95% бора и боропродуктов, 80% плавикового шпата (необходимого компонента для производства алюминия), 70% свинца в концентрате, 95% свинца рафинированного, 90% вольфрама в концентрате, 25% олова в концентрате. Край богат лесом и рыбой, имеет все виды транспорта, наиболее развитый из которых -морской. Через торговые и рыбные порты сейчас проходит четверть всех грузопотоков   России. Плотность железнодорожных и автомобильных магистралей на территории  Приморского края соответственно на 65 и 95% превышает среднереспубликанский уровень.

     К позитивным тенденциям в экономике  края в 1997 г. следует отнести продолжение  процесса интенсивного формирования рыночной инфраструктуры, начало производства малотоннажных гражданских судов на конверсируемых предприятиях, обновление, а в основном за счет импорта, добывающего и обрабатывающего рыбного флота (15 единиц), внедрение голландских технологий выращивания сельхозпродукции, внедрение регионального продовольственного госзаказа, начало разработки малых угольных разрезов. На фоне общего сокращения инвестиций объем иностранных инвестиций начиная с 1994 г. устойчиво растет и в 1996 году он увеличился по сравнению с 1995 г. в N раз. При этом прослеживается ориентация зарубежного капитала на производства с высоким внутренним платежеспособным спросом: по удельному весу иностранные инвестиция в транспорт составили 65, в связь - 17. в пищевую промышленность - 15%.

     Законодательной и исполнительной властью края разработан комплекс документов, направленных на формирование на территории края благоприятного режима хозяйствования, стратегической задачей которого является обепечение, в случае федеральной поддержки, выхода края через 10-12 лет из дотационного режима и перехода на бюджетное самофинансирование.

     Вместе  с тем текущее состояние и перспективы социально- экономического развития Приморского края, которые в значительной степени зависят от своевременности и эффективности инвестиционной деятельности, обусловлены некоторыми специфическими факторами, определяющими особенности формирования территориальной структурной политики:

  • высокий уровень влияния на экономику края федеральных функций и интересов, реализуемых как на территории, так и через территорию края (оборонная, экспортно-импортная, обеспечение отдаленных и северных районов);
  • достаточно развитый научно-производственный и инфраструктурный потенциал;
  • промышленность края имеет относительно высокую степень диверсификации при специализации на морехозяйственной и транспортно-транзитной функциях Российской Федерации;
  • географическая близость к странам Тихоокеанского бассейна, в результате чего край имеет наиболее благоприятные условия для расширения внешнеэкономической деятельности;
  • обострение энергетической и транспортной проблем являются главными факторами, спада, в результате которого с 1992 г. стал сокращаться удельный вес обрабатывающего сектора темпами, опережающими спад производства в добывающем секторе экономики;
  • кризисная ситуация а военно-промышленном комплексе, которая поставила в особо тяжелые условия моногорода (Арсеньев, Большой Камень).

     В результате опережающего повышения  транспортных (особенно железнодорожных) тарифов и общего изменения ценовых пропорций в экономике России, по сравнению с мировым рынком. Приморье оказалось, практически отрезанным от промышленно развитых районов страны как в части вывода, так и ввоза продукции. В поставках инвестиционных товаров (оборудования, комплектующих деталей и проч.) и потребительских товаров (прежде всего продовольствия) традиционно  экономика края была ориентирована на западные районы России и бывшего Союза. Повышение транспортных тарифов привело не только к росту цен на ввозимую и вывозимую продукцию, но и обозначило процесс экономического отрыва Приморья, как и других районов Дальнего Востока, от вентральных и западных российских регионов. Усилилось стремление к замещению ввоза товаров импортом из соседних стран.

     Из-за непродуманной политики в области энергетических тарифов многие виды нашей продукции стали неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В итоге около 70%) товарооборота края приходится на импорт из стран АТР. Основная часть сырьевых ресурсов, добываемых в Приморье, включая морепродукты, реализуется за пределами России. Транспортная инфраструктура края во все большей мере обслуживает интересы Китая, Кореи, Японии и других стран.

     Федеральные функции и интересы оказывают  большое влияние на экономику Приморья. Наиболее яркое отражение эти процессы нашли в "Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы", утвержденной 15 апреля 1996 г. Правительством, а 23 апреля 1996 г. получившей статус президентской.

     Исходя  из необходимости структурной перестройки  экономики края, ликвидации острого  дефицита в его топливно-энергетическом комплексе, в Программе намечено за планируемый период вложить в  экономику края 55,6 трлн. рублей (в ценах 1995 г.) из 371 трлн. рублей, предусмотренных в целом на финансирование Программы. В крае предусмотрено построить заново 100 объектов, реконструировать и модернизировать 53 объекта, край будет участвовать в реализации 20 подпрограмм. Нерешенные проблемы края созвучны с проблемами других краев и областей региона, а потому пути их решения, намеченные в Программе, в основном одинаковы для всех дальневосточников.

     В "Федеральной целевой программе  экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" применен принципиально новый концептуальный подход, заключающийся в том, что регион должен развиваться как особая социально- и экономико-географическая зона, требующая постоянного внимания федеральных органов и учета специфических особенностей региона при осуществлении мер общегосударственной политики.

     Генеральная цель Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить влияние  факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем самым условия для быстрого  выхода из кризиса и ускоренного развития в дальнейшем. Для достижения указанной цели предусмотрены следующие формы государственной поддержки Программы:

  • государственные дотации в виде региональных льгот в тарифах, нормативах отчислений в бюджет, порядке внешнеэкономической деятельности;
  • государственный заказ для загрузки производственных мощностей федерального значения;
  • меры по социальной защите населения;
  • защита рынка от монополий;
  • государственные гарантии иностранным инвесторам в регионе;
  • создание и поддержка свободных экономических зон;
  • прямые государственные инвестиции в программные проекты.

     К сожалению, пока Программа не выполняется, и Дума Приморского края совместно  с законодательными органами краев и областей Дальнего Востока и Забайкалья принимает ряд мер, направленных на обеспечение выполнения данной программы, имеющей фактически решающее  значение для активизации в регионе инвестиционной деятельности.

     Приморье, занимая ведущее места в экономике Дальневосточного экономического района, представляет собой исключительно притягательный объект для иностранных инвесторов. Уникальное географическое положение края, огромные природные богатства предопределяют его особую роль в реализация стратегических и экономических интересов России в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.

     Сегодня в АТР переплетаются национальные интересы многих стран - США, Японии, Китая  и, конечно, России, являющейся тихоокеанской  державой. Геополитическая и экономическая важность региона определяется его потенциалом. На страны АТР приходится 31% территории земного шара, 40% населения, 50%, совокупного ВВН, более 40% мирового экспорта. АТР является самым динамично развивающимся регионом мира, в котором средние темпы экономического роста составляют 7-8%) ежегодно, что ведет к усилению его позиций в современной мировой экономике и политике.

     На  этом фоне Приморье, находящееся как  бы в эпицентре этого региона, буквально обречено на внимание иностранных инвесторов. Однако иностранные инвесторы пока не проявляют особой активности на территории края, в том числе и в свободной экономической зоне «Находка». Их деятельность осложняют несовершенство федеральной законодательной базы, отсутствие четкой налоговой, валютной политики, нерешенность инфраструктурных вопросов. Именно неопределенность перспективы при наблюдаемом крушении текущей конъюнктуры и лукавое поведение правительства в области создания и гарантий инвестиционного климата сделали иностранные инвестиции малосущественным фактором региональной динамики.

     Вполне  понятно, что решить все эти проблемы для привлечения иностранных  инвестиций на отдельно взятую территорию страны невозможно. Но понятно и  другое, что сидеть сложа руки и  ждать, пока инвестиции польются сами собой, тоже нельзя. Нужны реальные меры: создание законодательной базы, хотя бы на уровне региона, реальные результаты в борьбе с преступностью, политическая стабильность, развитая банковская сеть, современные телекоммуникации и связь, современный гостиничный комплекс для проживания иностранцев.

     Над решением этих проблем сегодня активно  работает законодательная и исполнительная власть края. Принятый в конце 1997 года Думой Приморского края Закон «Об инвестиционной деятельности в Приморском крае», безусловно, должен обеспечить правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику края инвестиций и защитить права собственности инвесторов.

     Ключевыми статьями Закона являются статьи о  страховании и перестраховании  имущества и рисков инвесторов и о залоговом кредитовании инвесторов. Для усиления гарантий инвесторам договор о реализации конкретного проекта заключается только при условии, если инвестор застраховал свое имущество и риски, в том числе и строительные.

     Наиболее  популярной формой финансирования инвестиций является получение инвестором долгосрочного кредита в банках, фондах, специализированных финансовых организациях, причем чаще в зарубежных, так как отечественные финансовые институты в современных условиях такие кредиты не предоставляют. Анализ действующего в странах с устойчивой рыночной экономикой механизма кредитования инвесторов попадал, что для привлечения кредитов под реализацию конкретных проектов обязательным требованием к заемщику является залог имущества или активов. В случае небольших по объему кредитов инвестор в качестве залога может использовать свое имущество и активы. В случае же, когда объемы кредитов значительно превышают залоговые возможности инвесторов или инвесторы по каким-либо причинам не желают (или не могут) закладывать свое имущество и активы, а территория, где предполагается реализовать конкретный проект, не имея альтернативы, кровно заинтересована в привлечении данного инвестора (особенно зарубежного), решение проблемы заключается в создании залогового механизма самой территорией. Именно такой механизм начал создаваться в Приморском крае.

     Для развитая института залога на территории края началось создание соответствующей  инфраструктуры: краевого залогового фонда; региональных законодательных правил и исполнительных инструкций использования залогового кредитования: краевой межведомственной комиссии по залоговому кредитованию; краевой программы залогового кредитования.

     Краевой залоговый фонд создается администрацией края для залогового обеспечения  кредитных сделок с целью финансирования инвестиционных проектов, включенных в краевую программу залогового кредитования, и утверждается думой Приморского края. Фонд представляет из себя обновляемый и дополняемый по мере необходимости перечень имущественных объектов, используемых в качестве предмета залога. Он формируется из имущественных объектов, находящихся в государственной собственности края. По каждому проекту готовится и оформляется отдельный предмет залога. Его стоимость определяется необходимой для залогового обеспечения кредита суммой.

Информация о работе Инвестиции в Приморском крае