Механизмы налогообложения и их использование государством в целях стимулирования роста производства продукции и платных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:28, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.docx

— 62.33 Кб (Скачать документ)

 

Бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его доходной и расходной статей.

 

Закрепленные  налоги - это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

 

Регулирующие  налоги - это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.

 

Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая  закрепленные налоги), доходы местных  бюджетов, так и из регулирующих доходов.

 

Определение налога, в качестве регулирующего производится при  утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог  с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

 

В зависимости от характера  использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

 

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

 

Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.

 

Формирование налоговой  системы Республики Казахстан можно  разделить на следующие периоды:

Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.

На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый  кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.

Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Не работали вовсе, либо функционировали  с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически  никто не платит). Сколько налогов  в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения  ставили в более выгодное положение  не производителя благ, а того, кто  этими товарами торговал или распределял  финансирование инвестиций под товары.

Правительство, принимая новый  налоговый кодекс, ставило перед  собой следующие цели:

  • Упрощение, устранение противоречий;
  • Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан.

 

Предполагалось сократить  количество налогов до 40-45%, а подоходного  налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные  платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых  неэффективных налогов. По заданию  Правительства республики, Минфина  и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков  и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних  налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы  на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.

 

Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей  экономике быстрей переориентироваться  на рыночные отношения, и отвечает интересам  государства в целом. Включение  механизмов принципиально новых  налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории  рыночных реформ в Казахстане. Между  законом и его реализацией  путь бывает долгий, но это когда  закон не воспринимается жизнью. Государственная  налоговая служба Казахстана была еще  создана в 1991 г. по Назарбаева в целях  дальнейшего совершенствования  системы контроля за соблюдением  налогового законодательства. 1995 год  стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов  радикального реформирования налоговой  системы республики Казахстан.

 

Итак, с 1995 г. - “года перелома”  в налоговой политике - началась меняться налоговая система, хотя до совершенства еще нужно много  и много изменять. Изменения налогообложения  вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 году сложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возросла на 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась  возможность расширить налоговую  базу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактику работы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество с правоохранительными и другими  экономическими ведомствами. Механизм реализации Налогового кодекса начал  действовать. Тем не менее, его вхождение  в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым, любое положение должно вводится постепенно. Поэтому налоговая служба вначале 1996 года подготовила 4 проекта  указов Президента, 18 проектов постановлений  Правительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговой  реформы. Основные ее идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая  нейтральность, справедливость и простота самой системы. Скажем, введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует  общемировой практике. 

Появилось понятие совокупного  годового дохода, из которого вычисляются  все расходы, связанные с его  получением. Значительно упростили  порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность  для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства  на срок до пяти лет. Короче говоря, внесены  существенные изменения во все части  налогового законодательства. На очереди  переход к оздоровлению экономики  и социального положения в  стране. Важная роль здесь у налоговых  организаций изменение режима налогообложения  направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. Например, для юридических лиц, осуществляющих деятельность на таких территориях, установленная льготная ставка налога - 20%. Дополнительно введена льгота по подоходному налогу, и на Н.Д.С. импортных товаров приобретенных  за счет госбюджета, по иностранным  кредит линиям, которые обеспечены гарантией государства. Органы налоговой  службы используют в работе различные  формы и методы решения проблем, возникающих в этот сложный переходный период. В частности, подержанная  идея обращения государственных  казначейских обязательств выпущенных Министерством Финансов для погашения  задолженности государству 700 крупнейших предприятий Казахстана. В 1996 году продолжена работа по заключению двухсторонних  налоговых конвенций со странами СНГ об избежании двойного налогообложения. В ноябре 1996 г. - распоряжение Президента «О декларировании государственными служащими  доходов и имущества, подлежащих налогообложению». Насколько действительным окажется президентское распоряжение - ведь известно умение наших чиновников обходить закон и общепринятые нормы. Как разъяснила служба законодательства и правовой экспертизы администрации  Президента, принимаемые меры - лишь начало разворачивающейся работы. А  пока происходит только сбор сведений, а не само декларирование, которое  будет иметь место в последующем, когда по истечении определенного  времени налоговыми органами станет проводиться сопоставление уровня доходов госслужащих с их расходами. Именно тогда появится возможность  определить реальный уровень их расходов, осуществлять контроль за ними и полной уплаты налогов чиновниками.

 

Но в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой  он принимает меры по повышению ответственности  органов власти перед нардом. В  соответствии с этим распоряжением  правительству дано задание в  десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.

 

Было доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом по республике собрано налогов и других платежей 89% от прогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В основном за счет недобора подоходного налога с юридических  и физических лиц, акцизов. Причинами  этого явления ясны: кризис неплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки за счет совокупного  расхода, рост числа несостоятельных  предприятий. Конечно, налоговая служба не сидела, сложа руки. Только налоговой  полицией с начала 1997 г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. Различных нарушений налогового законодательства. За короткий срок управлением  налоговой полиции по городу Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий, через  которые нелегально производились  обороты денежных средств на миллиарды  тенге. Еще буде принят ряд мер: создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих  подакцизную продукцию, ужесточение  правил открытия новых счетов (расчетных  и ссудных). В декабре 1996 г. перешли  на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентной бумаге с улучшенной степенью защиты. Продолжается работа по совершенствованию правовой базы.

 

Но от таких мер не всегда есть немедленная отдача, говорил  на заседании премьер-министр А. Кажегельдин. Он же подчеркнул, что  попытки ухода от уплаты налогов, наверное, будут продолжаться еще  долго, в силу различных причин и  сегодня речь надо вести об уменьшении их количества, если такие попытки  невозможно исключить полностью.

 

К концу 1998 г. должна завершилась  работа (второй этап построения налоговой  системы республики Казахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще  долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые  изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной налоговой системы.

 

В  соответствии  с  налоговым  законодательством  в  Казахстане  действуют налоги,  которые  являются  регулирующими   источниками   государственного бюджета (суммы  отчислений  по  ним  поступают  в  доходы  соответствующих бюджетов в порядке, определяемом  законом  о  республиканском  бюджете  на очередной год), сборы, платы и таможенные  платежи,  являющиеся  доходными источниками как  республиканского,  так  и  местных  бюджетов. 

В соответствии с Налоговым  кодексом с начала 2009 г. в Республике Казахстан действуют:

  • налоги: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, рентный налог на экспорт, специальные платежи и налоги недропользователей, социальный налог, налог на транспортные средства, земельный налог, налог на имущество, налог на игорный бизнес, фиксированный налог, единый земельный налог;
  • другие обязательные платежи в бюджет: государственная пошлина; сборы: регистрационные сборы, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, сбор с аукционов, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности, сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям; плата: за пользование земельными участками, за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за эмиссии в окружающую среду, за пользование животным миром, за лесные пользования, за использование особо охраняемых природных территорий, за использование радиочастотного спектра, за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи, за пользование судоходными водными путями, за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Ставки налогов для  субъектов, работающих в общеустановленном  порядке:

Наименование  налога

Ставка

1

корпоративный подоходный налог

20%

2

налог на добавленную стоимость

12%

3

индивидуальный подоходный налог

10%

4

акцизы

Ставки по видам отечественной  и импортируемой продукции будут  унифицированы в течении трех лет

5

социальный налог

11%

6

земельный налог

Сумма налога зависит от размера земельного участка, его  качества и целевого назначения

7

налог на транспортные средства

От 2 до 117 МРП*

8

налог на имущество

Физическим лицам 0,05-1% 
Юридическим лицам 0,1-1,5%

9

налоги и специальные  платежи недропользователей

Ставка налога зависит  от вида добываемого минерального сырья

*МРП (месячный расчетный  показатель) – 1 731 тенге.


 

 

Месячный расчетный показатель МРП) устанавливается Законом Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий год. Согласно Закону "О республиканском бюджете на 2013- 2015 годы", с 1 января  года размер месячного расчетного показателя (МРП) составил 1 731 тенге.

Месячный расчетный показатель (МРП) применяется для исчисления:

  • размеров штрафов за административные правонарушения;
  • некоторых видов налогов(например, налог на транспортные средства);
  • ставки государственной пошлины, сборов за регистрацию, лицензионных сборов;
  • минимальных размеров уставного капитала юридических лиц;
  • размеров пособий;
  • для определения статуса субъекта малого, среднего или крупного предпринимательства.

 

Информация о работе Механизмы налогообложения и их использование государством в целях стимулирования роста производства продукции и платных услуг