Аксиологическое измерение культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:46, доклад

Описание

1. Культура труда
2. Культура учебы
3. Культура досуга
4. Культура общения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word культорология.docx

— 114.07 Кб (Скачать документ)

Можно выделить несколько типичных сценариев досуга в современном

обществе.

1. Отсутствие отдыха. Это крайняя, ≪вырожденная≫ ситуация, в которой время досуга приближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать. Это работа ≪на износ≫. В такую ситуацию люди попадают либо из-за трудных жизненных обстоятельств, либо из-за того, что становятся ≪трудоголиками≫. Долго жить в подобной ситуации опасно: дело может кончиться нервным срывом и серьезными заболеваниями.

2. Будничное безделье. После работы — бездумное, беззаботное и бесцельное времяпрепровождение. Например, лежание на диване, не слишком интеллектуально трудные игры (домино, карты, футбол), болтовня с приятелями, обычно на одни и те же темы и нередко под бутылку. Есть и более осмысленные варианты: телевизор, легкая музыка, дискотека, любовное свидание. Усталому и малообразованному человеку эта форма проведения досуга дает отдых и разрядку, позволяет ему восстановить силы для нового рабочего дня. Но о росте культурного кругозора тут говорить непроходится. Такого рода сценарии досуга являются доминирующими у людей, не желающих или не способных изменить свой социальный статус.

3. Домашняя работа. У людей семейных — обычно неизбежное дополнение к их профессиональному, служебному труду. Поскольку большая часть хозяйственных забот по дому падает обычно на плечи женщин, это значительно сокращает их досуг. Следствием этого может быть накапливающаяся годами усталость, подрывающая здоровье, а также интеллектуально-культурное отставание жены от мужа, который имеет больше времени для повышения уровня своего культурного развития.

4. Праздник. В широком смысле слова праздником может быть любая форма проведения досуга, которая резко нарушает обычный, повседневный, изо дня в день повторяющийся распорядок и создает приподнятое настроение. Праздник прерывает монотонное течение будничного бытия. Для этого праздничный досуг выносится в ≪небудничное≫ место за пределами пространства повседневной жизни (нарядный зал, храм, поездка за город). На краткое время люди сбрасывают свои ≪социальные маски≫. Они облачаются в праздничные костюмы, общаются ≪без чинов≫, резвятся, как дети. Наиболее ярким выражением праздничной стихии является карнавал. По М. М. Бахтину, карнавал есть кратковременный ≪бунт против культуры≫, санкционированная культурой форма нарушения культурных норм. На карнавале, да еще под маской, можно отступить от многих надоевших правил ≪обычного≫ поведения и делать то, что в будни вызвало бы суровое осуждение. В результате происходит разрядка, сброс долго копившегося напряжения, символический выпуск ≪пара≫ из котла подавляемых культурой инстинктов.

5. Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне его служебных обязанностей. Переключение на другой вид деятельности оказывает в принципе такое же воздействие на мозг и нервную систему, как и на мышцы: известно, что утомление какой- то одной группы мышц снимается быстрее, если дать нагрузку на другую группу мышц (например, восстановлению работоспособности уставших мускулов правой руки способствует нагрузка на мускулы левой).

Неоценимые возможности для  полноценного отдыха открывает приобщение к миру искусства. Распространенной формой досуго¬ вых занятий являются хобби — увлечения, которым человек с радостью посвящает свободное время. Обычно в подобных увлечениях деятельность ведется на любительском уровне, но многие достигают высокого профессионализма.

6. Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельность протекает в условиях ≪ненормированного ≫ рабочего дня. Они могут перемежать отдых с трудом так, как считают удобным, включать его в структуру своей деятельности (например, проводить деловую встречу на пикнике). Но платой за это является то, что ответственность и забота о деле сопро- вождают человека повсюду.

                                                       4. Культура общения

Культура общения — это одна из сторон культуры поведения населения  земли. В её базе — уважение и  доброжелательность к человеку, желание  сделать для него самые лучшие условия. Проявляется культура общения  в умении вместе с помощью звучащего  слова выразить человеку признательность, уважение, внимание, дабы создать у  него отличное настроение, душевный подъем, а также желание функционировать  с полной отдачей.

Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:

1-й этап: начало общения.

Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.

 Этикет в данном случае  предписывает следующие обращения:

-     Разрешите с Вами  познакомиться.

-     Я хотел бы с  Вами познакомиться.

-     Позвольте с Вами  познакомиться.

-     Давайте познакомимся.

 Встречи знакомых людей начинаются  с приветствия. Первым приветствует:

-     мужчина женщину;

-     молодой человек  более пожилого;

-     человек, занимающий  более низкую ступень в общественной  иерархии, того, кто находится на  более высокой ступени.

 Наиболее часто употребляемые  приветствия: «Здравствуйте», «Доброе  утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый  вечер» (после 18.00).

 Существуют также приветствия,  которые подчеркивают радость  общения, радость от встречи:

-     Очень рад Вас  видеть.

-     Добро пожаловать.

2-й этап: основная часть  общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.

 Для каждой ситуации в  процессе разговора этикетом  предусмотрены определенные фразы,  например:

 Торжественные ситуации:

-     Примите наши самые  теплые (горячие) поздравления!

-     Горячо поздравляем!

-     Скорбные ситуации:

-     Разрешите (позвольте)  выразить Вам мои глубокие (искренние)  соболезнования.

 Большое значение имеют в  общении комплименты. Когда вы  произносите их, лучше быть корректным  и ненавязчивым:

-     Вы хорошо (превосходно,  великолепно) выглядите.

-     Вы так обаятельны.

-     Вы отличный специалист.

 Услышав комплимент в свой  адрес, покажите, что вам это  приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.

 Поток неловких любезностей  в вашу сторону лучше остановить  как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не  вдаваясь в дискуссию.

Тема общения.

Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять  ряд этических требований:

-     не рассказывать  о своих личных делах;

-     говорить мало или  не говорить совсем о делах  своих близких;

-     если вам навязывают  сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается».  Если сплетничают о вас, не  следует вовсе обращать на  это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай»,  никогда себя не оправдывают;

-     не рассказывайте  в обществе малознакомых людей  сенсационных, но недостоверных  новостей;

-     невежливо говорить  в обществе намеками, понятными  лишь части присутствующих. Если  общество насчитывает менее семи  человек, необходимо поощрять  общий разговор, а не частные  беседы по отдельности;

-     не говорите на  иностранном языке в присутствии  людей, которые им не владеют;

-     не рекомендуется  рассказывать о снах и предчувствиях,  предаваться продолжительным воспоминаниям  о прошлом, произносить в обществе  длинные монологи;

-     некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно  если это человек преклонного  возраста;

-     не следует подсказывать  слова рассказчику, заканчивать  за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово;

-     опасной темой является  возраст. В обществе пожилых  людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже  старый» или «Ну в этом возрасте...».  Вообще интересоваться возрастом  другого не следует;

-     не следует спрашивать  профессионального совета у врача  или юриста, которого случайно  встретили в гостях, на улице  или в транспорте;

-     некрасиво постоянно  жаловаться на неудачи, а также  на физические недостатки.

-     редко привлекает  к себе симпатии человек, повествующий  в обществе о своих успехах,  высоких качествах, талантах.

Обращение.

В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к  другу. Обращение используется на любом  этапе общения. Но до конца формулы  обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования.

 По этикету не принято  начинать обращение к человеку  со слов: «женщина», «мужчина»,  «девушка», «бабуся» и т. д.

 В среде государственных  служащих, бизнесменов нормой становится  обращение «господин», «госпожа»  в сочетании с фамилией, должностью, званием.

 Обращение «товарищ» продолжают  использовать военнослужащие, члены  левых партий, а также многие  заводские и фабричные коллективы.

 Ученые, преподаватели, врачи,  юристы отдают предпочтение обращению  «коллеги», «друзья».

 У старшего поколения встречается  обращение «уважаемый».

 К незнакомому человеку предпочтительней  обращаться, используя этикетные  формулы:

-     Будьте любезны.

-     Будьте добры.

-     Извините.

-     Простите.

 Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять  при обращении. Чем чаще мы  произносим имя адресата, тем  больше приятных ассоциаций вызываем  у него.

3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:

-     Всего Вам доброго.

-     Разрешите проститься, попрощаться.

-     Надеюсь на скорую  встречу.

-     До свидания.

 Таким образом, о культуре  общения следует говорить как  о важнейшем достижении человеческой  культуры, цель которого - облагораживание  человека, в его основе лежат  доброта и нравственность.


Информация о работе Аксиологическое измерение культуры