Анализ и прогнозирование спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание

В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд задач:
1. Изучить природу и содержание спроса.
2. Изучить методы проведения анализа спроса
3. Изучить методы прогнозирования спроса.
Исходя из актуальности изучения спроса, определяется цель написания курсовой работы, которая заключается в изучение и анализе спроса и его прогнозирования.

Работа состоит из  1 файл

к 1.docx

— 93.22 Кб (Скачать документ)

    - развитие материально-технической базы и современных торгово-технологических процессов в отраслях товарного обращения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

     3.2.3 расчет прогноза на перспективу

 

    В процессе расчетов прогноза спроса на перспективу, рекомендуется с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития спроса, а с другой – отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику спроса:

    - роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;

    - роста денежных доходов и расходов населения;

    - изменения уровня цен на потребительские товары и услуги;

    - изменения численности населения, его социально-экономической и половозрастной структуры.

    Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических факторов, формирующих спрос на отдельные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного спроса необходим предварительный прогноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т.п. Следовательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, формирующих основные тенденции его развития.

    3.2.4 Оценка полученных результатов

 

    Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детерминированности и неопределенности его будущего развития, постольку  оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому прогнозирование спроса завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития спроса в прогнозируемом периоде.

    Таковы  логика и содержание процесса прогнозирования  спроса. Выбор же конкретных методов  его прогнозирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования (показанные на рисунке 3) и степени детализации или агрегирования спроса. 

              Период  прогнозирования

      
 

    Краткосрочный (на1-2 года)   Долгосрочный (на срок выше 5 лет)

 
 
 
          Среднесрочный (на 3-5 лет)

     

                           Рисунок 3-Периоды прогнозирования. 

    В силу инерционности развития товарно-групповой  структуры спроса в течение краткосрочного периода существенных изменений в действии основных факторов спроса не происходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

    При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

    При долгосрочном прогнозировании снижается  доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

    В зависимости от степени детализации  или агрегированности структуры спроса различают:

    - прогноз общего объема платежеспособного спроса;

    - прогноз макроструктуры спроса;

    - прогноз спроса на отдельные товары;

    - прогноз микроспроса.

    Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка  на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов населения. Среднесрочное  прогнозирование может производиться  с помощью небалансовых методов экономико-статистического моделирования динамики общего объема спроса.

    Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укрупненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров - в разрезе товаров растительного и животного происхождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу – методов экспертных оценок и аналогий.

    Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кондитерские изделия, мебель или радиотовары и т.п., может производиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу – на основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и аналогий. 

     3.3 Подходы к прогнозированию

      

          В современной практике применяются различные подходы к прогнозированию товарно-групповой структуры спроса: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Каждый из них реализуется посредством определенных способов расчетов спроса, которые представлены в таблице 2. 

Таблица 2 - Подходы и методы прогнозирования товарной структуры спроса.

Подходы к прогнозированию Методы прогнозирования
Генетический Экономико-статистические методы
Нормативный Применение рациональных форм потребления
Эвристический Методы экспертных оценок
Сравнительный Методы аналогии

      3.3.1 Генетический подход

 

    Генетический  подход к прогнозированию спроса основывается на инерционном характере его развития, т.е. на оценках устойчивых тенденций развития спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее.

    Этот  подход наиболее полно реализуется  посредством экономико-статистического  моделирования динамики спроса, которое  сформировалось в самостоятельное направление прогнозирования спроса в 20-30-е годы ХХ в. Экономико-статистические модели в зависимости от способов моделирования их параметров делятся на два вида:

    - трендовые модели оценки и прогнозирования спроса;

    - факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

    Трендовые модели основываются на математическом выравнивании и экстраполяции динамического ряда фактического спроса на отдельные товары по так называемым временным или трендовым моделям. Основное достоинство трендовых моделей заключается в простоте используемых моделей и расчетов прогнозов спроса на их основе. Они применяются для прогнозирования спроса, динамика которого характеризуется монотонным возрастанием или снижением. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения спроса. Основной же недостаток трендовых моделей заключается в том, что они не позволяют вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. В этом отношении более значительными возможностями обладают факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

    Сущность  факторных моделей заключается  в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.

      

    3.3.2 Нормативный подход

 

    Сущность  нормативного прогнозирования спроса заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и  структуры спроса в будущем на основе заранее заданных критериев  и норм. Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также кризисное  состояние нашей экономики в  настоящее время снижает их актуальность. Однако в условиях стабильно развивающейся  экономики обоснованные нормы потребления  товаров и услуг становятся необходимым  ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и спроса.

    В развитых странах нормативное прогнозирование  спроса заключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о склонности к потреблению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящей тенденций, рациональных норм потребления.

    Научно-исследовательским  институтом конъюнктуры и спроса были разработаны нормативы рациональной обеспеченности основными товарами длительного пользования. Опираясь на рациональные нормы потребления товаров, можно установить степень их достижения в настоящее время или определить возможные сроки их достижения в будущем, исходя из сложившихся или прогнозируемых темпов роста спроса и предложения товаров на рынке.

    При нормативном прогнозировании наиболее сложным является расчет возможного спроса на товары длительного пользования. Совокупный спрос на эти товары образуют первоначальный спрос новых покупателей и спрос на замену выбывающих изделий.

     

     3.3.3 Эвристический подход или метод экспертных оценок

 

    Методы  экспертных оценок базируются на оценках  тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и практический опыт. Их основное содержание заключается в рациональной организации проведения экспертизы проблемы прогнозирования спроса и в обработке результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.

    Применяются следующие методы опросов и формирования экспертных оценок:

    1.анкетирование – письменный опрос экспертов с помощью анкет;

    2.интервьюирование – устный опрос экспертов в форме беседы-интервью;

    3.метод Дельфи – многотуровая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим независимо друг от друга;

    4.«мозговая атака» – групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и путей ее решения (критика выдвигаемых идей запрещена);

    5.дискуссия – открытое коллективное обсуждение проблемы с целью всестороннего анализа и оценки факторов и условий динамики спроса (взаимная критика поощряется).

    Основной  недостаток методов экспертных оценок заключается в их субъективности, которую нельзя исключить. Поэтому они применяются в тех случаях, когда отсутствует информация о прогнозируемом спросе и, следовательно, неприменимы более строгие и формальные методы прогнозирования. Их применение наиболее эффективно при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. 
 
 
 

    3.3.4Сравнительный подход или метод аналогии 

    Методы  аналогии основываются на использовании  опыта высокоразвитого процесса для прогнозирования возможной  структуры спроса менее развитого  процесса или при определении возможного спроса на новые виды товаров.

    Прогнозирование спроса по аналогии включает:

    - анализ закономерностей развития более высокой структуры спроса (или товара – аналога  нового товаров);

    - оценку возможностей использования этих закономерностей для прогнозирования развития в этом направлении менее развитой структуры потребительского спроса.

    Примером  применения аналогии является структурное  моделирование и прогнозирование спроса. Суть его заключается в применении для целей прогнозирования спроса известного закона Энгеля. Если, например, имеются данные статистических выборочных обследований структуры потребления в разрезе экономических групп, выделенных в зависимости от уровня денежных доходов на одного человека, тогда, анализируя их динамику, заметим, что по мере развития экономики и роста среднедушевых доходов определенная часть населения низших групп переходит в более высокие группы доходности. При этом структура спроса населения более низких групп доходности по мере перехода в более высокие группы доходности приближается к более прогрессивной структуре спроса последних.

Информация о работе Анализ и прогнозирование спроса