Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:22, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучение экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов её реализации, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в отдельных странах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Денежно-кредитная политика государства. Основные концепции и модели денежно-кредитной политики государства ………………………………..4
Цели и задачи денежно-кредитной политики ……………………………..8
Инструменты денежно – кредитной политики ……………………………11
Заключение ……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы и источников …………………………..17

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………….. 3

  1. Денежно-кредитная  политика государства. Основные концепции  и модели денежно-кредитной политики государства ………………………………..4
  1. Цели и  задачи денежно-кредитной политики ……………………………..8
  2. Инструменты денежно – кредитной политики ……………………………11

Заключение ……………………………………………………………………...16

Список  использованной литературы и источников …………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Введение

     Совокупность  государственных мероприятий в  области денежного обращения  и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы получила название денежно-кредитной политики. Проведение денежно-кредитной политики служит одним из способов, посредством которого достигаются устойчивые темпы развития экономики.

     Изучение  теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики на данном этапе представляется актуальным, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.

     Цель  данной работы – изучение экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов её реализации, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в отдельных странах.

     Объектом исследования в работе выступает денежно-кредитная политика государства как экономическое понятие, а предметом – виды и формы проведения денежно-кредитной политики, её цели и инструменты проведения.

     В соответствии с поставленной целью  сформировались определенные задачи исследования:

     - изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики государства;

     - установление влияния вида денежно-кредитной  политики на достижение экономических  целей;

     - определение основных целей и задач, инструментом решения которых является денежно-кредитная политика;

     - определение ключевого инструментария денежно-кредитной политики, анализ механизма действия основных инструментов денежно-кредитной политики;

     - обзор основных направлений совершенствования денежно-кредитной политики и путей их реализации.

     1 Денежно-кредитная  политика государства. Основные концепции и модели денежно-кредитной политики государства

     Чаще  всего денежно-кредитную политику определяют как совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. У некоторых авторов она определяется и упрощенно – как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении [6, с.187].

     Как правило, денежно-кредитную политику рассматривают как составную часть единой государственной экономической политики, проявляющейся в  воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.

     В «Основных направлениях денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год», утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. № 597, например, отмечено, что денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы [9].

     Денежно-кредитная политика может быть жесткой, то есть направленной на поддержание определенного размера денежной массы, либо гибкой, направленной на регулирование процентной ставки.

     В зависимости от экономической ситуации денежно-кредитная политика может  быть стимулирующей (проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей) и сдерживающей (проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией).

     Стимулирующая монетарная политика заключается в  проведении центральным банком мер  по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются снижение нормы резервных требований; снижение учетной ставки процента; покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

     Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным  банком мер по уменьшению предложения  денег. К ним относятся: повышение нормы резервных требований; повышение учетной ставки процента; продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

     В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, помимо всего прочего, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов существует два различных подхода к теории денег:

  • кейнсианская теория денег;
  • количественная теория денег (монетаризм).

     Как кейнсианцы, так и монетаристы  признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный   объем  ВНП, но расходятся  в  значении этого влияния и самом его механизме. Если первые  в  основу  своей  денежно-кредитной  политики   положили определенный   уровень   процентной  ставки,   то вторые –  само предложение денег.

     Согласно  кейнсианскому учению, рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому –  склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

     Приверженцы кейнсианской теории не верят в саморегулирующийся рыночный механизм и считают, что  для обеспечения нормального  роста    и   достижения   экономического   равновесия   необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, таким образом, государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные [10, с.348]. В   данной  теории   рассматривается   следующая   цепь причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП:

     изменение денежного предложения – изменение уровня процентной ставки – изменение инвестиционного спроса – мультипликационный эффект – изменение номинального ВНП.

     Основное уравнение, на котором базируется кейнсианская теория денег:  

                              Y= C+G+I+NX, где

                      Y - номинальный объем ВНП;

                       С - потребительские расходы;

                       G - государственные расходы (покупка товаров и услуг);

                NX - чистый экспорт.

     Таким образом, можно выделить основные методологические положения кейнсианства:

    - важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов;

    - рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно;

    - кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

    - введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости [7, с.59].

     Основным  инструментом регулирования экономики  последователей Кейнса признавалась бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

     Что касается современной количественной теории, которая базируется на кредитных  деньгах и бумажно-денежном обращении, то она изложена в работах таких  экономистов, как Л Маршалл, И. Фишер, Г. Кассель, Б. Хансен, М. Фридмен.

     Известны  две разновидности этой теории: «трансакционный вариант» И. Фишера и монетаристов во главе с М.Фридменом и концепция «кассовых остатков» английской кембриджской школы во главе с А. Пигу, а после Второй мировой войны – Д. Патинкиным.

       В целом со второй половины 70-х – начала 80-х гг. ХХ века наблюдался кризис кейнсианской школы и  шел интенсивный поиск новых подходов к регулированию экономики. В результате в науке преобладающим  стало  неоклассическое  направление, в том  числе монетаризм.

      В противовес кейнсианцам  монетаристы уверены во внутренней устойчивости  рыночной   экономики и   считают, что   все   негативные моменты – это   результат   неумелого   вмешательства в   экономику [5, с.154].

      Монетаристы отмечают более тесную связь между  денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Основное уравнение количественной теории денег – уравнение обмена И.Фишера: M * V = P * Q, где М - количество денег в обращении; V- скорость обращения денег; Р - уровень цен(индекс цен);       Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики  за   определенный  период времени (обычно за год).

      При этом предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, т.к. связана в устойчивой структурой сделок в экономике. Это допущение, безусловно, является абстракцией, т.к. с течением времени скорость обращения, конечно же, может меняться в связи с внедрением   новых   банковских  технологий, например,  кредитных карточек, банкоматов и т.д.

      Реальный  объем производства определяется имеющимися в данный момент в экономике факторами  производства. Так как это величина заданная, то изменение номинального объема ВНП определяется только изменением цен. Анализируя уравнение, можно придти к выводу, что уровень цен прямо пропорционален денежной массе в обращении. Если это так, то очевидна зависимость изменения уровня цен от изменения денежного предложения. Известно, что изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Таким образом, прирост денежной массы в обращении будет определять, согласно количественной теории денег, темпы инфляции.

      Современные теоретические модели денежно-кредитной  политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в которых  учтены рациональные   моменты   каждой   из  теорий. Но все-таки  в долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход, хотя государство в краткосрочном периоде не отказывается от непосредственного воздействия на процентную ставку для быстрого экономического маневрирования. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика