Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:22, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучение экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов её реализации, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в отдельных странах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Денежно-кредитная политика государства. Основные концепции и модели денежно-кредитной политики государства ………………………………..4
Цели и задачи денежно-кредитной политики ……………………………..8
Инструменты денежно – кредитной политики ……………………………11
Заключение ……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы и источников …………………………..17

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)
    1. Цели  и задачи денежно-кредитной  политики

     Реализация  мер денежно-кредитной политики преследует цели, к которым большинство  авторов относят низкий уровень  инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк [8, с.34].

     Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

     Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция постепенно ушла на второй план, однако наличные деньги все еще  являются фундаментом денежной массы, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть взвешенной и продуманной.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков (политика «дешёвых» денег), а во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной) [2, с.217].

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     Денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     Цели  денежно-кредитной политики можно условно разделить на первичные, тактические и промежуточные.

     Первичные цели конкретизируют стратегическую установку  государства в долгосрочном периоде, тактические цели – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

     Таким образом, первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника: стабилизация уровня цен (процент инфляции); достижение полной занятости (процент безработицы); равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП); внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс). Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

     Промежуточная цель денежно-кредитной политики – это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

     Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:

     -согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.

     -измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.

     -своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно.

     -контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели [4, с.391].

     Таким образом, можно прийти к выводу о  том, что обеспечение экономического роста при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежно-кредитной политики. Текущая же денежно-кредитная политика направлена на более доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путем каждодневных операций на отрытом рынке) и промежуточные (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения более важной задачи. Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической политикой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Инструменты денежно – кредитной  политики

     Хотя  денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее  проводником является Центральный банк. Он   располагает набором  средств,  которые   называются   инструментами   денежно-кредитной  политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

     Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно  используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента  и более, чтобы их эффекты взаимно  усиливали друг друга. Мероприятия  подобного рода называются комплексной политикой.

     Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются.

  1. По непосредственным объектам воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.
  2. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые  (административные),   которые  имеют   вид    директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под   которыми    подразумеваются    способы    воздействия  ЦБ  на денежно-кредитную    сферу     посредством     формирования определенных   условий   на    денежном   рынке.
  3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
  4. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики [3, с.312].

     Основные инструменты, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам – это, в первую очередь, изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

     В   настоящее  время  минимальные   резервы – это   наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет   собой   установленное   в   законодательном   порядке процентное отношение суммы  минимальных   резервов  к  абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

     Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых,  они   как   ликвидные   резервы   служат   обеспечением обязательств   коммерческих   банков   по   депозитам   их   клиентов.  Периодическим   изменением   нормы    обязательных    резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков   на   минимально    допустимом    уровне   в    зависимости  от экономической ситуации.

     Во-вторых,   минимальные    резервы    являются    инструментом, используемым Центральным банком   для   регулирования    объема денежной   массы  в    стране.   Посредством    изменения   норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков  (в  основном объем   выдаваемых   ими кредитов), а,   следовательно, и    возможности   осуществления ими депозитной  эмиссии.   Изменение   нормы   обязательных   резервов  влияет    на рентабельность   кредитных  учреждений. Так,   в   случае   увеличения обязательных резервов происходит как бы    недополучение   прибыли. Поэтому,   по   мнению  многих   западных   экономистов,  данный  метод служит    наиболее   эффективным    антиинфляционным    средством [6, с.154].

     В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

     Этот   инструмент   монетарной  политики  является  наиболее  мощным, поскольку   он   затрагивает  основы   всей   банковской   системы.   Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в   несколько   лет, а   не   каждый день, как   в  случае с операциями на открытом рынке.

     Термин  "рефинансирование"  означает   получение   денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка.

     Центральный банк   может   выдавать   кредиты  коммерческим банкам, а   также   переучитывать   ценные   бумаги, находящиеся  в их портфелях (как правило, векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики  Центральных  банков  Западной  Европы, которые   предъявляли   определенные  требования   к   учитываемому векселю, главным   из  которых   являлась   надежность   долгового обязательства.

     В  случае  повышения  Центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие   банки   будут   стремиться    компенсировать   потери, вызванные   ее  ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым   заемщикам. То есть   изменение   учетной (рефинансирования) ставки   прямо   влияет   на   изменение   ставок по кредитам   коммерческих   банков. Последнее является главной целью данного   метода  денежно-кредитной   политики    Центрального   банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки  по  кредитным  операциям коммерческих   банков, что   приводит   к   их   сокращению,   поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

     Изменение   официальной   процентной   ставки оказывает влияние на кредитную сферу.  Во-первых, затруднение   или облегчение   возможности   коммерческих   банков   получить   кредит  в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение   официальной   ставки   означает   удорожание  или удешевление   кредита   коммерческих   банков  для  клиентуры, так  как происходит   изменение  процентных   ставок   по   активным кредитным операциям [8, с.157].

     Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот  метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование  используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. По эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

Информация о работе Денежно-кредитная политика