Маркетинг в различных сферах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение маркетинга с различных сферах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить понятие и сущность маркетинга;
- рассмотреть функции и цели маркетинга;
- определить основные виды маркетинговой деятельности;
- исследовать маркетинг в отраслях промышленности;
- изучить маркетинг в социально-культурной сфере;
- проанализировать маркетинг в сфере услуг;
- рассмотреть тенденции развития маркетинга;
- изучить маркетинг в современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности……………..5
1. Понятие и сущность маркетинга………………………………………...5
2. Функции и цели маркетинга……………………………………………...8
3. Основные виды маркетинговой деятельности………………………...12
2. Маркетинг в различных сферах деятельности……………………………….16
1. Маркетинг в отраслях промышленности………………………………16
2. Маркетинг в социально-культурной сфере…………………………..21
3. Маркетинг в сфере услуг………………………………………………..25
3. Современные тенденции маркетинговой деятельности……………………..31
1. Тенденции развития маркетинга………………………………………..31
2. Маркетинг в современной России……………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

маркетинг в различных сферах деятельности.docx

— 80.11 Кб (Скачать документ)

     В-третьих, воздействие на производственный процесс  с целью стимулирования, обновления и совершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой  продукции.

     И в-четвертых - это активный поиск  новых рынков сбыта (рыночных сегментов, окон и ниш), расширение существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической  эффективности рыночных отношений.

     Цели  маркетинга определяют и его основные принципы,  в частности:

     - производство продукции основывается на детальном знании потребностей покупателей (клиентов), внутренней и внешней рыночной ситуации, реальных возможностей производителя;

     - максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей достигается обеспечением их всеми необходимыми средствами для решения конкретных проблем, что достигается изучением спроса и реализацией товаров и услуг на конкретных рынках в запланированных объемах,  в намеченные сроки;

     - обеспечение прибыльности производства и коммерческой деятельности благодаря постоянной разработке и практической реализации новых научно-технических идей для подготовки и обеспечения производства перспективных для рынка товаров, услуг;

     - единство стратегии и тактики поведения рыночных экономических структур в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на их формирование и  стимулирование.

     Современному  маркетингу свойственно не просто влиять на запросы потребителей посредством  рекламных кампаний или иными  путями, но напрямую воздействовать на изменения их пожеланий, пристрастия  и предпочтения. При этом заметим, что ушли в прошлое времена  рынка производителей, когда именно они играли первую скрипку. Для современной  экономики свойственна ситуация рынка потребителей, когда не покупатели ищут товар, а производители товаров, услуг конкурируют за покупателей [6, c.127].

     Сформулируем  основные элементы организации маркетинговой  деятельности:

     - оперативное и достоверное выявление существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посредством комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;

     - эффективная организация научно-исследовательской деятельности по созданию новых образцов и моделей продукции, а также гибкая организация производства соответствующих товаров, услуг, удовлетворяющих большинство запросов потребителей;

     - координация и планирование производства и финансирования;

     - создание и совершенствование рациональной системы сбыта и распределения продукции;

     - последовательное регулирование и корректирование в соответствии с изменяющимися обстоятельствами всей деятельности, включая управление производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим, сервисным и гарантийным обслуживанием, другими услугами в рамках мероприятий по расширению сбыта.

     Нетрудно  отсюда заметить, что маркетинг - это  наука, которая находится на стыке  между экономикой, социологией и  управлением. Основной ее целью является обеспечение оптимальной скорости продвижения изделий на всем пути от производителя к потребителю, при которой сочетались бы наиболее выгодные темпы продажи и оборачиваемости  товаров, а также минимальные  затраты на хранение запасов, с одной  стороны, и способность полностью  и своевременно удовлетворять покупательский спрос - с другой.

     Жизнь показала, что переход к рыночной системе хозяйствования не может  быть успешным, если на вооружение не принять  весь инструментарий рынка с учетом, естественно, специфических особенностей России. И прежде всего это относится  к маркетингу, обеспечивающему комплексный  подход к решению хозяйственных  проблем, связанных с рыночной деятельностью, и охватывает все стадии движения товаров и услуг, начиная с  изучения потребностей и спроса, производства, доведения товаров до конечного  потребителя и завершая организацией послепродажного обслуживания.

     В современном мире рыночная конкуренция  становится все более жесткой, однако не на базе фактора цены, а в результате появления все более изощренных, тонких методов и форм соперничества  фирм на рынке. Выживание предприятия  обуславливается действием факторов более долгосрочного порядка, нежели только экономия на прямых или накладных  расходах.

     В условиях информационного взрыва предприятия  вынуждены уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов и улучшение  своего финансового положения куда больше внимания, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Кроме того, опыт показал, что снизить уровень производственных расходов в компании ниже определенного предела практически невозможно [2, c.218].

     Таким образом, в нашу эру, когда новые конкретные нужды и, запросы потребителей быстро становятся достоянием большинства стран и чрезвычайно индивидуализированы, а сами рынки становятся очень, разнообразными по своей структуре, предприятие, если оно стремится к преуспеванию на рынке, просто вынуждено неукоснительно следовать правилу: делать ставку, прежде всего, на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя, естественно, между тем и другим существует взаимосвязь). Все рынки ныне разделены на множество сегментов. Специализация достигла такого уровня, когда остается очень мало пространства между смежными сегментами одного и того же рынка. 

     1.3. Основные виды маркетинговой деятельности 

     При всем многообразии мероприятий и  составных элементов маркетинга существуют несколько основных его  видов. Это прежде всего маркетинг, ориентированный на продукт, изделие  или услугу. Он нацеливает на совершенствование  производства, выпуск большого количества улучшенных и все более дешевых  товаров, чтобы наполнить рынок. Вместе с тем, практика свидетельствует, что в последнее время ключевое значение приобретает не просто разработка принципиально нового изделия, а  создание такого продукта или вида услуг, которое положило бы начало формированию новой сферы промышленной деятельности. Именно в этом случае предприятие  может рассчитывать на достижение приемлемого  уровня издержек производства и снижение степени риска при осуществлении  своих инвестиционных программ.

     Особую  роль в современном мире приобретает  маркетинг, ориентированный на потребителя. Это очень важно для нас, так  как он наиболее предпочтителен для  небольших компаний. При ориентации на данный метод маркетинга обычно прежде всего выясняют, что покупают потребители, их запросы и чаяния. Изучая пожелания потребителей, важно  точно определить, что потребитель хочет и что наверняка будет им куплено. Однако, те, кто ориентируется только на запросы потребителя, тоже рискует. Если, например, фирма нашла потребителей, но не имеет нужного ей продукта,  то результата еще нет.

     Поэтому для формирующегося рынка России наиболее приемлем сегодня так называемый маркетинг-микс, включающий в себя изучение и использование всех факторов, воздействующих на рынок, а также взаимодействия четырех "П" - "продакт", "прайс", "плейс", "промоушн" (товар, цена, его место на рынке, система мероприятий  по его продвижению). Данный подход означает обеспечение взаимосвязи  финансовых, сырьевых, кадровых и других возможностей предприятия с нуждами  потребителей. Маркетинг-микс гарантирует  комплексное воздействие всех внутренних и внешних факторов на рынок [12, c.156].

     Он  охватывает основные элементы маркетинга:

     - политика продукта: товар, который рассматривается как часть ассортимента. При этом товар, его характеристики оцениваются со всех сторон;

     - политика цен: изучение всех факторов и условий продаж, существующих по отношению к данному товару, фирме;

     - политика распределения: средства доставки товара на рынок, складирование, каналы распространения товаров;

     - политика коммуникативности: реклама, средства продвижения товара, мероприятия для создания благоприятного общественного мнения о фирме и др.

     Маркетинг-микс реализовать на практике конечно  сложнее. Но России, ее менеджерам, предпринимателям, банкирам предстоит осваивать самые  современные приемы и методы управления, чтобы быстрее ликвидировать  дистанцию между состоянием ее сегодняшней  экономики и уровнем хозяйства  промышленно-развитых стран.

     Если  основное - хорошо познать и понять клиента, его пожелания, его покупательную  способность, чтобы товар или  услуга по всем параметрам точно ему подходили, то следующей проблемой является определение наиболее удачного набора маркетинговых средств, гармонично увязанных друг с другом, чтобы с его помощью добиться максимального воздействия на рынок, на покупателя.

     Для решения такой задачи необходимо:

     - производство продукции, услуг, основанное на детальном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;

     - наиболее полное удовлетворение пожеланий покупателя, обеспечение его всем необходимым для решения его конкретных проблем;

     - эффективная реализация продукции и услуг на конкретных рынках, в запланированных фирмой объемах и в намеченные сроки;

     - обеспечение долговременного рыночного эффекта (достаточной прибыльности) всей производственно -коммерческой деятельности предприятия, что предполагает наличие постоянного задела научно-технических идей и разработок для подготовки производства товаров рыночной новизны;

     - достижение единства стратегии и тактики производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном активном воздействии на формирование и стимулирование потребностей [15, c.79].

     Таким образом, подытоживая сказанное, можно  с достаточным основанием подходить  к маркетингу как к управленческой деятельности. Суть этой деятельности состоит в том, что она направлена на ориентацию производства на создание таких видов продукции, которые  отражают требования определенных рынков. Рыночный спрос изучается и кладется в основу деятельности фирмы с  расчетом, что созданный товар  будет реализован с помощью операций обмена и сможет обеспечить удовлетворение потребностей (производственных и личных). Отсюда и требования к научно-исследовательским  работам, конструкторским и проектным  разработкам, принятию инвестиционных решений и решений в области материально-технического снабжения (производственной кооперации). Отсюда и необходимость конкретно-определенного мышления (рыночного), позволяющего обеспечить соответствующий подход на всех стадиях создания и сбыта таких видов продукции, которые отвечают рыночному спросу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Маркетинг в различных сферах деятельности
 
     
    1. Маркетинг в отраслях промышленности
 

     Промышленный  маркетинг — это продажа товаров и услуг промышленным и институциональным клиентам. К ним относятся компании-производители, правительственные учреждения, коммунальные предприятия, образовательные и медицинские учреждения, оптовые и розничные продавцы, а также другие организации.

     По  сути, промышленный маркетинг поддерживает функционирование экономики, поставляя продукты и услуги, которые требуются заводам, офисам, правительственным учреждениям, больницам, университетам и другим поставщикам товаров и услуг. По приблизительным оценкам специалистов, масштаб финансовых операций в промышленном маркетинге, по меньшей мере, вдвое превышает денежный оборот в сфере потребительских покупок. Это объяснимо, если принять во внимание протяженность и сложность цепочки операций на промышленном рынке, предшествующих производству и продаже потребительского продукта (скажем, рубашки или банки консервированного супа). Начальным звеном цепочки является сырье, полученное с фермы, из леса, из шахты или океана. Цепочка почти всегда пересекает национальные границы в нескольких точках. Так как все производители зависят от других производителей товаров и услуг, эта цепочка является практически бесконечной [8, c.95].

Информация о работе Маркетинг в различных сферах деятельности