Адресаты любовной лирики Некрасова и Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:59, доклад

Описание

Данная работа посвящена любовной лирике Федора Ивановича Тютчева и Николая Алексеевича Некрасова.
Возникшее в Древней Греции понятие "лирика" служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры. Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир человека, сфера душевной жизни поэта. Лирика охватывает множество стихотворных жанров: например, элегия, романс, сонет, песня, стихотворение.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕтютчев.docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Данная  работа посвящена любовной лирике  Федора Ивановича Тютчева и Николая  Алексеевича Некрасова.

     Возникшее в Древней Греции понятие "лирика" служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры. Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир человека, сфера душевной жизни поэта. Лирика охватывает множество стихотворных жанров: например, элегия, романс, сонет, песня, стихотворение.

     Русская поэзия является высокой правдой о человеке, о его жизни, о жизни его души; это наше духовное достояние, наша национальная гордость и любовь. Всякое сильное переживание человека ищет выхода в слове – почти все влюбленные пишут стихи, даже те, кто в другое время к ним равнодушен. Это неудивительно, – ведь именно поэзия дает человеку крылья, именно поэзия выражает и все его чувства.

     Особенное значение чувству любви придавали  поэты, начиная со времени античности. Любовь не только нравственно обогащала  их, в ней они черпали вдохновение.

     Тема  любви – одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной.

      Актуальность  темы заключается в том, что на протяжении многих веков любовь является одним из «вечных двигателей», с  помощью которого зародилась жизнь  на Земле, с помощью которой продолжается жизнь и ради чего живут люди. Век любви, а также век любовной лирики – не скончаем.

      Цель данной работы заключается в характеристике любовной лирики Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и её адресатов.  В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

      1) проанализировать особенности любовной лирики в поэзии Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева;

      2)  рассмотреть любовные стихотворения Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева на примере «Панаевского» и «Денисьевского» циклов;

         4) охарактеризовать адресатов любовной лирики Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева.

Объектом  исследования данной курсовой работы являются адресаты любовной лирики  Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева.

Предметом исследования являются любовные стихотворения Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева.

Структура работы:  введение, заключение и список использованной литературы.

Материалы исследования: стихотворения Н.А. Тютчева (« Да, наша жизнь текла мятежно», «Прости», «Ах! что изгнанье, заточенье!»,  «Зине»). Стихотворения Ф.И. Тютчева ( «Весна», «Она сидела на полу», «Утро в горах», «О,как убийственно мы любим», «Весь день она лежала в забытьи») 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Любовная  лирика Николая Алексеевича  Некрасова
    1. Особенности любовной лирики поэта
 

      В своих произведениях  поэт исследует  тонкие движения человеческой души, изображает «жизнь сердца», проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей.  
О «страницах любви» у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике.  
Объектом внимания поэта становится «проза в любви» с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками. И здесь художник остается верным правде жизни.  
В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...» Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует «возвращенье любви и участья».  
Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных обстоятельств . :[Розанова,1988,с.204]
 

Для того чтобы  представить себе лирического героя, обратимся к 

стихотворению «Застенчивость». В нем запечатлено одно из нелегких

душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или

угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок, но жизнь 

не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее. 

 
Важным является то, что герой  сам пытается понять, каковы все причины его

«бесталанной  долюшки слезной», его «сознанья  бессилья обидного», и находит 

ответ: «Придавила меня бедность грозная». Н. Некрасов психологически точно

 передает  переживания человека, готового  перевернуть мир ради любимой,  но 

при встрече с ней чувствующего на ногах «гири железные». [М.Д. Аксёнова,2007,с.402.]

         
Окружающая действительность может  быть сурова не только по отношению  к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении «Тяжелый год — сломил меня недуг...”» мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — «жизнь без счастья» — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:  
 
Истерзана, озлоблена борьбой...  
Страдалица! Стоишь передо мной...  
 
В любви, по Некрасову, нет и не может быть однообразия. Обратимся к стихотворению «Да, наша жизнь текла мятежно...» Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства.  
Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат».  
Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи:  
 
Но с той поры, как все кругом меня пустынно,  
Отдаться не могу с любовью ничему,  
И жизнь скучна, и время длинно,  
И холоден я к делу своему.  
 
Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.  
Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово «вера» или производные от него повторяются в тексте так часто:  
 
Как ты хотела верить мне,  
И как и верила, и колебалась снова,  
И как поверила вполне! 

    [Н.А. Некрасов,2007,с.113] 
     
    Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт

помогает нам  открыть в изменчивых формах бытия  незыблемые ценности.  

Одна из них  — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым. 

 
 Некрасов показывает нам самые  разные этапы любовного чувства,  объединяя 
 

их подчас в  одном произведении. Так происходит в стихотворении «Давно  

отвергнутый тобой...». Вначале лирический герой предстает перед нами  

отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье  

взаимности, а  с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной.

Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства  

не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы  

создает ощущение трагизма. [ Корман , 1998,с.87]

         
В изумительной лирической миниатюре  «Прости», по форме напоминающей

        заклинание (благодаря анафорическому повтору  слова «не помни»), прослеживается зависимость любви от хода жизни:  
 
Прости! Не помни дней паденья,  
Тоски, унынья, озлобленъя, —  
Не помни бурь, не помни слез,  
Не помни ревности угроз!  
 
Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряются и начало и закат чувств.

 Поэтому последние  строки звучат как завещание:  
 
Но дни, когда любви светило  
Над нами ласково всходило  
И бодро мы свершали путь, —  
Благослови и не забудь!  
[Н.А. Некрасов,2007,с.167] 
 
«Любви светило» наделяется свойствами живого существа: оно «ласково всходило», согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.  
Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца. 

    1. «Панаевский цикл» Некрасова

     Стихотворения этого цикла посвящены одной из известных красавиц

Петербурга Авдотье Яковлевне Панаевой. Некрасов очень долго добивался

руки и сердца этой мудрой не по годам женщины. Но Панаева красноречивому поклоннику не верила. Всячески отстраняла от себя, тем самым только

разжигая его  страсть. Однажды Некрасов катал  Авдотью на лодке по Неве и

вдруг, вдали  от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в

случае отказа прыгнет в воду. И он пошел бы ко дну – ведь плавать не умел.

Неприступная  красавица хмыкнула, и Некрасов прыгнул  в воду.

 
Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как 

привели в чувство. А он тут опять стал её уговаривать: не согласитесь,

обожаемая, ответить на мои чувства, а то я пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют.

 
И постепенно ледяное сердце неприступной красавицы растаяло.

      В 1846 году супруги Панаевы в компании с Некрасовым справили летние месяцы в своем имении в Казанской  губернии. Здесь поэт детально обсудил  с Панаевым план выкупа и совместного  возрождения журнала "Современник". И здесь же окончательно сблизился  с его женой – как и мечтал. 
Вернувшись в Петербург они поселились в одной квартире. И началась странная жизнь… Иван Панаев – муж без жены, редактор без журнала (всеми делами процветающего издания заправлял Некрасов), рогоносец без обмана… И Авдотья – супруга перед Богом и людьми одного, по факту и велению сердца – другого. 
 
Некрасов, не всегда откровенный на словах, все половодье своих чувств излил на бумагу. Так родился поэтический "Панаевский цикл" – история неровной, бурной, мучительной любви. 
 
Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений. 
 
«Мы с тобой бестолковые люди: что минута, то вспышка готова!... Легче мир – и скорее наскучит», – объяснялся в рифмах поэт. По-видимому, иной формы, кроме тяжелой и гнетущей, Николай Некрасов своему чувству придавать не хотел. 
 
У поэта любовь предстает в сложном переплетении прекрасного, возвышенного и житейски обыденного. Недаром его любовную лирику зачастую сравнивают с пушкинской. Но у Пушкина героиня - объект лирических чувств, существует как некий прекрасный идеал, лишенный конкретных черт, а вот у Некрасова «лирическая героиня» - это «второе лицо» стихотворения, она всегда существует рядом с героем - в его воспоминаниях, в его диалогах с ней - не просто как идеал, а как живой образ.

Информация о работе Адресаты любовной лирики Некрасова и Тютчева