Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:22, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучение экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов её реализации, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в отдельных странах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Денежно-кредитная политика государства. Основные концепции и модели денежно-кредитной политики государства ………………………………..4
Цели и задачи денежно-кредитной политики ……………………………..8
Инструменты денежно – кредитной политики ……………………………11
Заключение ……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы и источников …………………………..17

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     Постепенно   два   вышеописанных   метода  денежно-кредитного регулирования  (рефинансирование   и   обязательное   резервирование) утратили   свое   первостепенное   по    важности   значение, и   главным инструментом    денежно-кредитной    политики   стали    интервенции Центрального  банка,  получившие   название    операций   на   открытом рынке.

     Этот   метод   заключается    в   том, что    Центральный     банк осуществляет   операции  купли-продажи   ценных  бумаг  в  банковской системе. Приобретение    ценных   бумаг    у    коммерческих     банков увеличивает ресурсы  последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот,   Центральные   банки   периодически   вносят изменения   в   указанный    метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

     По  форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными   бумагами   могут   быть   прямыми  либо  обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку или продажу. Обратная заключается   в    купле-продаже     ценных    бумаг    с    обязательным совершением   обратной    сделки    по   заранее  установленному курсу. Гибкость   обратных   операций,   более   мягкий  эффект их воздействия, придают популярность данному  инструменту регулирования. Так  доля обратных   операций   Центральных  банков  ведущих   промышленно-развитых   стран  на  открытом  рынке  достигает от 82 до 99,6% [10, с.414].

     Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного   регулирования,  значительно     отличаются    от     двух предыдущих.   Главное    отличие – это использование более гибкого регулирования,   поскольку    объем    покупки   ценных   бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в    соответствии    с    направлением    политики    Центрального    банка. Коммерческие  банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

     Наряду    с   экономическими   методами, посредством   которых Центральный   банк   регулирует   деятельность   коммерческих   банков, им   могут  использоваться  в    этой   области    и   административные методы  воздействия.   К   ним  относится,  например,   использование количественных кредитных ограничений.

     Этот   метод   кредитного   регулирования  представляет  собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных   выше   методов   регулирования,   контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также   кредитные   ограничения    приводят   к    тому, что  предприятия заемщики   попадают   в   неодинаковое    положение.  Банки  стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

       Нужно   отметить, что,   добиваясь   при   помощи   указанной   политики сдерживания банковской  деятельности  и умеренного  роста денежной массы,   государство    способствует   снижению    деловой   активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

     Также   Центральный     банк   может     применять различные    нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом   уровне.   К   ним   относятся   нормативы   достаточности капитала   коммерческого    банка,   нормативы    ликвидности   баланса, нормативы   максимального   размера   риска   на   одного   заемщика   и некоторые     дополняющие   нормативы.    Перечисленные   нормативы обязательны    для    выполнения    коммерческими   банками.    Также Центральный    банк    может    устанавливать    необязательные,    так называемые    оценочные   нормативы,    которые   коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

     При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в    работе,   что   ведет  к   ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов   Центральный   банк   может   применять  к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться  в  порядке исключительно вынужденных мер.

     Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики,   государство    также   иногда   использует   второстепенное селективное   регулирование,   которое    касается  фондовой   биржи,  потребительского кредита и увещеваний (биржевая «маржа», политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     На  основании проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

     Денежно-кредитная  политика – это мероприятия центрального банка, направленные на достижение экономических  показателей, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение полной занятости, поддержание стабильного уровня цен, равновесие платежного баланса. Среди видов денежно-кредитной политики принято выделять политику «дорогих денег» и политику «дешевых денег».

     В экономической теории сложились  два основных подхода к проведению денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский. Кейнсианский подход предполагает, что деньги действуют на развитие экономики через норму ссудного процента, а монетаристы считали, что принципиальной является взаимосвязь между изменением денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта. По поводу эффективности денежно-кредитной политики среди экономистов нет единого мнения. На эффективность денежно-кредитной политики оказывает влияние большое количество факторов, поэтому иногда точно определить ее последствия достаточно проблематично. Считается, что денежно-кредитная политика является эффективной только в краткосрочном периоде, т.е. она способна влиять на уровень дохода и занятости, а в долгосрочном периоде она может только привести к росту цен.

     Достижение всех целей денежно-кредитной политики одновременно не представляется возможным, так как некоторые из них не согласуются друг с другом. Следовательно, перед центральным банком стоит задача выбора промежуточных целей, воздействуя на которые, он будет достигать конечные цели. К основным промежуточным целям относятся: денежная масса, ставка процента и обменный курс национальной валюты. Для достижения промежуточных целей центральный банк использует набор тактических целей, к которым относятся: денежная база, денежный агрегат, межбанковская ставка процента.

     Центральный банк влияет на промежуточные цели денежно-кредитной политики при  помощи инструментов денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на общие и селективные, прямые и косвенные. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов.  
 

     Список  использованной литературы и источников

     1 Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. –  Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.

     2 Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки./ Белоглазова Г.Н.-М.: Юрайт-Издат, 2006- 428 с.

     3 Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авт.; под ред. О.И. Лаврушина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. 560 с.

     4 Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория, часть 3): учеб. пособие. Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.

     5 Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акод. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 343 с.

     6 Макроэкономика: учебное пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 296 с.

     7 Мишкин, Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.Е. Дорошенко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 820 с.

     8 Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие / С.С. Ткачук, О.И. Румянцева, И.Н. Тищенко; под ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. – Минск: БГЭУ, 2006 – 295 с.

     9 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год, Советская Белоруссия 23.11.2010 г.

     10 Попов, А.И. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

Информация о работе Денежно-кредитная политика