Аксиологическое измерение культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:46, доклад

Описание

1. Культура труда
2. Культура учебы
3. Культура досуга
4. Культура общения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word культорология.docx

— 114.07 Кб (Скачать документ)

                             Семинар №3. Аксиологическое измерение культуры.

                                                                 План:

1. Культура труда

2. Культура учебы

3. Культура досуга

4. Культура общения

                                                          1. Культура труда

Культура Труда - культуроформирующее воздействие труда на человека К.т. представляет собой систему, функционирование и развитие к-рой обеспечивает определенное соц. качество трудового процесса - основное условие реализации сущностных сил человека

Компоненты культуры труда 

 

Технологическая дисциплина — четкое соблюдение всех предписаний технологии, правил и действий, а также требований к качеству продукта труда. 
      Рабочее место — зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или выполнением работ. 

 Конечная цель организации рабочего места — оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы. 

При организации рабочего места  должны быть соблюдены определенные условия. 

 

    • Достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования.
    • Наличие зоны свободного действия, т. е. участка, на котором сконцентрированы оборудование, инструмент, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться.
    • Достаточное естественное или искусственное освещение рабочего места.
    • Конструкция и дизайн рабочего места должны обеспечивать быстроту, простоту и экономичность технического обслуживания оборудования, поддерживать удобную рабочую позу.
    • Соответствующий нормам воздухообмен, температура и влажность.

Важнейшей составляющей культуры труда  является обеспечение условий его  охраны и безопасности. 
       Техника безопасности — система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов. 
      Безопасность трудовой деятельности осуществляется при точном выполнении предписаний и инструкций по технике безопасности. Каждому виду деятельности соответствуют определенные правила работы, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности непосредственно на каждом рабочем месте. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения положений инструкций. 
      Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна сковывать движения, но в то же время не должна свисать. Рабочая одежда обеспечивает чистоту и продлевает срок службы личной одежды.

 
       Культура труда включает технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность труда. 
      Так как культура труда связана с конкретной профессиональной деятельностью, она является составной частью технологической культуры.

                                                    2. Культура учебы

Всякий труд требует обучения. Чем  сложнее труд, тем сложнее и  дольше процесс обучения ему. В истории  человеческого общества культурные сценарии учебы постепенно усложнялись  и совершенствовались.

Обыденно-практическое обучение:

Исторически первой, наиболее древней  формой учебного процесса является обыденно практическое обучение, сценарий которого не предполагает специальной организации  учебного процесса. Учеба происходит стихийно, путем вовлечения подрастающего  поколения в трудовую деятельность взрослых. Взрослые учат младших в  процессе решения своих трудовых задач, не отвлекаясь на организацию  учебы как особого дела. При  этом в первобытных племенах ритуалы  инициализации юношей служили своего рода экзаменами на «аттестат зрелости»: успешно выдержавший испытания  юноша считался полноправным членом племени, способным участвовать  в его делах наравне со взрослыми. Обыденно-практическое обучение было главной, если не единственной, формой учебы в течение долгого исторического времени. В натуральном крестьянском хозяйстве дети с раннего возраста постепенно овладевали знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы заниматься земледелием и животноводством, охотой и рыбной ловлей, крестьянскими ремеслами и домоводством. Обыденно-практическое обучение сохраняется и доныне там, где труд не требует специального образования, и овладеть его секретами можно просто путем наблюдения и подражания старшим в домашних условиях ( так обычно с детства происходит приобщение к домашнему труду). Характерными особенностями такой формы обучения являются нераздельное слияние процесса учебы с жизнью, неформальное личностное общение ученика и учителя.

Демонстративное обучение:

Это вторая форма учебного процесса, исторически складывавшаяся по мере усложнения задач учебы. В ней  обучение организуется как особый процесс  взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как  надо делать, ученик копирует действия учителя. Учеба становится самостоятельным, специфическим видом деятельности: учитель демонстрирует ученику  способы деятельности не по ходу выполнения своих основных трудовых задач, а  специально для ученика. Сценарий демонстративного обучения требует от учителя педагогических навыков и методических приемов: подбора задач, посильных для  ученика, последовательного перехода от менее сложных задач к более  сложным. От ученика требуется лишь точное повторение действий учителя, а не понимание того, что и почему надо делать.

Сначала демонстративное обучение возникает в области ремесел  и прикладного искусства, а затем  распространяется и на другие занятия. Демонстративное обучение господствовало в средневековой Европе: в ремесленных  цехах, в монастырских школах и университетах. В той или иной мере демонстративное  обучение входит в учебный процесс  и сегодня. И не только потому, что  многие учителя склонны к этому  типу обучения и требуют от своих  учеников не более чем повторения и запоминания учебного материала.

Есть одно существенное обстоятельство, в силу которого без демонстрации как метода обучения трудно обойтись. Дело в том, что помимо явного, вербализованного знания, которое излагается в книгах или в словах преподавателя, существует еще и знание неявное, невербализованное. Далеко не все знания, навыки и умения можно полно и точно отразить в учебниках или в объяснениях преподавателей. Специалисты часто сами не осознают того, как они действуют при Решении каких-то профессиональных задач, а потому их рассказ о своих действиях оказывается неполным (домашние хозяйки знают, что даже самые подробные кулинарные рецепты не гарантируют, что блюдо получится вкусным). Еще более значительное место занимает неявное знание в научной и художественной деятельности. ≪Тайны творчества≫, как правило, сам творец толком не знает и не может выразить.

В 1970-х годах после публикаций о создании лазера на углекислом газе ни в одной лаборатории мира не удавалось на основе опубликованной информации воспроизвести действующий  лазер этого типа. Абсолютно точные копии работающего лазера совершенно непостижимым образом отказывались работать. И только на основе непосредственного  наблюдения за работой создателей лазера удалось уловить опущенные в  их публикациях ≪мелочи≫ и получить действующие образцы.

Таким образом, многим вещам приходится учиться ≪на примере≫, подражая образцам, которые демонстрирует учитель. ≪Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю. Этими скрытыми нормами может овладеть только тот, кто в порыве самоотречения отказывается от критики и всецело отдается имитации действий другого≫. Если не придерживаться традиций, передаваемых путем подражания, можно утерять какие-то достижения прошлого.

≪Обычно эти потери невосполнимы. Жалко наблюдать бесконечные попытки — при помощи микроскопов и химии, математики и электроники — воспроизвести единственную скрипку, сделанную среди прочих скрипок полуграмотным Страдивари 200 лет назад≫.

Но как бы важно ни было наблюдение и повторение действий учителя, сведение учебного процесса только к подражанию образцам, которые демонстрирует учитель, ставит ученика в позицию пассивного объекта обучения, целиком и полностью находящегося под властью учителя (≪авторитарная педагогика≫). Индивидуальные особенности личности учащегося существенного значения для действий учителя не имеют. Его дело — продемонстрировать знания и умения, а как они уложатся в головах учеников — это уже их дело. Учитель и ученик здесь отчуждены друг от друга, противопоставлены друг другу как активный субъект и пассивный объект.

Развивающее обучение:

Третья, более совершенная форма  учебного процесса —развивающее обучение. Оно связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся. Сценарий учебного процесса здесь ориентирует учителя не только на показ, но и на объяснение, а ученика — не просто на повторение и запоминание, а на  понимание изученного материала и самостоятельное выполнение упражнений, способствующих его освоению. Центр тяжести обучения переносится на самостоятельную работу учащегося. Развивающее обучение в том или ином виде сейчас является наиболее распространенным в системе образования — от начального до высшего. Согласно его сценарию, учитель дает ученикам задания, требующие от ученика самостоятельной работы, а потому ученик выводится из пассивной позиции. Учитель должен учитывать индивидуальные психологические особенности учащегося для того, чтобы добиваться максимального учебного эффекта. Побуждение ученика к самостоятельному учебному труду является одной из важнейших функций учителя. ≪Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить≫1. Сценарий развивающего обучения предполагает, что учитель не просто учит, но и разжигает у ученика интерес к знаниям, любознательность, охоту к учебе.

Однако как в демонстративном, так и в развивающем обучении учитель остается центральной фигурой сценария учебного процесса. Он без участия ученика определяет, что и как следует изучать, какие задачи и в какой последовательности ученик должен решать. Он берет на себя сообщение ученику основных сведений. На него возлагается и вся ответственность за учебную деятельность ученика (что выражено в известном тезисе: ≪Нет плохих учеников, есть плохие учителя≫). К тому же учитель, как правило, работает не с отдельной личностью, а с группой, организуя работу каждого — даже при индивидуальном подходе — по единым планам и педагогическим принципам. В этом духе и строится доныне педагогика как наука о принципах, Методах, формах деятельности учителя, а не учащихся — последние Должны лишь делать то, что велит учитель.

Креативное обучение:

В XX веке постепенно обрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы: разрабатываются идеи креативного2 обучения.

Сценарий креативного обучения предполагает ≪штучный подход≫, индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся Во главу угла ставится задача развития способностей учащихся к самостоятельному формированию новых знаний, умений, способов действий. Главным фактором креативного обучения является инициативность учащихся. Ученик перестает быть объектом педагогического воздействия и становится полноправным субъектом общения. Он несет ответственность за свою работу в той же мере, как учитель - за свою. Формула ≪нет плохих учеников≫ тут не работает: не из всякого ученика даже очень хороший учитель может ≪сделать≫ креативную личность; безответственный, безынициативный, не желающий или не способный действовать самостоятельно ученик для креативного обучения не годится. Правда, хороший педагог и в этом отношении многое может сделать. Но — далеко не всё!1

В креативном обучении учебный процесс превращается в совместную работу учителя и ученика. Он организуется как форма естественного, живого контакта полноправных партнеров, заинтересованных друг в друге и в деле, которым они вместе занимаются. Учитель здесь — не ≪поводырь≫, а человек, обладающий большим объемом знаний и умений, чем ученик, а потому имеющий возможность давать советы и рекомендации ученику и пользующийся у него авторитетом. Отношения между учителем и учеником принимают характер неформального, личностного общения. В этом общении идет не одностороннее движение информации от учителя к ученику, а двусторонний обмен информацией. В него втягивается вся личность учащегося в целом, а учитель уже не просто ≪выполняет обязанности≫, а входит в духовный мир ученика как близкий ему человек. Обучение в такой форме —это уже самообучение, которое каждый отдельный ученик совместно с учителем организует по-своему в соответствии с психологическими особенностями своей личности.

Совместная работа ученика с  учителем в процессе креативного обучения — это их сотворчество. Креативное обучение — это и обучение творчеству, и сама по себе творческая деятельность. Огромное значение при этом приобретает личность педагога. Он должен быть яркой, талантливой личностью. Нетворческий педагог творчеству не научит.

В креативном обучении происходит как бы возврат к тому, что было характерно для начального обыденно-практического обучения: учебный процесс сливается с жизнью, с решением реальных задач, становится совместной жизнедеятельностью учителя и ученика. В то же время креативная форма обучения синтезирует в себе методы всех предшествующих форм.

 

                                                              3. Культура досуга

Досуг — это ≪свободное от работы время≫1. Досуг есть отдых, а отдыхать — значит, как сказано в классическом Толковом словаре В. Даля, ≪покоиться после трудов, дать себе роздых, ничего не делать, уставши сидеть, лежать или стоять, собираясь с силами≫. Если так, то вроде бы нельзя даже рассматривать культуру досуга в главе о сценариях деятельности: сценарии досуга — это скорее уже сценарии бездеятельности.

Отсюда естественно возникает  и представление, что раз время  досуга, отдыха не заполнено никакими занятиями, то оно не занято и культурой.

Противопоставление досуга работе (труду, делу), конечно, имеет свое оправдание. Вконец измученному работой человеку, как правило, действительно не хочется  ничего, кроме как, по Далю, ≪устав¬ ши сидеть, лежать или стоять≫. Однако и пассивный, бездеятельный отдых — это некоторая разновидность культуры досуга. Если же работа не доводит человека до полного истощения сил, то он может отдыхать более активно, заполняя время досуга какими- то занятиями, доставляющими ему удовольствие: чтением, просмотром телепрограмм, встречами с друзьями, посещением музеев и театров. Это обычно и называют ≪культурным отдыхом≫. Безусловно, такой отдых более содержателен и связан с более развитой культурой досуга. Если бы досуг всегда проводился в пассивной форме, то духовная жизнь людей протекала бы на крайне примитивном уровне. Развитие культуры при этом шло бы очень медленными темпами, если бы вообще было возможно. Для занятия культурной деятельностью нужно время. Отсюда следует, что активный досуг — необходимое условие развития культуры. Для того чтобы она развивалась, у людей должно быть свободное от труда время и силы для его активного использования.

Информация о работе Аксиологическое измерение культуры