Анализ и прогнозирование спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание

В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд задач:
1. Изучить природу и содержание спроса.
2. Изучить методы проведения анализа спроса
3. Изучить методы прогнозирования спроса.
Исходя из актуальности изучения спроса, определяется цель написания курсовой работы, которая заключается в изучение и анализе спроса и его прогнозирования.

Работа состоит из  1 файл

к 1.docx

— 93.22 Кб (Скачать документ)

    Следовательно, процедура структурного моделирования  и прогнозирования включает два  основных расчета:

    - обоснование возможных темпов или масштабов перемещения в будущем населения из более низких в более высокие группы доходности;

    - прогнозную оценку возможностей структуры потребительского спроса в разрезе экономических групп и в целом по всем группам населения.

    При этом могут быть использованы закономерности развития структуры спроса (в том  числе, спроса на аналогичные товары) в развитых странах или регионах.

    Несмотря  на количественные оценки прогнозов  спроса при его структурном моделировании, методы аналогии рекомендуются использовать в основном для качественного описания возможного развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде. Их применение должно опираться на всесторонний анализ специфических экономических, природно-климатических и национально-исторических условий развития спроса в данной стране или в данном регионе, чтобы избежать механического копирования закономерностей развития аналога.  
 
 
 
 
 

    4 АНАЛИЗ СПРОСА НА ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА 

       Для получения более достоверной информации необходимо провести анализ спроса на хлебобулочных изделий города Хабаровска. На территории города Хабаровска было опрошено 354 человека.

      Проведенные нами мероприятия по изучению спроса преследовали следующие цели:

- выявление  объемов и структуры спроса  на рынке хлебобулочных изделий  на территории города Хабаровска, с учетом территорий, групп потребителей, товарных групп;

- выявление  сезонных колебаний спроса на  хлебопродукты;

- выявление  основных тенденций в объеме  и структуре спроса;

- выявление  потребительских предпочтений;

- прогноз  изменения объемов и структуры  спроса.

      Для достижения целей исследования было признано целесообразным осуществить сбор первичной информации, включающей в себя сведения о:

- месте приобретения хлебопродуктов

- объеме и интенсивности потребления хлебопродуктов;

- сортовых  предпочтениях;

- приверженности  определенному производителю;

- самостоятельной  выпечке хлеба;

- изменении потребления хлеба в последнее время;

- степень  удовлетворенности спроса на  хлебопродукты.

      В качестве носителей необходимой информации были выбраны непосредственные потребители хлебобулочных изделий. Всего было опрошено 354 человека, в том числе 50% мужчин и 50% женщин. 20,3% респондентов были моложе трудоспособного возраста, 13,6% респондентов старше трудоспособного возраста, а 66,1% опрошенных находились в трудоспособном возрасте.

       В качестве метода исследования был выбран опрос. Опрос потребителей проводился на улицах города, а также в торговых залах магазинов, торгующих хлебобулочными изделиями (в этом случае потребители психологически наиболее подготовлены для ответов на поставленные вопросы).                                                                                                                                                                                                                      

      В качестве инструмента исследования применялось непосредственное интервью потребителей, входящих в состав выборки, с использованием опросных листов, в которых анкетерами фиксировались ответы спрашиваемых.                                           

     Анкетное исследование позволило выявить следующую модель покупательского поведения. В среднем по городу 1 покупатель приобретает хлеб на 2,95 человек, при этом он осуществляет покупку 1,36 условной булки. По нашим расчетам, исходя из выявленной модели поведения, спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия составляет 863,6 тыс. условных булок в день. Причем, как свидетельствуют ответы руководителей хлеботоргующих предприятий города, этот спрос в целом удовлетворяется. Так, 75,7% руководителей считают, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворяется полностью, 4,3% руководителей отметили, что спрос удовлетворяется по отдельным ассортиментным позициям, и лишь в каждом пятом магазине указали на несоответствие предложения реальному спросу покупателей.

       Анализ ответов потребителей позволил также выявить наличие сезонных колебаний в объеме спроса, предъявляемого населением на хлеб. На это указали 80% опрошенных респондентов. Сезонные колебания спроса проявились в некотором увеличении объема потребления хлеба и хлебобулочных изделий в осенне-зимний период, причем наибольший пик потребления приходится на начало осени и, по некоторым оценкам, конец зимы. Одновременно объем потребления в летний период несколько сокращается, что связывалось с сезонными изменениями в структуре потребления (в пользу овощей и фруктов). В то же время, в течение летнего периода респондентами было отмечено наличие роста объемов покупок в предвыходные дни, это связывалось с маятниковой миграцией населения в пригороды, приходящиеся на пятницу - воскресенье.

      Анализ ответов потребителей позволил выявить следующие тенденции в развитие потребления хлеба и хлебобулочных изделий за последние три года. Данный результат объясняется особенностями формирования структуры потребления в малообеспеченных семьях, возникшей с введением свободных цен на большинство потребительских (в том числе, продовольственных) товаров и услуг.

Либерализация цен хотя и привела к появлению многих видов потребительских товаров, вместе с тем, обусловила значительные негативные явления в потребительской сфере. Вследствие роста цен и снижения реального платежеспособного спроса населения изменилась структура питания прежде всего этой группы населения: сократилось потребление мясных, молочных и рыбных продуктов и увеличилось потребление хлебопродуктов, ставших относительно дешевыми по сравнению с другими продовольственными товарами.

     Большее число опрошенных покупателей (45,8%) указали, что потребление хлеба и хлебопродуктов в их семьях за последние три года не изменилось. О снижении потребления хлеба за этот период заявили лишь 25,2% опрошенных покупателей, проживающих в городе Хабаровске, что можно связать как с попытками оптимизировать потребление хлеба, так и с периодом его выпечки в домашних условиях.

      В целом, сравнение данных о потреблении хлеба и хлебобулочных изделий, полученных в ходе анкетного опроса потребителей, с данными об изменении объема реализации хлеботоргующих предприятий, полученных в ходе опроса экспертов, позволяют сделать следующий общий вывод:  за последние три года не произошло резкого сокращения общего объема спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, а наметилась тенденция к его перераспределению по субъектам хлебного рынка в пользу хлебных ларьков и т.п.

      Предположительно, вышеобозначенные тенденции сохранят свое действие в краткосрочной перспективе и усилятся в долгосрочной в случае отсутствия регулирующего воздействия со стороны органов исполнительной власти города на процессы формирования спроса и потребления хлеба и хлебопродуктов.

      По результатам анкетного опроса потребителей были выявлены следующие потребительские предпочтения: согласно ответам потребителей, в среднем по городу среднестатистический покупатель приобретает 1,75 сорта хлеба и хлебобулочных изделий из имеющихся в наличии 9 сортов. При этом опрос выявил наличие разброса потребительских предпочтений по сортам в зависимости от территориального признака. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что количество предпочитаемых потребителями сортов хлеба и хлебобулочных изделий находятся в тесной прямой зависимости от качества сортов, реализуемых хлеботоргующими предприятиями соответствующего района города, и в значительной мере формируются под влиянием проводимой магазинами ассортиментной политики.

       По данным спроса, наибольшей популярностью у потребителей пользовался хлеб различных белых сортов (52,6% респондентов). Второе по популярности место занимает хлеб различных ржаных сортов (43,4% респондентов). Хлеб серых сортов особой популярностью у потребителей не пользовался. Лишь 3,1% респондентов делали выбор в его пользу. И еще 0,9% опрошенных покупателей не высказали каких-либо особых предпочтений при выборе сорта хлеба. Согласно ответов респондентов, фактически приобретаемый ими в магазине сорт хлеба, как правило, соответствовал структуре их потребительских предпочтений. В числе факторов, определяющих структуру потребительских предпочтений в Хабаровске, респондентами были названы причины субъективно-психологического характера: привычки, вкусовые предпочтения, соображения медицинского характера (рекомендации врачей, количество калорий и витаминов). Причем ценовой фактор на структуру потребительских предпочтений по сортам (вопреки распространенному мнению), как правило, существенного влияния не оказывал.

      В результате опроса было выявлено, что 2% опрошенных покупателей не приобретают кроме хлеба никаких хлебобулочных изделий. Анализ ответов респондентов, приобретающих хлебобулочные изделия, позволил выявить следующую структуру их потребительских предпочтений (таблица 3).

     

Таблица 3 - Структура потребительских предпочтений населения города Хабаровска по хлебобулочным изделиям (кроме хлеба).

    Вид хлебобулочных  изделий Доля потребителей, предпочитающих данный вид, %
    Батон (любой) 46,0
    Булочки, рожки и т.п. 29,8
    Печенье 11,0
    Пряники 9,8
    Кексы, пирожки 3,0
    Сухари, баранки 0,4
    Итого 100

 

      Следует отметить, что структура потребительских предпочтений по хлебобулочным изделиям была выявлена по структуре фактических приобретений.

Проведенный анкетный опрос обнаружил предпочтения потребителей по поставщикам.

      Большинство потребителей (66,7%) предпочитают приобретать в магазинах хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. Однако 7% опрошенных не отдают предпочтение продукции какого-либо конкретного поставщика, и все же, 93,0% респондентов отметили, что обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. Частные пекарни пока что не пользуются значительной популярностью у потребителей, что объясняется как сложившимся стереотипом покупательского поведения, так и отсутствием широкой сети удобно расположенных торговых точек у этих субъектов рынка.

     Подавляющее число потребителей (93,2%), по результатам опроса, не выпекало хлеб в домашних условиях. В числе причин, по которым они отказывались заниматься выпечкой хлеба в домашних условиях, были названы:

- отсутствие такой необходимости;

- отсутствие  условий;

- нехватку  времени;

- невыгодность  этого процесса по сравнению  с покупкой готового хлеба.

       Лишь 6,8% респондентов отметили, что они выпекают хлеб в домашних условиях, причем подавляюще большинство из них делает это изредка. Основными причинами, побуждающими заниматься этим, были лучшие вкусовые качества выпеченного в домашних условиях хлеба, а также такой фактор, как увлечение этим процессом (хобби).

      Анализ текущего состояния рынка хлебобулочных изделий города Хабаровска позволяет нам судить о том, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия в целом по городу удовлетворяется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Данная работа посвящена изучению спроса, его анализу и прогнозированию, т.к. спрос в настоящее время актуальная тема, от его факторов, изменения, и тенденций в будущем зависит состояние экономики, продажа товаров, оказание услуг.

    Первым  направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя  на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

     Прогноз спроса на товар по отрасли, региону  или стране характеризует потенциал рынка товара. С учетом знаний о конкурентах и импорте такой прогноз способствует принятию правильного решения: во-первых, по регулированию экономическими  процессами  на уровне государства, региона, отрасли; во-вторых, по формированию стратегии деятельности фирмы.

    Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детерминированности и неопределенности его будущего развития, постольку  оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому прогнозирование спроса завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития спроса в прогнозируемом периоде.

Информация о работе Анализ и прогнозирование спроса