Маркетинговое исследование рынка Анапа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапе.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- рассмотреть туристско-ресурсный потенциал города Анапы;
- провести маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.

Объектом исследования выступает город-курорт федерального значения Анапа Краснодарского края как туристский регион с устойчивой специализацией.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления формированием и развитием регионального туристского комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Туристско-ресурсный потенциал города Анапы……………………….6
1.1. Общие сведения о городе Анапе………………………………………....6

1.2. Маркетинговое исследование туризма на курорте Анапа………………8

1.3. Маркетинговое исследование инвестиционной деятельности, средств размещения и транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае и городе Анапе………………………………………………………………………..............13

2. Маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа……………………………………………………………………….22

2.2. Исследование достопримечательностей и гостиницы Анапы………...22
2.2. Обзор основных экскурсий в городе Анапа…………………………….26

2.3. Исследование спроса на экскурсионные услуги города Анапы среди российских туристов ………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………...37

Список использованной литературы……………………………………...39

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая дораб.. Маркетинговое исследование рынка туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание 
 
 
 

    Введение………………………………………………………………………...3

    1. Туристско-ресурсный  потенциал города  Анапы……………………….6

    1.1. Общие сведения о городе  Анапе………………………………………....6

    1.2. Маркетинговое исследование туризма на курорте Анапа………………8

    1.3. Маркетинговое исследование инвестиционной деятельности, средств размещения и транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае и городе Анапе………………………………………………………………………..............13 

    2. Маркетинговое исследование  туристско-экскурсионных  услуг в городе  Анапа……………………………………………………………………….22

    2.2. Исследование достопримечательностей  и гостиницы Анапы………...22

    2.2. Обзор основных экскурсий в городе Анапа…………………………….26

    2.3. Исследование спроса на экскурсионные  услуги города Анапы среди  российских туристов ………………………………………………………………31 

    Заключение…………………………………………………………………...37 

    Список  использованной литературы……………………………………...39 

    Приложение 
 
 
 
 

    Введение 

    Туризм  в начале 21 века стал одним из ведущих  направлений социально-экономической  деятельности большинства государств, а туристическая индустрия - неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. В то же время Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, по объемам доходов от туризма, занимает еще незначительное место на мировом рынке.

   За  последнее десятилетие туризм в  России претерпел серьезные изменения, превратившись из отрасли государственной  экономики в отрасль, практически  полностью контролируемую частным  капиталом. Это, несомненно, повысило активность данной отрасли и дало широкие возможности для развития выездного туризма. Одним из главных отрицательных последствий таких изменений, стало разрушение мощной когда-то всероссийской системы управления туротраслью, обеспечивающей целостное предоставление туруслуг, а также создание и поддержание туристской инфраструктуры.

   В настоящее время на останках данной системы функционируют региональные туркомплексы, прежние методы управления которыми не позволяют им адаптироваться и активно развиваться в условиях конкуренции со стороны малых турфирм и все возрастающих покупательских требований. Разобщенность в турсфере проявляется в ориентации на сиюминутные выгоды, а не стратегические перспективы. При этом качество обслуживания туристов остается низким, а имеющийся турпотенциал регионов, используется крайне слабо.

    Актуальность  маркетинговых исследований обусловлена  тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения. В этих условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают. Требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими турпредприятиями.

    Теоретические и методологические основы изучения туристского бизнеса и практики его управления изложены в работах  таких авторов, как Азар В.И., Биржаков М.Б., Дерен И.И., Ефремова М.В., Зорин И.В., Кабушкин Н.И., Квартальное В.А. , Кузнецов Ю.В., Козырева В.М., Лукичева Л.И., Маринин М.М., Николаева С.С, Ричарде Г., Херцберг Е., Яковлева Г.А., и др.

    Маркетинговые аспекты в управлении туризмом рассмотрены  в трудах таких исследователей, как Бетисон Д., Боткина Л.В., Джоббер Д., Дурович А.П., Кириллова Н.Г., Котлер Ф., Сапрунова В.Б., Соболева Е.Н., Соболев И.А., Хоффман К., Шубаева В.Г., и др.

    Тем не менее, в работах указанных  авторов недостаточно полно изучены  вопросы комплексного маркетингового управления региональным турбизнесом на основе стратегических подходов.

    Теоретические основы маркетингового управления и  стратегического маркетинга изложены в работах Багиева Г.Л., Голубкова  Е.П., Данько Т.П., Диксона П., Котлера Ф., Ламбена Ж.-Ж., Фатхутдинова Р.А. и др. Но в данных работах отсутствует практическое применение данных основ с учетом специфики туристской деятельности.

    Формирование  системы маркетингового управления позволит интегрировать имеющиеся  ресурсы туристских предприятий региона с целью решения таких общих проблем, как исследование туристских рынков, продвижение турпродуктов региона, формирование туристского имиджа отдельных предприятий и региона в целом, формирование цепи предоставления услуг с ориентацией на конечного потребителя.

    Целью курсовой работы является маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапе.

    В соответствии с поставленной целью  были решены следующие задачи:

    - рассмотреть туристско-ресурсный потенциал города Анапы;

    - провести маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.

    Объектом  исследования выступает город-курорт федерального значения Анапа Краснодарского края как туристский регион с устойчивой специализацией.

    Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления формированием и развитием регионального туристского комплекса.

    Гипотеза: туристско-экскурсионные услуги будут  успешно развиваться, если проводить  маркетинговые исследования на данном направлении, т.е. анализировать спрос, предложение, сегментацию рынка.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

    Обоснованность  основных результатов исследования обеспечивается использованием современного инструментария - системного анализа, предполагающего изучение сложных многокомпонентных систем, объектов. В рамках системного анализа в работе применяются совокупность методов и приемов экономического исследования: графический, динамический, группировок, логический, экономико-статистический.

    1. Туристско-ресурсный потенциал города Анапы

    1.1. Общие сведения о городе  Анапе

    Город-курорт Анапа расположен на стыке Большого Кавказа и равнинной Кубано-Приазовской низменности Таманского полуострова, на берегу Черного моря, в юго-западной части Краснодарского края. Территория города составляет 98186 га, численность населения около 132,7 тыс. человек. Приморская полоса курорта тянется вдоль берега моря более чем на 80 км, половину из которых занимают галечные пляжи Малой бухты, Высокого берега, экзотические и живописные территории Государственного дендрологического и морского заказника — Большой Утриш и Малый Утриш, долины Сукко с реликтовыми можжевеловыми рощами. А совсем недалеко от морского порта берет начало протяженностью в 40 км песчаный пляж Анапы и проходит мимо курортных поселков Бимлюка, Джемете, Витязево, станицы Благовещенской. Ширина его постепенно увеличивается от 50 до 500 м, а высота песочных мигрирующих дюн достигает 15 м. Курорт известен удивительным разнообразием ландшафтов: от Кавказских предгорий, покрытых смешанным лесом, до равнинного плато, на котором расположена древняя Анапа, и низменных равнин Тамани, перемежающихся с морскими лиманами. Все это природное разнообразие объединяет Черное море, воды которого здесь самые экологически чистые на Черноморском бассейне. А длина песчаных и галечных пляжей составляет более 50 км, пологое дно которых способствует быстрому прогреванию воды солнцем, и уже в мае морская вода становится пригодной для купания. Анапские пляжи по технологическим показателям являются наиболее благоприятными для детского отдыха и купания. Разнообразие природных лечебных ресурсов создает уникальные условия для круглогодичного функционирования курорта. Анапа — это кристально чистый воздух, целебные родники минеральных вод, лиманные и сопочные грязи, превосходные виноградные вина. На 59 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной федерации водолечения и климатолечения городу Анапа присвоено звание «Лучший курортный регион 2006 года».

    Климат средиземноморского типа, умеренно влажный и теплый, с обилием солнца, особенно летом и осенью и относительно редкими пасмурными днями (обычно зимой). Среди известных курортов Черноморского побережья Анапа занимает одно из первых мест по числу солнечных дней. Этот курорт освещен солнцем почти 280 дней в году и климат сочетает в себе три уникальных типа: степной, морской и горный. Благодаря этому купальный сезон обычно продолжается с конца мая по октябрь. Температура воздуха летом как правило не превышает 30–35° С днем и не падает ниже 20–24° С ночью. Температура воды держится на уровне 20–24° С. В летнюю пору море ослабляет жару, тем самым оно выравнивает экстремальные температуры воздуха. Близость моря сказывается также на суточном ходе осадков — они выпадают в основном ночью, что позволяет днём продолжать отдыхать на пляже.

    Богатейшая природная лечебная среда Анапы уникальна даже в самом Азово-Черноморском курортном регионе: солнечный мир, блеск и ласка голубого моря, золотистые пески с эоловыми дюнами, галечные пляжи в долинах кавказских предгорий, кристально чистый воздух, целебные родники минеральных вод, лиманные и сопочные грязи, лекарства из моря, лечебные сорта столового винограда принесли заслуженную славу курорту. Ведущими лечебными факторами Анапы являются: благоприятный климат — сочетание горного и степного воздуха, минеральные источники и грязи. Отсюда подразделение курорта как климатического, грязевого, водного и бальнеологического. На курорте Анапа большое количество солнечных дней в году — 285 из 365, относительно низкая влажность воздуха — 60%, которая, например, позволяет лучше всего лечить болезни дыхательных путей и кожные болезни. Основными лечебными факторами являются минеральные хлоридные натриевые гидрокарбонатные и йодобромные воды (минеральная вода Семигорского источника используется в лечебных целях с древнейших времен), лечебные сопочные и сульфидные иловые грязи из Чембурского озера и Витязевского лимана, эффективность которых значительно выше, чем эффективность грязей на Мертвом море. Минеральные лечебные воды и иловые грязи успешно применяются в наше время для бальнеопроцедур, а также в разнообразных SPA-программах.

    В здравницах курорта лечатся пациенты с хроническими болезнями ЛОР-органов и органов дыхания нетуберкулезного характера, сердечно-сосудистой и нервной систем, хроническими незаразными заболеваниями кожи, болезнями органов пищеварения, органов опорнодвигательного аппарата, гинекологическими и урологическими заболеваниями, пациенты с болезнями цивилизации (симптомы, связанные со сверхнагрузками и воздействием стресса). На курорте развиты реабилитационные центры: психотерапии, аллергологии, пульмонологии, сахарного диабета, снижения избыточного веса, урологии, неврологии, эндоэкологической очистки организма от радионуклидов, солей тяжелых металлов, вредных шлаков. 

    1.2. Маркетинговое исследование туризма на курорте Анапа

    В организации туризма на курорте  Анапа принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.

    В таблице 1 приведены сравнительные данные по размещению туристов в здравницах Анапы.

    Таблица 1.

    Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Анапа с 2005 по 2009 гг

Тип здравниц Количество  койко-мест
2005 2006 2007 2008 2009
Санатории, профилактории 3520 3483 3378 3864 6868
Пансионаты 7583 7083 7590 10005 10169
Дома  отдыха 1506 1506 1506 1450 1139
Турбазы 4192 3690 4070 3750 2380
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря 11825 10630 9835 9830 10133
Базы  отдыха 13628 12290 10612 8670 6849
Кемпинги 980 980 980 980 575
Гостиницы 1090 1090 1090 1090 1686
Всего 44324 40752 39061 39500 38935

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка Анапа