Ассортиментная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Рыночный успех за последние года определяется как главный критерий оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной стратегии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и содержание ассортиментной стратегии………………...6
1.1 Понятие товарного ассортимента и номенклатуры………………………6
1.2 Формирование товарного ассортимента…………………………………..7
1.3 Управление ассортиментом как составной частью товарной политики предприятия……………………………………………………………………...12
1.4 Значение ассортиментной стратегии для фирмы и её виды…………….16
1.5 Этапы разработки ассортиментной стратегии…………………...............24

Работа состоит из  1 файл

курсовик (2).doc

— 327.50 Кб (Скачать документ)

3 этап. Организационное построение компании, оформление бизнес-процесс, подбор и обучение персонала. Определив свою стратегию, начинается проработка более мелких понятий ассортимента – групп, категорий, основных брендов и торговых марок. Начинается формирование пула поставщиков. Всю эту работу делают люди, наемные сотрудники. Здесь и начинаются технологии управления, взаимодействия, распределения товаров, обслуживания покупателей, открытия новых магазинов, подбора и обучения персонала… Проблема этого этапа в том, что этап стратегический, а полностью его закончить никогда не удается: компания - это живой, развивающийся организм. Тут скрывается большинство проблем российских компаний – невнятная организационная структура, текучка кадров, неправильная мотивация; сбои в процессах;  воровство, невозможность контроля…

Именно поэтому важно  понять структуру компании, иерархию, определить основные бизнес-процессы и взаимодействие людей. Если говорить о категорийном менеджменте, то именно здесь и проявляется его стратегическая функция - организационное построение компании.

4 этап. Структурирование ассортимента, оформление матрицы, выделение категорий. Это уже тактика. Эта работа длится всю жизнь компании – ввод и вывод товарных позиций, развитие тех или иных категорий и видов товаров, ввод и вывод торговых марок и брендов… Какие роли играет тот или иной товар в нашем ассортименте? Будем мы продавать этот товар во всех магазинах или только в супермаркетах? Какой бренд лучше развивать? Кому отдать лучшее место в магазине? Кому первому оплатить задолженность? Ответы на эти вопросы нужно давать каждый день. Это и есть управление.

5 этап. Разработка системы мерчандайзинга, ценообразования, продвижения товаров. После того, как ассортимент «устоялся», приобрел стабильность, можно начинать выстраивать тактическое управление – систему ценообразования, стандарты выкладки, технологию проведения рекламных акций. Правильность тактического управления определяется уровнем развития и квалификации персонала – смотри шаг 3-й, стратегический. Если там совершена была ошибка, именно здесь мы ее почувствуем.

6 этап. Анализ эффективности ассортиментной и ценовой политики. И вот результаты нашего труда. Здесь мы отчетливо видим, проведя анализ оборота, прибыли, оборачиваемости, процента неликвидного товара, съема с квадратного метра и других показателей, насколько эффективно мы работаем.

 

Глава 2. Ассортиментная стратегия  на примере предприятия ОАО «Астел»

 

Полное название анализируемой  организации: Открытое акционерное общество "Астел".

Сокращенное название: ОАО "Астел", г. Москва.

Адрес: 140411 г. Москва, ул. Текстильщиков, 42.

Общество является юридическим  лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с даты его регистрации. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указанием его нахождения, штамп, эмблему, товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке и другие средства визуальной идентификации.

Ассортимент реализуемой  продукции представлен различными видами сотовых телефонов, а также всевозможных аксессуаров к ним:

-  сотовые телефоны;

-  чехлы к сотовым телефонам;

-  гарнитуры;

-  зарядные устройства;

-  смартфоны;

-  цифровые фотоаппараты и др.

Мобильность, стремительность - важнейшие преимущества ОАО «Астел» на современном быстроменяющемся рынке цифровых услуг. Их ассортимент товаров и услуг способен удовлетворить самых требовательных клиентов. Ведь наряду с уже привычными для всех мобильными телефонами ведущих брендов, ассортимент выделяется наличием расширенного спектра цифровой техники:

-  портативные mp3 - и HDD-плееры;

-  игровые приставки и игры к ним;

-  портативные DVD-проигрыватели;

-  портативные компьютеры и коммуникаторы;

-  GPS-модули и навигаторы;

-  радиостанции;

-  цифровые фотокамеры и зеркальные фотокамеры;

-  видеокамеры.

Кроме того, компания "Астел" предлагает:

-  услуги по качественной печати фотографий с различных цифровых носителей в собственной профессиональной фотолаборатории;

-  оплату купленного оборудования кредитными картами всех платежных систем;

-  продажу товаров в кредит в нескольких банках на выбор;

-  прием платежей без комиссии;

-  услуги по настройке и наладке оборудования;

-  заказ товара через интернет-магазин или сразу в салоне;

-  если товара нет в наличии на момент заказа бесплатная доставка заказанного.

На сегодняшний день компания "Астел" уверенно занимает одно из лидирующих мест в мобильном ритейле Москвы, Московской области и всего Центрального Федерального Округа по количеству подключений к операторам сотовой связи и продажам телефонов.

Таблица 1. Ассортимент продукции (фрагмент) на предприятии ОАО "Астел"

 

Наименование товаров

1. Мелкоопт

2. Оптовые

3. Крупноопт

 
 

(включая НДС) 

(включая НДС) 

(включая НДС) 

 

04. Телефоны Б/У

       

Alcatel

       

Моб. телефон Alcatel ELLE

1600,00 руб. 

1500,00 руб. 

1400,00 руб. 

 

LG

       

Моб. телефон LG G5220

700,00 руб. 

650,00 руб. 

600,00 руб. 

 

Моб. телефон LG KG270

700,00 руб. 

650,00 руб. 

600,00 руб. 

 

Моб. телефон LG KP200

950,00 руб. 

900,00 руб. 

850,00 руб. 

 

Motorola

       

Моб. телефон Motorola E398

2 000,00 руб. 

1 950,00 руб. 

1 900,00 руб. 

 

Моб. телефон Motorola L6

2 300,00 руб. 

2 250,00 руб. 

2 200,00 руб. 

 

Моб. телефон Motorola RAZR V3i

3 100,00 руб. 

3 000,00 руб. 

2 900,00 руб.

 

Моб. телефон Motorola V600

1 350,00 руб. 

1 300,00 руб. 

1 250,00 руб. 

 

Моб. телефон Motorola V620

1 400,00 руб. 

1 350,00 руб. 

1 300,00 руб. 

 

Моб. телефон Motorola V635

1 500,00 руб. 

1 450,00 руб. 

1 400,00 руб. 

 

NEC

       

Моб. телефон NEC E949

2 000,00 руб. 

1 900,00 руб. 

1 800,00 руб. 

 

Nokia

       

Моб. телефон Nokia 1110

1 000,00 руб. 

950,00 руб. 

900,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 1600

1 300,00 руб. 

1 200,00 руб. 

1 150,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 2610

1 400,00 руб. 

1 300,00 руб.

1 250,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 3230

3 200,00 руб. 

3 100,00 руб. 

3 000,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 3250

5 100,00 руб. 

5 000,00 руб. 

4 900,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 5200

3 000,00 руб. 

2 900,00 руб. 

2 800,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 5300

3 600,00 руб. 

3 500,00 руб. 

3 400,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 5500

3 800,00 руб. 

3 700,00 руб. 

3 600,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6170

2 400,00 руб. 

2 300,00 руб. 

2 200,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6230i

3 200,00 руб. 

3 100,00 руб. 

3 000,00 руб.

 

Моб. телефон Nokia 6233

4 600,00 руб. 

4 500,00 руб. 

4 400,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6270

4 200,00 руб. 

4 100,00 руб. 

4 000,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6280

4 800,00 руб. 

4 700,00 руб. 

4 600,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6288

4 900,00 руб. 

4 800,00 руб. 

4 700,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6290

5 300,00 руб. 

5 200,00 руб. 

5 100,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6630

3 400,00 руб. 

3 300,00 руб. 

3 200,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6670

3 600,00 руб. 

3 500,00 руб. 

3 400,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 6680

3 800,00 руб. 

3 700,00 руб. 

3 600,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 7200

1 500,00 руб. 

1 450,00 руб. 

1 400,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 7360

2 300,00 руб. 

2 200,00 руб. 

2 100,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 7370

3 600,00 руб. 

3 550,00 руб. 

3 500,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 7373

3 700,00 руб. 

3 600,00 руб. 

3 550,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 7380

2 200,00 руб. 

2 100,00 руб. 

2 000,00 руб. 

 

Моб. телефон Nokia 7610

3 400,00 руб. 

3 300,00 руб. 

3 200,00 руб. 

 

Моб. телефон Pantech G300

1 000,00 руб. 

950,00 руб. 

900,00 руб. 

 

Philips

       

Моб. телефон Philips 180

630,00 руб. 

590,00 руб. 

550,00 руб. 

 

Моб. телефон Philips 960

2 100,00 руб. 

2 000,00 руб. 

1 900,00 руб. 

 

Моб. телефон Philips S200

630,00 руб. 

590,00 руб. 

550,00 руб.

 

Моб. телефон Philips S220

800,00 руб. 

750,00 руб. 

700,00 руб. 

 

Моб. телефон Philips S800

1 450,00 руб. 

1 400,00 руб. 

1 300,00 руб. 

 

Моб. телефон Philips S890

1 900,00 руб. 

1 800,00 руб. 

1 700,00 руб. 

 

Моб. телефон Philips Xenium 9@9d

1 800,00 руб.

1 700,00 руб. 

1 500,00 руб. 

 

Моб. телефон Philips Xenium 9@9h

1 050,00 руб. 

1 000,00 руб. 

950,00 руб. 

 

Rover

       

Моб. телефон Rover PC M1

2 400,00 руб. 

2 300,00 руб. 

2 200,00 руб. 

 

Samsung

       

Моб. телефон Samsung C250

1500,00 руб. 

1450,00 руб. 

1400,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung C260

1100,00 руб. 

1050,00 руб. 

1000,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung C300

1400,00 руб. 

1350,00 руб. 

1300,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung D520

3 800,00 руб. 

3 300,00 руб. 

3 200,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung D720

3 100,00 руб. 

3 000,00 руб. 

2 900,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung D730

3 100,00 руб. 

3 000,00 руб. 

2 900,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung X520

2 300,00 руб. 

2 250,00 руб. 

2 200,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung X830

3 100,00 руб. 

3 000,00 руб.

2 900,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung U600

4 800,00 руб. 

4 700,00 руб. 

4 600,00 руб. 

 

Моб. телефон Samsung Z540

4 400,00 руб. 

4 300,00 руб. 

4 200,00 руб. 

 

Siemens

       

Моб. телефон Benq-Siemens CF61

1 900,00 руб. 

1 800,00 руб. 

1 700,00 руб.

 

Моб. телефон BenqSiemens EL71

2 100,00 руб. 

2 000,00 руб. 

1 900,00 руб. 

 

Моб. телефон Siemens A31

900,00 руб. 

870,00 руб. 

850,00 руб. 

 

Моб. телефон Siemens AF51

1 700,00 руб. 

1 600,00 руб. 

1 500,00 руб. 

 

Моб. телефон Siemens CX65

1 200,00 руб.

1 150,00 руб. 

1 100,00 руб. 

 

Моб. телефон Siemens CX75

1 900,00 руб. 

1 850,00 руб. 

1 800,00 руб. 

 

SonyEricsson

       

Моб. телефон SonyEricsson K200

1 450,00 руб. 

1 400,00 руб. 

1 350,00 руб. 

 

Моб. телефон SonyEricsson K220

1 550,00 руб. 

1 500,00 руб.

1 450,00 руб. 

 

Моб. телефон SonyEricsson Z610

3 700,00 руб. 

3 600,00 руб. 

3 500,00 руб. 

 

Моб. телефон SonyEricsson Z710

4 200,00 руб. 

4 100,00 руб. 

4 000,00 руб. 

 

Voxtel

       

Моб. телефон Voxtel BD38

1 000,00 руб. 

950,00 руб. 

900,00 руб.

 

Моб. телефон Voxtel RX11

680,00 руб. 

640,00 руб. 

550,00 руб. 

 

Моб. телефон Voxtel SC10

950,00 руб. 

900,00 руб. 

850,00 руб. 

 

Моб. телефон Voxtel V100

1 550,00 руб. 

1 500,00 руб. 

1 450,00 руб. 

 

Моб. телефон Voxtel V350

1 350,00 руб. 

1 300,00 руб.

1 250,00 руб. 

 

Моб. телефон Voxtel VS600

1 650,00 руб. 

1 600,00 руб. 

1 550,00 руб. 

 

Моб. телефон Voxtel VS800

1 800,00 руб. 

1 750,00 руб. 

1 700,00 руб. 

 

Моб. телефон Voxtel W210 stainless

1 700,00 руб. 

1 650,00 руб. 

1 600,00 руб. 

 

 

Как мы видим из табл.1, наибольший ассортимент составляют сотовые телефоны компании Nokia, Samsung и Siemens. Наименьший ассортимент - Voxtel, Motorola, LG, Philips.

Наиболее популярны и востребованны телефоны Nokia (45,9% от общего объема продаж), затем Samsung, которые в последнее время становятся популярнее (29,1%), затем Motorola (15,9%), далее сотовые телефоны Philips (7,8%). Наименее востребованными и популярными оказались сотовые телефоны марки Voxtel (1,3%), данные телефоны можно отнести к редкой категории, т.к многие торговые предприятия отказались от ассортимента данного вида сотовых телефоноф ввиду очень низкого уровня объема продаж.

Кроме того, на уровень  продаж влияет сезонность товара. Так, наибольший объем продаж любого вида телефонов приходится на лето, наименьший - на зиму.

Для того, чтобы проанализировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции. Результаты анализа динамики обновляемости продукции предприятия ОАО "Астел" приведены в таблице 2.

 

 

Таблица 2. Динамика обновляемости продукции ОАО "Астел"

Основные показатели

Года

 

2003

2004

2005

2006

2007

1. Количество наименований  реализуемой продукции (тыс. шт)

14

16

20

26

35

2. Количество вновь реализуемой продукции (тыс. шт)

3

4

7

9

15

3. Коэффициент обновляемости  продукции

0,21

0,25

0,32

0,3

0,42


 

Из данных таблицы  можно сделать вывод, что коэффициент  обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб. ср=0,308), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров.

Одной из новинок в  продажах компании можно считать Bluetooth-гарнитуру Motorola H780, она заключена в стильный корпус с металлической окантовкой. Производитель наделил новинку своей фирменной технологией CrystalTalk, которая предназначена для подавления окружающих шумов и позволяет разговаривать в шумном месте. В дополнение к ней гарнитура оснащена двойной системой шумоподавления и эхоподавления.

Далее рассмотрим поставщиков  предприятия ОАО "Астел", они  представлены в табл.3.

 

Таблица 3. Список поставщиков ОАО "Астел"

Поставщики

Удельный вес поставок на предприятие (%)

 

ОАО "Слайдер"

43

 

ОАО "АСС"

21

 

ЧП "Интертелеком"

8

 

ООО "Сотосвязь"

19

 

АО "Рассвет"

2,6

 

ЧП "АВС"

6,4

 

 

Наибольшим поставщиком продукции является ОАО "Слайдер" (43%), затем ОАО "АСС" (21%) и ЧП "Интертелеком" (19%), далее ООО "Сотосвязь" (8%) и наименьшими по объему являются ОА "Рассвет" (2,6%) и ЧП "АВС" (6,4%).

Далее проанализируем важнейшие  показатели ассортиментной политики - ширину ассортимента, полноту ассортимента, глубину ассортимента, новизну ассортимента.

Ширина ассортимента - это количество ассортиментных групп товаров, предлагаемых данным предприятием. Она может оцениваться коэффициентом ширины. В обобщенном виде формула его расчета имеет вид (формула 1):

Кш = Гф/Гбаз (1), где

 

Гф - фактическое количество групп товаров, находящихся в  продаже,

Гбаз - общее (базовое) количество ассортиментных групп.

Ширина ассортимента сотовых телефонов на предприятии ОАО "Астел".

Кш = 4/9 = 0,44.

Полнота ассортимента - количество видов товаров, имеющихся в ассортименте предприятия.

Она характеризуется  коэффициентом полноты ассортимента (формула 2):

 

Кп = Вф / Вбаз, (2), где

 

Вф - фактическое количество видов товаров, представленных в  ассортименте предприятия,

Вбаз - количество видов  товаров по базе.

Полноту ассортимента в ОАО "Астел"

Кп = 4/5 = 0,8.

Коэффициент 0,8 - является хорошим показателем полноты  ассортимента.

Глубина ассортимента - это число разновидностей товаров по каждому виду товаров.

Глубину можно оценить  коэффициентом глубины (формула 3):

 

Кг = Рф / Рбаз (3), где

 

Рф - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся  в продаже, Рбаз - количество разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Глубина ассортимента в ОАО "Астел"

Кг = 49/56 = 0,875.

Коэффициент 0,875 - является хорошим показателем глубины  ассортимента, это означает что, при 56 разновидностях товара на предприятии в наличии присутствуют 49.

Новизна ассортимента определяется появлением новых разновидностей и видов товаров за определенный период времени. Она характеризует способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся желания и предпочтения покупателей за счет появления новинок, диверсифицировать предприятие. Новизну можно оценить по коэффициенту обновления. Небольшой анализ обновления был представлен ранее в табл.2.

Для анализа прибыльности товаров рассмотрим табл.4.

 

Таблица 4. Отчет о прибыльности товаров ОАО "Астел" за 2009 г.

Показатели

Сотовые телефоны Samgung

Сотовые телефоны Nokia

Сотовые телефоны Philips

Сотовые телефоны Siemens

Сотовые телефоны Voltex

Всего по предприятию

1

2

3

4

5

6

7

Количество проданных единиц товара, т. шт.

5

10

6

3

1

25

Количество упаковок, т. шт.

5

5

2

3

1

16

Выручка от продажи товаров, т. р.

110

120

90

60

24,3

404,3

Производственная себестоимость товаров, т. р.

55

60

56

44

19,3

234,3

Коммерческие расходы:

           

Оплата торговых агентов

11,0

12

9

5

3

40

Канцелярские расходы

4,4

4,4

1,7

0,9

0,5

11,9

Расходы на рекламу

7,7

15,2

9,1

4,8

1,32

38,12

Прочие расходы

5,0

5,0

2,0

1,1

0,7

13,8

Админ. расходы

8,6

17,1

10,3

3,9

2,0

41,9

Полная Себест., т. р.

91,7

113,7

88,1

52,5

21,3

367,3

Прибыль (убыток) от продажи, т. р.

18,3

6,3

1,9

7,5

3

37

Информация о работе Ассортиментная стратегия предприятия