Маркетинговое исследование рынка Анапа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапе.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- рассмотреть туристско-ресурсный потенциал города Анапы;
- провести маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.

Объектом исследования выступает город-курорт федерального значения Анапа Краснодарского края как туристский регион с устойчивой специализацией.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления формированием и развитием регионального туристского комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Туристско-ресурсный потенциал города Анапы……………………….6
1.1. Общие сведения о городе Анапе………………………………………....6

1.2. Маркетинговое исследование туризма на курорте Анапа………………8

1.3. Маркетинговое исследование инвестиционной деятельности, средств размещения и транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае и городе Анапе………………………………………………………………………..............13

2. Маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа……………………………………………………………………….22

2.2. Исследование достопримечательностей и гостиницы Анапы………...22
2.2. Обзор основных экскурсий в городе Анапа…………………………….26

2.3. Исследование спроса на экскурсионные услуги города Анапы среди российских туристов ………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………...37

Список использованной литературы……………………………………...39

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая дораб.. Маркетинговое исследование рынка туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

    В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает  только сотрудников, непосредственно  занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта.

    Основные  ресурсы города-курорта Анапа для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравницы), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.

    Проведенный статистический анализ, а также аналитическая  обработка всех документов администрации  г. Анапа за последние 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2009 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Анапа развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике (Рисунок 1).

      

    Рисунок 1. График загрузки туристами курорта Анапа за период 2004 – 2009 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек

    Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в г. Анапа, зависит от сезона. Результаты опроса приведены в Таблице 2.

    Таблица 2.

    Основные  цели прибытия туристов

Цель  прибытия (причина) Сезонный период, % Внесезонный период, %
Лечение 24,4 48,8
Оздоровление 25,2 42,4
Отпуск (каникулы) 49,5 8,1
Деловые цели 0,3 0,2
Прочие  причины 0,6 0,5
Всего 100,0 100,0

    Из  таблицы 2 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Анапы вне сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.

    В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.

    Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.

    Полнота рыночных отношений характерна для  частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает  общественный сектор.

    Наибольшее  количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8% .

    В Анапе подведены итоги курортно-оздоровительного сезона 2009 года. Как сообщает администрация города-курорта, в этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч человек, что на 20% больше аналогичного показателя 2008 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых летом 2009 года было зарегистрировано на 12% больше, чем в 2008 году. Общее количество мест, предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч.

    На  курорте Анапа большая часть отдыхающих узнала от турфирм (35,2%), что свидетельствует о хорошо налаженных связях здравниц с турбизнесом, и от друзей (26,7%) - Анапу в основном рекламируют сами отдыхающие (33,5%), получившие за это в специальной литературе прозвище «маркетологи по совместительству», и СМИ (журналы и газеты - 24,3%, Интернет - 17,9%) Это говорит о том, что администрация Анапы прикладывает много усилий для формирования положительного имиджа прогрессивно развивающегося курорта.

    Расчет  на спрос платежеспособного потребителя  помог администрации и жителям  Анапы благоустроить город, улучшить его санитарное и экологическое состояние, разнообразить сферу досуга. Напротив, такие традиционные достоинства Анапы как роскошные песчаные пляжи, уникальный климат, исторические памятники, местные вина нивелируются скоплением людей, антисанитарией и высокими ценами.

    Единый проект развития курорта Анапа курируется южноафриканской компанией «Виктория и Альфред Уотерфрант» и британской «Дейли Тест Энтерпрайсиз Лимитед». Объем предполагаемых инвестиций составит более 100 млн. долларов США. На федеральном уровне курируется развитие горнолыжного курорта «Красная Поляна» на 20 тыс. мест с 57 горнолыжными трассами.

    Основными инвесторами курорта выступили «Газпром», «Юмако» и РАО «ЕЭС России». Предполагается, что суммарные инвестиции участников проекта горнолыжного курорта должны составить 1,5 млрд. долларов США за 15 лет.

    Гостиничный сектор будет одним из самых быстро развивающихся секторов коммерческой недвижимости в Южном федеральном округе.

    Помимо курортов Краснодарского края, внимание инвесторов привлекают курорты Кавказских Минеральных Вод, но активное освоение этой территории еще не началось.

    Анапа на российском рынке бизнес - туризма очень молодой и неизвестный сегмент, где есть весь спектр необходимых услуг, высокий уровень сервиса, профессионализм персонала, новейшее оборудование, специально разработанные программы, индивидуальные и корпоративные туры.

    В рамках выставки-ярмарки «Анапа – самое яркое солнце России» прошла пресс-конференция, посвященная как самой ярмарке, так и планам администрации города по дальнейшему развитию курортов Анапы и Кубани в условиях текущего финансового кризиса.

    Туристический бизнес Анапы хорошо диверсифицирован. Анапа стала центром летнего семейного отдыха, а уникальный климат, природа позволяют значительно расширить перечень услуг для клиента. Спрос на путевки в Анапу будет сохраняться на довольно высоком уровне. Потребуется дополнительное строительство коммерческих объектов недвижимости, поэтому в ближайшее время проблем с наличием рабочих мест в Анапе не предвидится. Более того, ожидается, что численность туристов, посетивших курорты Анапы, в 2010 году превысит показатель года предшествующего.

    Высокая активность участников выставки в Анапе, её гостей — это сигнал, что интерес к курорту сохраняется. На ярмарке успешно заключаются выгодные контракты, отмечается высокая деловая активность бизнеса.

    Финансовый  кризис практически не затронет Анапу. В условиях роста валюты отечественные  курорты становятся значительно  более привлекательными. Более того ожидается даже рост малого бизнеса  на территории курорта. 

    1.3. Маркетинговое исследование инвестиционной деятельности, средств размещения и транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае и городе Анапе

    Ввод большинства крупных туристических объектов намечен на 2010, 2011 годы.

    В таблице 3 перечислены проекты, находящиеся на активной стадии реализации.

    Таблица 3.

    Стратегические  инвестиционные проекты Краснодарского края в г. Анапа.

Наименование  инвестиционного проекта Общая стоимость  проекта, млн. руб. Год окончания  реализации проекта
Пансионат отдыха, п. Кабардинка, ООО «Кедровая роща» 676,0 2010
Пансионат с организацией общекурортной набережной Тонкий мыс в г.Анапе, ООО «3 Прогресс» 755,0 2009
Гостиничный комплекс на 150 мест в ст. Прасковеевка города-курорта Анапа, ООО «Дионис» 211,0 2009

    Девелоперы из Санкт-Петербурга планируют реализовать в Анапе проект строительства Сити-центра, с участием иностранных инвесторов. Они готовы полностью заменить всю коммунальную инфраструктуру и инженерные сети в центральной части города.

    Московская  компания "Стивилон" в этом году намерена начать возведение гостиничного комплекса стоимостью 100 млн. евро. В настоящее время осуществляется выбор подрядных организаций строительства.

    Подписано соглашение о строительстве культурно-развлекательного центра стоимостью 3 млн. евро со швейцарской компанией “M and A”.

    Среди перспективных проектов можно назвать  соглашения со "Словенской экспертной корпорацией" о создании яхт-клуба  стоимостью $200 млн. и с компанией  ООО "Черноморский гольф" о строительстве  гольф-клуба общим объемом инвестиций 57,5 млн. евро.

    Начнет  реализацию в 2009 году проект по комплексному развитию прибрежной курортной зоны, который разработала компания из ЮАР ''Виктория энд Альфред Уотерфрант ЛТД''. В рамках только этого проекта должны появиться поля для гольфа, конноспортивный центр, кемпинги, отели, центры активного приключенческого и экологического туризма, spa-центр.

    Все перечисленные новые объекты  позволят расширить рамки курортного сезона или даже перевести курортную деятельность на круглогодичную работу.

    Рынок услуг минигостиниц Анапы чрезвычайно  динамичен. Как видно из таблицы 4, составленной по данным проведенного в 2008 году исследования туриндустрии Краснодарского края (Исследование проведено Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю), 44% (самый большой показатель по краю) домохозяйств курорта Анапы занимается приемом отдыхающих. Причем удельная численность размещаемых туристов превышает среднекраевой показатель почти вдвое (82 против 45). Объяснить это можно тем, что средства размещения Анапы, представляющие собой благоустроенные "минигостиницы", которые готовы принимать туристов круглогодично, составляют незначительную часть объектов размещения, много меньшую часть, чем, например, в Сочи. В свою очередь по оценкам экспертов в 2009 году в Анапе действовали уже 500 минигостиниц общей емкостью до 20 тыс. мест.

    Таблица 4.

    Основные  показатели частного сектора некоторых  городов Краснодарского края как  субъекта туристской деятельности в 2008 году.

  Общее число  домохозяйств в прибрежной зоне, единиц Доля домохозяйств, сдающих жилье туристам, % Численность размещенных  туристов в расчете на 1 домохозяйство, чел Общая численность туристов, тыс. чел.
Краснодарский край – всего 342348 27,8 45 47582
г.Сочи 118630 30 44 1566
г.Анапа 24990 44 82 902
г.Геленджик 21211 45 80 764
г.Ейск 29393 23 15 101

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка Анапа