Внешняя и внутренняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Настоящее время – это время технологических переворотов, появление принципиально новых инноваций, приводящих практически одномоментно к моральному устареванию больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные изменения в соотношении сил конкурентов – все это заставляет организацию постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, использовать стратегическое мышление, стремясь опередить надвигающиеся изменения. Любое предприятие представляет собой сложный объект, функции которого обеспечиваются его “внутренней средой”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВА АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основные понятия маркетинговой среды
Основные подходы к анализу маркетинговой среды
предприятия
1.3 Анализ и классификация факторов, образующих микросреду
предприятия
1.4Анализ и классификация факторов, образующих макросреду
предприятия
1.5 PEST и SWOT-анализы
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ НА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «БРТ»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ОАО «БРТ»
2.3 Проект мероприятий по разработке стратегических
маркетинговых действий

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ КУРСОВАЯ.docx

— 157.99 Кб (Скачать документ)

Сильные и слабые стороны – это  внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и  угрозы связаны с характеристиками рыночной, внешней среды и иногда не могут контролироваться компанией. После анализа этих четырех составляющих разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении  внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т. д.

На первом этапе SWOT - анализа составляется список сильных и слабых сторон предприятия .

Сильные стороны - это то, в чем оно преуспело  или какая-то особенность, предоставляющая  ей дополнительные возможности. Сила может  заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии  передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой  продукции, известности торговой марки  и т.п.

Слабые  стороны - это отсутствие чего-то важного  для функционирования предприятия  или что-то, что пока не удается  предприятию (по сравнению с другими) или нечто, ставящее предприятие  в неблагоприятные условия. В  качестве примера слабых сторон можно  привести слишком узкий ассортимент  выпускаемых товаров, плохую репутацию  компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п10. Таким образом составляется профиль организации.

В целом  по компании слабые стороны наблюдаются  в основном в области маркетинга и применения новейших технологий в  области производства продукции.

Следующим этапом SWOT-анализа является определение рыночных возможностей и угроз.

Рыночные  возможности - это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие  может использовать для получения  преимущества. В качестве примера  рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых  технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

Рыночные  угрозы - события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, повышение  уровня инфляции, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости  и т.п.

На основе информации, полученной в ходе анализа  маркетинговой среды, определяются рыночные возможности, открывающиеся перед компанией и угрожающие ей со стороны внешней среды опасности (угрозы).

Обладая информацией о внешней среде  и профиле предприятия (сильных  и слабых сторонах), для оценки взаимозависимости  факторов внутренней и внешней среды  составляется матрица SWOT (таблица 1.)

Из всего  списка сильных и слабых сторон предприятия  необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие  ячейки матрицы SWOT-анализа. Также и  из списка возможностей и угроз выбираются наиболее важные, и заносятся в  соответствующие ячейки матрицы.                                     

      Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

На каждом из полей нужно рассмотреть всевозможные парные комбинации, из которых затем  формируется набор стратегий.

Стратегии SO - cилы-возможности (maxi-maxi). При разработке стратегии компания должна стремиться использовать сильные стороны для  того, чтобы получить максимальную отдачу от возможностей, появившихся  во внешней среде.

Стратегии WO - слабости-возможности (mini-maxi). Стратегии  данной группы должна быть построены  таким образом, чтобы за счет появившихся  возможностей попытаться преодолеть имеющиеся  в организации слабости.

Стратегии ST - cилы-угрозы (maxi-mini). Данные стратегии  предполагают использование силы организации  для устранения угрозы.

Стратегии WT - слабости-угрозы (mini-mini). Для пар, находящихся на поле WT, компания должна выработать такую стратегию, которая  позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться преодолеть нависшие угрозы11.

Таким образом, составленная матрица SWOT-анализа позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должна провести компания для совершенствования своей маркетинговой среды. При этом нужно иметь ввиду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот - предотвращенные угрозы могут создать дополнительные возможности.

Задача SWOT-анализа состоит в том, чтобы представить специалисту всю необходимую информацию для определения возможных стратегий и их комбинаций. В процессе последующего стратегического планирования учитываются обстоятельства, связанные с изменениями во внешней маркетинговой среде и степенью адекватности этой среде профиля организации .

PEST - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.

Для простоты и удобства анализа  все факторы принято совместно  расcматривать в виде четырехпольной таблицы.

Приведем примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в  ходе анализа. (Приложение А).

Отличие анализов: PEST-анализ изучает  рынок; SWOT-анализ изучает положение  бизнес-единицы на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции  или идею.

PEST / STEP-анализ позволяет оценить текущую рыночную позицию предприятия / проекта и перспективы изменения этой позиции, обеспечивает необходимой информацией для анализа рисков, разработки программы управления рисками, разработки программы развития продукта / услуги, а также для обоснования коммерческого успеха.

На практике ПЭСТ-анализ удобно применять  при разработке плана маркетинга или бизнес плана в качестве инструмента  макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.

На основе полученной информации о  рынке формируются комплекс целей  и стратегия компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2   АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ  МАРКЕТИНГОВОЙ  СРЕДЫ НА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1    Краткая характеристика ОАО " Балаковорезинотехника"

ОАО «БалаковоРезиноТехника» - ведущий производитель резинотехнических изделий, выпускающий более 6000 наименований и обеспечивающий бесперебойную работу автоконвейеров ВАЗа, КамАЗа, ГАЗа. Руководство предприятия претворяет в жизнь передовые разработки автозаводов, осваивая производство новых комплектующих, реализует их идеи и предлагает оригинальные проекты для решения задач, связанных с развитием автомобильной и химической промышленности.    Сегодня  ОАО  «БалаковоРезиноТехника»  это:  динамично развивающаяся, многопрофильная, вертикально (по основным бизнесам) и горизонтально (по непрофильным бизнесам на стратегических клиентских рынках) интегрированная компания с высокой деловой репутацией, ориентированная на выраженное отраслевое лидерство в сфере производства резинотехнических изделий.         Свою миссию ОАО «БалаковоРезиноТехника»  видит  в: долгосрочной деятельности по производству резинотехнических изделий для автомобильной промышленности и на вторичный рынок, изделий, не связанных с автомобилестроением, с добросовестными потребителями в соответствии с их потребностями12

Предприятие   основано   в   1971 году   как   производственное объединение,  включающее два завода по производству РТИ для конвейеров   ВАЗа   и   КамАЗа   и   несколько   вспомогательных производственных   подразделений.   В соответствии с Указом Президента от 1.07.92г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества», распоряжений Госкомимущества России №486-р от 30.09.92г., решения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 13.04.93г. №735 Производственное объединение «Балаковорезинотехника» преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Балаковорезинотехника».      ОАО     «Балаковорезинотехника»   общество      учрежденное     в  организационно – правовой    форме    акционерного общества, тип – открытое,   является    юридическим    лицом    по     действующему законодательству. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правовая   политика   общества    определяется действующем   законодательством  и  Уставом  общества. Органами управления Общества являются:  Общее собрание Акционеров; совет директоров; генеральный директор.           Основные акционеры:          - общее количество - 2417, в том числе физические лица - 2403 акционеров (1,57% акций);          - юридические лица - 14 акционеров ( 98,43% акций).   В отрасли производства резинотехнических изделий ОАО «Балаковорезинотехника» занимает ведущее место.      Основными  видами  (предметом)  деятельности  Общества  являются:  - производство  формовых  и неформовых  резинотехнических изделий,  ремней  вентиляторных и плоскозубчатых,  рукавов резинотканевых,  клеев резиновых,  мембран резинотканевых,  резины  сырой товарной;            - производство  обуви и других  изделий для обеспечения потребностей  народного хозяйства и населения;      - оказание  медицинских услуг населению в порядке,  установленном действующим законодательством;         - строительные,  монтажные,  пусконаладочные и отделочные  работы; -производство вскрышных, добычных, маркшейдерских, рекультивационных работ на местных месторождениях полезных ископаемых;            - добыча и переработка мела;         - проведение технических,  технико-экономических,  финансовых,  правовых  и иных  экспертиз и консультаций;      - производство  товаров народного потребления;     - информационное  обслуживание;        - торговля,  торгово-посреднеческая,  закупочная,  сбытовая  деятельность,  создание  оптово-розничных подразделений и предприятий,  в том числе с правом  реализации  за  валюту  в соответствии  с действующим законодательством и многое другое.      Выпускаемые формовые изделия конструктивно подразделяются на резиновые, резинотканевые и резинометаллические, которые в свою очередь могут быть тонкостенными, толстостенными, полыми, монолитными и пористыми.          Объединение выпускает большую группу формовых изделий:   - резиновые и резинометаллические амортизаторы для смягчения ударов, поглощения шума и вибрации;        - уплотненные и манжеты и кольца различных сечений для создания        герметичности различного   рода подвижных и неподвижных соединений;         резинотканевые     и резиновые     диафрагмы   для   регулирования дозировки жидкости и газа резинопробковые прокладки, работающие в агрессивных средах  при  высоких  температурах;                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -защитные резиновые и резинометаллические чехлы;                                                            - губчатые   (пористые)  детали     различной      конфигурации,      применяемые как уплотнители.       Значительную роль в объеме резинотехнических изделий занимают неформовые изделия. Армированные и неармированные уплотнители из монолитной и губчатой резины с напыленным ворсом предназначены яля уплотнения сопряжения в автомобилях.       В большом количестве выпускаются изделия из прорезиненной ткани. Основная номенклатура выпускаемой продукции ОАО «БРТ»:  ремни вентиляторные; ремни плоскозубчатые;  рукава;  формовые, в т.ч. сальники; неформовые; резина товарная;  мембраны; клей; крошка резиновая;  обувь из ПВХ; пленка полиэтиленовая; трубы полиэтиленовые.

Номенклатура  выпускаемой предприятием продукции  рассчитана прежде всего на снабжение  конвейеров автозаводов, т.е. предприятием выпускается практически все  основные резинотехнические детали, используемые для сборки и кохмплектации  автомобилей - около 2 500 позиций РТИ, в том числе по спецификации АвтоВАЗа - 800 позиций, по спецификации КамАЗа - более 500 позиций, а также РТИ для  автомобилей производства АЗЛК, ГАЗ, ЗИЛ и других автозаводов, детали, входящие в различные узлы и агрегаты в сборе.       В 1995 г. на предприятии внедрена и эффективно используется система качества, прошедшая сертификацию МС ИСО 9001.   ОАО «БРТ» имеет большой технологический и интеллектуальный потенциал, что позволяет в кратчайшие сроки осваивать и выпускать любой вид продукции,   по  своей  характеристике  полностью  удовлетворяющей требованиям заказчика и соответствующей международным стандартам.

 

2.2 Анализ внутренней и внешней среды ОАО «БРТ»

Любая организация находится и  функционирует в среде. Под средой организации понимается наличие условии и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.    Непрерывный анализ внутренней и внешней среды является необходимым условием конкурентоспособности предприятия.      Внешняя среда представлена факторами макросреды (среда косвенного воздействия), которая неподконтрольна предприятию, но оказывает влияние на принятие менеджерский решений, особенно стратегических; и микросреды (среда прямого воздействия), которая оказывает непосредственное влияние на функционирование предприятия.    Анализ факторов макросреды целесообразно осуществлять методом PEST-анализа (Приложение Б). Анализируя матрицу PEST-анализа,  можно сделать выводы.         Существенная зависимость ОАО «БРТ» от автомобилестроительных предприятий, находящихся в прямой зависимости от состояния экономики, позволяет говорить о необходимости со стороны исследуемого предприятия мониторинга состояния и изменения макросреды для подготовки защитных мер в случае нестабильности экономики.        В настоящий момент предприятие должно соответствовать изменениям, происходящим в макросреде со стороны технологических воздействий. Благополучие и успех предприятия зависят от конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, которое обеспечивается внедрением новых прогрессивных технологий. В условиях жесткой конкуренции и высоких требований к качеству производимой продукции со стороны потребителей можно выжить, только выпуская необходимую, качественную, недорогую продукцию. Выпуск бракованной продукции ведет к потери рынков сбыта, потребитель уходит к более надежному партнеру.         Важное значение для предприятия имеют политические факторы. Государственное стимулирование отрасли (дотации, правительственная программа, высокие пошлины на импорт РТИ) оказывает помощь ОАО «БРТ» в борьбе за лидирующие позиции в отрасли.      Наименьшее влияние на деятельность ОАО «БРТ» оказывают социокультурные факторы. Руководство ОАО «БРТ» заботится о создании максимально благоприятных условий для организации отдыха и быта сотрудников: работают медсанчасть, центр «Милосердие» для ветеранов, центр досуга с детскими клубами.        После анализа макросреды необходимо провести анализ микросреды. Микросреда представляет собой анализ рынков сбыта, потребителей, конкурентов, ценовой политики,  товарной продукции, поставщиков и имиджа предприятия.          Рынки. Географически сферы деятельности общества широки: в первую очередь, это регионы России. Основными  каналами сбыта продукции являются «АвтоВАЗ» г. Тольятти, «ГАЗ» г. Нижний Новгород, «КамАЗ» г. Набережные Челны, «УАЗ» г. Ульяновск.       ОАО «Балаковорезинотехника» является постоянным партнером 20 стран мира. Поставки РТИ к автомобилям марки ВАЗ и других изделий, пользующихся спросом, осуществляется в Германию, США, Великобританию, Францию, Венгрию. Осваивается рынок сбыта Австрии, Бельгии, Новой Зеландии, Египта. Более 2000 наименований деталей изготавливается в объединении. Среди них формовые и неформовые изделия, вентиляторные ремни рукава для систем охлаждения, питания, тормоза, резинопробковые детали и многое другое.     Потребители. Номенклатура выпускаемой предприятием продукции рассчитана, прежде всего на снабжение конвейеров автозаводов, т.е. предприятием выпускается практически все основные резинотехнические детали, используемые для сборки и комплектации автомобилей.   Предприятие является генеральным поставщиком российских автоконвейеров: АвтоВАЗ, Камаз, ГАЗ и их смежников, выполняет госзаказы Военно-промышленного комплекса РФ, нефтегазовой промышленности, машиностроительных заводов, выпускающих бытовую технику, тракторостроительных заводов, потребности ОАО «РЖД», моторостроительных заводов и практически весь ассортимент РТИ, реализуемых через торговую сеть.       Помимо российских автопроизводителей поставки осуществляются ведущим мировым концернам, таким как FORD, Reno и др. Потребителей продукции ОАО «БРТ» можно разделить на три группы: 1. Крупные  автозаводы,  получающие  резинотехнические  комплектующие  для  обеспечения  автомобильных  конвейеров, и их смежники,  получающие комплектующие для сборки  блоков и узлов с  их  дальнейшей поставкой  на  автозаводы.  С ОАО «БРТ»  работают на основании долгосрочных  контрактов  и по  индивидуальным ценам. Поставка РТИ осуществляется  автотранспортом, ж/д транспортом, при возникновении острой потребности в комплектующих - ускоренными видами транспорта.            2. Торговые  представительства  ОАО «Балаковорезинотехника», осуществляющие реализацию  РТИ в качестве  запасных  частей оптом и в розницу предприятиям и частным лицам. С ОАО «БРТ»  заключен  контракт,  также установлены индивидуальные цены. Поставка РТИ осуществляется  автотранспортом и ж/д транспортом.         3. Предприятия различной формы собственности,  приобретающие продукцию ОАО «Балаковорезинотехника»  на основании разовых заявок или договоров, для использования продукции для собственных нужд,  в коммерческих целях, в качестве  комплектующих для производимой продукции.              Сведения об основных потребителях продукции ОАО «БРТ» представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Основные потребители продукции ОАО «БРТ»

  Товарная продукция. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 6000 наименований. Среди них формовые и неформовые изделия, ремни плоскозубчатые и вентиляторные, рукава для систем охлаждения, питания, тормоза, изделия шумоизоляции и многое другое.  ОАО «Балаковорезинотехника» имеет давние традиции и опыт по выпуску таких изделий. В последние годы были освоены новые направления деятельности: производство мела для химической промышленности, сельского хозяйства и строительной индустрии, а также производство зделия для ж/д путей и битумно-полимерного кровельного материала «Биэласт» для строительной индустрии.     

Ценовая политика. Очень важная роль отводится анализу цен на товары конкурентов. Несмотря на то, что ОАО «Балаковорезинотехника» стремится к монополии в своей отрасли, все равно пока не удается сдерживать конкурентов. Поэтому, именно с этой целью, приходится проводить гибкую ценовую политику: на предприятии существует ряд система “уступок”, предусматривающая снижение цены потребителю, для успешной, безубыточной реализации товаров.        Это влияет и на политику установления цены (ценообразование): предприятие отпускает свою продукцию по оптовой цене. Изначально она складывается на основании “затратного метода ценообразования” - рассчитывается полная себестоимость продукции (т.е. затраты на её производство) и затем прибавляется прибыль, но в условиях конкуренции, всё же приходится обращать внимание на условия на рынке. Поэтому система ценообразования получается комбинированной: помимо «затратного метода ценообразования» приходится применять и «рыночный». 

Конкуренты.   В России  производством всех основных групп резинотехнических изделий занято около 50 предприятий. Основными конкурентами ОАО "БРТ" являются: 

ОАО  «Уральский  завод  РТИ»  (г.  Екатеринбург); ЗАО «КВАРТ»  (г.  Казань); ОАО  «Саранский завод Резинотехника»  (г. Саранск); ОАО  «УЗЭМиК»  (г.  Уфа);  ОАО «Ярославский завод РТИ» (г. Ярославль); ЗАО «Курскрезинотехника»  (г. Курск); ОАО «РТИ – Каучук» (г. Москва); ОАО «Черкесский завод РТИ» (г. Черкесск); ЗАО «Тульский завод РТИ» (г. Тула); ОАО «Волжскрезинотехника» (г. Волгоград);  ОАО «Барнаульский завод РТИ» (г. Барнаул); ОАО «Беларусьрезинотехника» (г. Бобруйск).    

Структура рынка РТИ представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура рынка резинотехнических изделий 

  Внутренняя среда предприятия представляет собой совокупность переменных величин (ресурсов, возможностей, факторов), которые формируются внутри организации и выступают ресурсом ее развития. Анализ внутренней среды предприятия представлен в Приложении Б.   Полученные данные анализа рынка сбыта говорят о том, что ОАО «БРТ» обладает большим количеством сильных сторон и возможностей. Преодоление угроз происходит за счет активизации сильных сторон, а преодоление слабых сторон за счет использования внешних благоприятных факторов.             Об этом свидетельствует наличие соответствующих производственных мощностей и возможность производить широкий ассортимент продукции. Это будет способствовать удовлетворению возникающих потребностей населения и промышленных предприятий; сильные конструкторские и технологические службы позволят освоить новые виды продукции на имеющихся производственных мощностях с более эффективным их использованием  в короткие сроки; государственная поддержка отечественной автомобильной промышленности дает преимущество ОАО «БРТ» в борьбе с иностранными конкурентами.       Несмотря на это основным негативным фактором, влияющим на деятельность ОАО «БРТ» является большое количество конкурентов на рынке производства резинотехнических изделий для автомобильной промышленности, как мелких производителей РТИ, так и пришедших на российский авторынок ряда известных иностранных компаний, которые пользуются услугами своих поставщиков.       Состояние внутренней и внешней среды оказывает непосредственное влияние на динамику основных технико-экономических показателей работы предприятия.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда предприятия